Участие России в АТЭС - новые импульсы к сотрудничеству


К числу наиболее актуальных проблем развития внешнеэкономических связей Российской Федерации в начале XXI века относится проблема существенного расширения общего горизонта сотрудничества, круга стран и регионов  внешнеторговых партнеров, а также спектра товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности во внешнеторговом обороте, развития новых форм сотрудничества в валютно-кредитной, инвестиционной, научно-технической, образовательной сферах, в международном информационном обмене.
Однако одним из очевидных недостатков современной системы внешнеэкономических связей России является их слабая диверсифицированность как в товарном, так и в географическом, страновом отношении. Действительно, если в товарной структуре экспорта примерно 80% приходится лишь на несколько товарных групп (минеральные продукты, включая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты; металлы, драгоценные камни и изделия из них; лес и лесоматериалы, целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности), то и в географической (страновой) структуре мы в последние годы также «зацикливаемся» на относительно ограниченной группе внешнеторговых партнеров.
Так, если в 80-е годы подавляющая часть нашего внешнеторгового оборота приходилась на страны члены СЭВ и другие социалистические страны, то в 90-е годы у нас начала проявляться другая крайность, связанная с ориентацией преимущественно на ведущие промышленно развитые страны. В частности, на страны ЕС, а также США, Канаду, Японию в 2000 г. уже приходилось более 50% внешнеторгового оборота России. Это, конечно, неплохо, поскольку здесь мы имеем дело с действительно ведущими странами современного мира, однако нельзя не видеть тех значительных возможностей, которые связаны с расширением круга наших внешнеэкономических партнеров из других регионов мира и из числа менее развитых стран, по отношению к которым мы могли бы играть более активную роль как экспортеры машинотехнической, наукоемкой продукции.
Такое существенное расширение горизонта внешнеэкономического сотрудничества тем более важно, поскольку общая картина мировой экономики и политики в последние годы изменилась. Перестав быть двухполюсным, мир не стал многополярным. Сегодня на мировой политической и экономической арене мы видим отчетливо выраженного лидера  США, которые привыкли диктовать свои «условия игры» всему остальному миру.

Но одновременно мы видим и стремление других государств и их группировок строить собственную независимую политику и играть «свою игру» в мировой экономике и политике.
Так, в рамках Европейского Союза идет процесс перехода к евро (и в зоне евро с начала 2001 г. присутствуют уже не одиннадцать, а двенадцать стран). С завершением этого процесса многое в мировой экономике может существенным образом измениться (для нас это имеет немаловажное значение, поскольку чуть меньше 40% нашего экспорта приходится именно на страны ЕС).
Несмотря на экономические проблемы 90-х годов, вовсе не собирается уходить на второй план Япония. Вполне реальным конкурентом для США становится Китай, вышедший по абсолютным масштабам своего ВВП (в расчете по паритету покупательной способности) на второе место в мире. Этому в значительной степени способствует начавшийся в 1998 г. процесс интеграции в экономику Китая Гонконга.

Укрепляются позиции Индии, население которой уже превысило миллиард человек и при этом происходят прогрессивные изменения в научно-технической и экономической областях.
Пережив сложный период кризиса 1997-1998 гг., продолжают свое динамичное развитие новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Среднегодовой прирост ВВП за 1992-2001 гг., по прогнозу МВФ, составит в новых индустриальных странах 5,8%, что превышает аналогичные показатели ведущих индустриальных стран  2,7% (у США 3,7%; Японии  1,1; Германии  1,1; у стран ЕС в целом  2,2%). По оценкам МВФ, в 2001 г. в странах Восточной и Юго-Восточной Азии прирост внешней торговли в среднем примерно вдвое превысит прирост ВВП.
За исключением государств Европейского Союза и Индии, все указанные страны входят в состав организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).


