Наибольшие успехи достигнуты в области экологии.


Наибольшие успехи достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации.
Кроме этого был принят документ Общий режим в отношении иностранного капитала, товарных марок, патентов и лицензий (решение 24-х). Этот документ направлен на создание условий для использования иностранных прямых капиталовложений в условиях большого внешнего долга. При этом латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов.
Особенностью всех латиноамериканских группировок является хорошо отлаженная институциональная структура.
Существует латиноамериканский институт интеграции, который готовит профессиональные кадры.

Лаплатская группа - создана в 1969 году в рамках ЛАИ.
Цель: гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата.
Штаб-квартира - в Буэнос-Айресе.

Амазонский пакт - создан в 1978 году.
Приоритет этой группировки - региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.

ЛАЭС
Особенность этой организации состоит в том, что она является обще континентальной организацией (в ЛА всего 37 государств, членами организации являются - 26).
Цель: разработка скоординированной политики в области сельского хозяйства, производства продовольствия, разработка и реализация общих планов развития энергетики, машиностроения, валютно-финансовой интеграции (образован Латиноамериканский банк). ЛАЭС выступает за общую стратегию развития внешнеэкономических связей с США.
В 70-80-е годы блок, имеющий достаточно емкий рынок, испытывал кризис, что показал наименьшую эффективность крупных группировок. Более эффективными оказались субрегиональные мелкие группировки.

КАРИКОМ
Наиболее устойчивой группировкой является КАРИКОМ созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:
Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.
Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.
В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В настоящий момент происходят позитивные перемены.
1992 год - резкое падение таможенных пошлин (приблизительно на 70%), особенно удачно идет интеграция в области регулирования с/х производства (документ Время действовать). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства.
1995 год - свободное перемещение граждан, отмена паспортного режима.

Существуют проекты объединения НАФТА и МЕРКОСУР, НАФТА и КАРИКОМ.
МЕРКОСУР
В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР.
Население 4-х стран - 200 млн. человек. Суммарный ВВП - 1 млрд. $. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта.
Цель МЕРКОСУР:


  1. свободное движение четырех факторов производства;

  2. единая таможенная политика по отношению к третьим странам;

  3. обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;

  4. провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;

  5. резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.


МЕРКОСУР отличается большим динамизмом:


  1. 1991 год - внутренняя торговля составила 3 млрд. долларов

  2. 1993 год - уже 6 млрд. долларов



Созданы институциональные структуры, наднациональные органы:


  1. Совет общего рынка - законодательный и консультативный орган

  2. Группа общего рынка - исполнительный орган

  3. Арбитражный суд



Пошлины снижены на 75% за период с 1991 года по 1994 год. Предполагалось, что в 1995 году будет введен общий тариф на товары третьих стран.
Недостатки МЕРКОСУР: разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.


II. АФРИКА

Сотрудничество и интеграция существенно отличаются от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов да и в настоящее время существует идея обще континентального подхода к интеграции, при этом на протяжении 60-80-ых годов африканские теоретики развивали идею опоры на собственные силы, т.е. интеграция должна позволить освободиться от влияния ПРС, вывести из неэквивалентного обмена. Однако результаты были незначительны, интеграция была затруднена.
Доля внутрирегиональной торговли на 1993 год составляла приблизительно 5%. Это вызвано характерными чертами экономик африканских стран:


  1. монокультурность;

  2. однотипность экономических структур.


В 1991 году было подписано соглашение об Африканском экономическом сообществе, которое было ратифицировано в 1994 году.
Цель: создание экономического союза, как высшей цели интеграции.
Намечено пройти 6 стадий:


  1. формирование панафриканской ЗСТ

  2. таможенный союз

  3. общий рынок

  4. единый валютный союз



Намечено, что переходный период составит 34 года (до 2025 года).
Региональное сотрудничество развивается через субрегиональные группировки.

ЭКОВАС - экономическое сообщество государств в Западной Африке, создано в 1975 году, насчитывает 16 членов, в т.ч. Бенин, Буркина Фасо, Гана, Мали.
Цели:


  1. создание в течение 15 лет африканского общего рынка;

  2. проведение совместной экономической политики.


В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины были отменены на 80% взаимопоставляемой продукции, но внутрирегиональный оборот между участниками составляет всего 5%, на этом основании можно утверждать, что значение группировки не велико. Большое значение в рамках ЭКОВАС имели проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Был установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества, создан банк с уставным фондом в 100 млн. $.

ЮДЭАК - таможенный и экономический союз стран Центральной Африки.
1964 год - 5 стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю), функционирует банк развития, фонд солидарности.
Однако интеграция развивается почти формально.

Экономическое сообщество стран Великих озер - страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний.
1976 год - выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда). Была принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями. Существуют наднациональные органы.
Западно-африканский валютный союз (1962 год) - 8 стран - финансирует и кредитует совместные программы. Между этим валютным союзом и Францией подписаны документы, т.е. под контролем Франции идет разработка единой валютной политики, проектов финансирования инфраструктуры и хозяйства.

Для Африки характерно создание валютных союзов.
Для стран-членов зоны франка характерны следующие черты:


  1. установление твердого курса валюты по отношению к франку

  2. гарантирование этих курсов французским казначейством


  3. свободный перевод валютных средств внутри зоны франка





Лекция № 7 (29.03.1996)

ИНТЕГРАЦИЯ В СНГ

Проблемы и условия развития интеграции стран участниц СНГ.


  1. Состояние и проблемы экономического взаимодействия стран СНГ. Выбор модели интеграции.

  2. Становление зоны свободной торговли и таможенного союза.

  3. Соглашение о платежном союзе и платежно-расчетный механизм в СНГ.




Ситуация в СНГ развивается динамично. За последние две недели предпринимались активные попытки продвинуть интеграцию. Этому мешает различное понимание интеграционного процесса.

Однако за последнее время странам СНГ удалось добиться достижения некоторых положительных итогов. 29.03.1996 года состоялось подписание соглашение об углублении процесса интеграции между 4-мя государствами: РФ, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Соглашение является открытым для других государств - не только членов СНГ.

Ранее был подписан ряд документов.
Договор о создании экономического союза
- в его развитие было подписано:


  1. Многостороннее соглашение о поддержке производственной кооперации;

  2. О формировании производственных, коммерческих и финансовых структур транснационального характера;




Содержание  Назад  Вперед