ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.
Продолжая эту тему (роль ВТО для России), нельзя не упомянуть значения сложившейся на основе Генерального соглашения международной организации как организатора международных многосторонних торговых переговоров. Эта роль сейчас перешла к ВТО, но как можно предполагать, конкретные переговоры по торговле товарами будут проходить на основе и в рамках ГАТТ-1994.
Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГАТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договоренностям последних туров переговоров, вошедших в ГАТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах. Теперь уместно поставить вопрос: готова ли Россия к динамичным и результативным переговорам об условиях своего присоединения к ВТО?

Конечный ответ на этот вопрос дадут сами переговоры. Но одно несомненно, анализ пути, который проделала Россия за эти годы с целью сближения своего внешнеторгового режима с нормами и принципами ВТО, дает в целом основание для позитивного ответа на этот вопрос.
Вместе с тем, экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров несомненно поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.
В свою очередь, присоединение России к этим договоренностям несомненно будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название “интеграция в мировое хозяйство”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела “разгонного” периода.

В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 года 123 страны стали членами ВТО и еще 30 находятся в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 года имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участницы ГАТТ.



И это создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельности новой международной организации. Можно сказать, что первый экзамен на “прочность” новая организация сумела сдать с положительной оценкой.
Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить и о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ВТО ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году примерно 2400 заседаний. Другими словами, в 1995 году в среднем проводилось 40 заседаний в неделю, в 1996 году более 50.

Это, в свою очередь, означало резкое возрастание нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях.

Большие страны получили на этом этапе немалые преимущества.
Значительное расширение круга ведения ВТО по сравнению с ГАТТ потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу.

Россия в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность “команды” специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной перспективной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал в представительстве в Женеве все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Россия сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.
За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:


  • доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);

  • реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

  • правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;

  • импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.


Кроме того, активизировался процесс принятия новых членов ВТО. Существенно возросло число заседаний, связанных обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельности ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля и вопросы экологии.
Многочисленные заседания всех органов ВТО были, прежде эго связаны с выяснением того, настолько законодательство стран-участников ВТО соответствует правовым документам ВТО, выяснением спорных вопросов, разрешением конфликтных ситуаций. В ходе этих заседаний были прояснены положения 56 соглашений и договоренностей ;ТО многие правовые нормы и термины получили более четкое правовое наполнение, родились прецеденты, заложившие пути правовой деятельности ВТО. К середине октября 1996 года поступило 59 обращений в Орган по Разрешению Споров ВТО с просьбой о начале консультаций.

Характерно, что в эти два года значительно активизировали свою деятельность в ВТО развивающиеся страны, показавшие, что они рассматривают новую торговую организацию как инструмент защиты своих интересов и готовы противостоять давлению развитых стран.
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО.
Одним из ключевых направлений работы ВТО в эти годы стала организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это прежде всего переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить в 1996 году. Однако позиция США помешала этому.
Другое, не менее важной направление основные средства телекоммуникации. Переговоры, охватывающие участок торговли услугами, оцениваемый в 500 млрд. долларов, также застопорились, и только в конце 1996 года произошел определенный сдвиг на этом направлении.
Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных развязок.
В декабре 1996 года прошла первая регулярная Министерская конференция ВТО. Она показала, что новая организация сталкивается с немалыми трудностями в реализации дальнейшей программы переговоров и с выходом в новые области и сектора деятельности. Вместе с тем, первые годы деятельности ВТО показали ее жизнеспособность, ее роль в организации функционирования международной торговой системы и ее постепенно растущий, хотя и медленно, авторитет среди других международных экономических организаций. Настоящая и будущая роль ВТО определяется, прежде всего, тем, что мировая торговля товарами и услугами, достигнув 6,5 трлн. долларов (только экспорт), продолжает расти. На мировой рынок уже поступает свыше одной трети валового продукта, создаваемого во всех странах мира.

А это, в свою очередь, требует координации действий всех стран, связанных мировой торговлей, дальнейшей интернационализации их национальных правовых систем, регулирующих торговлю товарами и услугами, и укрепления правовой базы международной торговой системы. Прошедшие два года существования ВТО позволяют сделать вывод о том, что она, скорее всего, будет развиваться по пути, по которому почти 50 лет шло Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, и провозглашенное в статье XVI Соглашения об учреждении ВТО положение о том, что “ВТО будет следовать и руководствоваться решениями, процедурными положениями и обычной практикой, которыми руководствовались страны-участницы ГАТТ-1947”, не останется простым лозунгом или данью традиций.
ЛИТЕРАТУРА


























1. Международные экономические отношения. Учебник / Под общей редакцией В.Е. Рыбалкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, Дипломатическая академия МИД РФ, 1998. 386 стр.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998. 196 с.
3. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 174 с.
4. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Юристъ, 1999. 456 с.
5. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация: Монография. М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997. 203 с.
6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994. 592 с.












03.04.2000

Слушатель
В. Шахрай
1-ая группа, Налоги и налогообложение







Содержание раздела