Совет представляет доклад Конференции министров.


Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии и выводы Рабочей группы. Одновременно готовятся проект решения Генерального Совета ВТО, названные выше протоколы о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад Рабочей группы и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной.

Такова обычная процедура. Однако реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет проверена практикой. А практика, как показала деятельность ГАТТ и ВТО, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в протокольные и процедурные нормы.
Характерный пример присоединение Словении, которая стала первой страной, присоединившейся к ВТО. Словения взяла на себя широкий круг обязательств, относящихся к внешнеторговому режиму страны, входящих в круг ведения ГАТТ в его новой редакции 1994 года. Однако в ходе обсуждения на Рабочей группе очень большое внимание было обращено и на такие вопросы, по существу выходящие за рамки ГАТТ, как приватизация, государственное участие в собственности, государственная торговля (в более широком плане, чем это предусмотрено в ГАТТ).

Ряд членов Рабочей группы указали, что обязательства и заверения, отраженные в Докладе Рабочей группы и Протоколе о присоединении, должны ограничиваться обязательствами, закрепленными в ГАТТ 1947 года. Рабочая группа приняла к сведению заявления этих стран о том, что никакие заверения или обязательства правительства Словении сверх тех, которые предусмотрены в Генеральном Соглашении или связанных с ним вспомогательных документах, не могут служить прецедентом ни для будущих присоединений, ни для других переговоров или процедур ГАТТ. С другой стороны, ряд других членов Рабочей группы заявили, что мандат рабочих групп по вопросам присоединения включает в себя изучение внешнеторгового режима присоединяющейся страны в широком плане и определение на этой основе условий присоединения. В этой связи рабочие группы должны изучать все вопросы, имеющие отношение к международным торговым связям.

Эти страны отметили, что в тех случаях, когда государственная политика непосредственно отражается на условиях функционирования рынка, включая доступ к нему, Рабочая группа по вопросу присоединения может с полным основанием добиваться большей степени транспарентности в осуществлении такой политики.
В связи с вопросами о государственных предприятиях и приватизации Словения приняла на себя конкретные обязательства представить намеченный график приватизации на основе соответствующего законодательства, ежегодно представлять подробную информацию о ходе осуществления и степени завершенности процессов приватизации и реформы собственности, в том числе сведения о состоянии международных торговых операций государственных и общественных предприятий, остающихся неприватизированными. В этой связи некоторые члены Рабочей группы подчеркнули, что вопрос о присоединении страны не должен увязываться с принятием мер в областях, не охватываемых положениями Генерального Соглашения, таких, как перестройка экономики, включая реформу структуры собственности или приватизацию. Аналогичные дискуссии протекали в Рабочих группах по вопросу о присоединении Болгарии и Монголии и, судя по всему, будут иметь место и в случае присоединения других стран, включая Россию.
Рабочая группа по Словении завершила свою работу, рекомендовав принять Словению в ГАТТ-1947, и в соответствии с пунктом 8(в) решения министров от 14.04.94 года Рабочая группа приняла решение вновь собраться для изучения доклада Словении о торговле услугами и о режиме в отношении прав интеллектуальной собственности. Обсуждение условий принятия Словении и разногласия в Рабочей группе показывают, что реальная процедура присоединения к ВТО может быть наполнена иным смыслом, чем то, что заложено в Соглашении о ВТО.


Сейчас многие процедурные стороны деятельности ВТО, интерпретация новых положений и документов проходят период становления, отношение к ним со стороны различных стран неоднозначное, неоднозначны и интересы трех главных участников мировой торговли: США, Японии и Европейского Союза.
России необходимо хорошо знать, понимать и исследовать в своих интересах эту “неоднозначность”, искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств, интересы которых совпадают с интересами России.
Вопрос об условиях участия в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлечет за собой серьезные изменения в общей системе прав и обязательств, возникающих в рамках многосторонней системы ведения торговли.
Как уже отмечалось, ВТО отличается от ГАТТ не только значительно более широким кругом ведения, который включает помимо торговли товарами также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, но и тем, что она должна создать более жесткую межгосударственную правовую структуру. Как уже говорилось, ГАТТ в редакции 1947 года содержало оговорку, что страны-участницы должны привести в соответствие с положениями ГАТТ свою национальную правовую структуру в максимально возможной степени, совместимой с национальных законодательством. Кроме того, ряд Соглашений (Кодексов), созданных в ходе предшествующего тура переговоров (Токийский раунд 19731974), были обязательны только для тех стран, которые их приняли.
Теперь соглашение о создании ВТО устанавливает жесткий принцип, что все ее члены принимают полностью весь пакет договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО, и должны привести в полное соответствие свое национальное законодательство (законы, постановления и административную практику) с обязательствами, содержащимися в прилагаемых к Соглашению о ВТО договоренностях.
Правовой фундамент ВТО включает 56 договоренностей, соглашений, решений, деклараций и других документов, являющихся в правовом отношении единым пакетом, более сложным, чем ГАТТ в редакции 1947 года.
Это приведет к резкому повышению обязательств со стороны всех стран-участниц ГАТТ. Однако с резким повышением уровня обязательств столкнутся, прежде всего, развивающиеся и вновь вступающие страны. Им предстоит принять обязательства, вытекающие из обязательности участия в кодексах Токийского раунда, которые ранее были приняты только частью развивающихся государств и не были обязательными для вновь вступающих государств, а также взять на себя обязательства, вытекающие из новых соглашений.
Более сложный и жесткий характер приобрела в рамках ВТО проблема временного освобождения от какого-либо обязательства, вытекающего из любого соглашения, действующего в рамках ВТО. Такое освобождение (в нашей литературе получил хождение русифицированный термин “вейвер” от английского слова “waiver”) принимается Конференцией министров или Генеральным Советом только консенсусом (по ряду обязательств большинством в 3/4 голосов). Решение об освобождении от обязательств первоначально рассматривается одним из трех Советов ВТО (товары, услуги, интеллектуальная собственность).

Затем Совет представляет доклад Конференции министров. Решение об освобождении от выполнения обязательств должно приниматься в исключительных случаях, оговариваться конкретными условиями и предусматривать истечение срока действия этого решения.
Механизм принятия решений в органах ВТО продолжает существующую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе консенсуса. Однако в тех случаях, когда на основе консенсуса решение принять не удается, оно будет приниматься голосованием. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов.

Решение Генерального Совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, будет приниматься исключительно путем консенсуса.
Бюджет ВТО утверждается Министерской конференцией (Генеральным Советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ. В ГАТТ взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.
ВТО не входит в систему учреждений ООН, но формы ее будущих отношений с ООН, очевидно, определятся в ближайшие годы.
3. РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС.

Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.



Содержание раздела