Все это лишний раз подтверждает актуальность вступления в 1998 г. России в АТЭС. Вместе взятые, страны АТЭС занимают весьма существенное место в современной мировой экономике. К началу XXI века на них приходилось 3/5 мирового производства, около половины объема мировой торговли, почти 2/3 мирового объема экспорта технологий, половина накопленных в мире инвестиций.
Как отмечал в своем послании к ноябрьскому саммиту организации АТЭС 2000 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин, «мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что следующее тысячелетие  это время новых возможностей для Азиатско-Тихоокеанского региона. А для России открываются новые восточные перспективы, которые мы будем, безусловно, развивать и активно участвовать в процессе превращения этого региона в наш «общий дом»*.
То обстоятельство, что АТЭС не представляет собой такую жесткую интеграционную группировку, как, например, Европейский Союз, открывает большие возможности для России не только использовать этот форум для активного изложения и реализации своей внешнеполитической и внешнеэкономической позиции, но и иметь возможность для маневрирования в своей реальной внешнеэкономической политике.
С одной стороны, страны АТЭС занимают достаточно солидное место во внешней торговле России  к концу минувшего столетия на них приходилось более 1/5 внешнеторгового оборота нашей страны. Государства АТЭС обеспечивают существенную часть импортных потребностей РФ в продовольствии  19,9% всего его ввоза из дальнего зарубежья, в продукции машиностроения (22,1%), химической продукции (17,5%), текстиля и обуви (37,8%).
Однако основная масса этой продукции приходится на несколько ведущих стран АТЭС. Так, основными поставщиками продовольствия в Россию являются такие страны, как США и Китай (соответственно 64,6 и 14,6% всего импорта продовольствия из стран АТЭС в РФ в 1999 г.). Аналогична картина по импорту машинотехнической продукции: из США  60,6%, Японии  18,6%, из Китая  4,6% всего импорта данного вида продукции из АТЭС.

В целом же доля отдельных стран АТЭС во внешней торговле России в 1999 г. выглядела следующим образом: США  35,9% всей внешней торговли АТЭС с Россией, Китай  24,7%, Япония  18,6%, Республика Корея  9,5%. Иными словами, понятно, что именно на эти страны приходится львиная доля внешней торговли РФ со странами АТЭС.
Но в состав организации АТЭС входит немало и других государств, представляющих для России несомненный интерес: Австралия, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. С некоторыми из них в последние годы удалось реализовать целый ряд новых интересных двусторонних проектов, а также восстановить свернутые ранее формы сотрудничества.
Таким примером является возведение во Вьетнаме по российским технологиям крупного нефтеперерабатывающего завода. Продолжает успешно действовать в этой стране совместное российско-вьетнамское предприятие по добыче нефти «Вьетсовпетро». Реализуются формы сотрудничества России и Индонезии в нефтедобывающей промышленности и в области космических исследований (вывод на орбиту с помощью российского ракетоносителя индонезийского искусственного спутника).

Прорабатываются новые формы сотрудничества с предприятиями и организациями этой страны в таких областях, как использование нетрадиционных источников энергии, медицина, информатика и некоторые другие.
России есть что предложить своим партнерам из стран АТЭС во многих областях экономического и научно-технического сотрудничества. В своем послании к саммиту организации АТЭС в Брунее Президент РФ В.В. Путин называл в качестве таких перспективных областей разработку инновационной реакторной технологии, а также современных технологий, исключающих использование в мировой энергетике обогащенного урана и чистого плутония.
Однако возможности взаимовыгодного сотрудничества предприятий и организаций РФ используются пока еще в минимальной степени. Так, очевидным фактом является недостаточное использование Россией инвестиционного потенциала стран АТЭС. На начало 2000 г. общий накопленный в России объем инвестиций стран АТЭС составил около 7,2 млрд долл. (24,5% от общего объема накопленных иностранных инвестиций в экономике РФ). При этом объем накопленных прямых инвестиций стран АТЭС составил около 5 млрд долл. (примерно 39% от всего объема прямых иностранных инвестиций, накопленных в российской экономике).

Основными инвесторами из данной группы стран остаются США, Япония, Канада и Республика Корея, однако главную роль здесь, безусловно, играют США, на которые приходится 88% общего объема накопленных инвестиций в РФ из стран АТЭС, а по прямым инвестициям  почти 91%.
Относительно высокая активность в инвестиционном сотрудничестве с Россией присуща также Австралии, Сингапуру и Китаю (их накопленные инвестиции в экономику России составляли к 2000 г. 170 млн долл., в том числе более 150 млн долл.  прямых инвестиций). На инвестиционном рынке РФ присутствуют также Тайвань, Новая Зеландия, Индонезия, Таиланд и Малайзия (их совокупные накопленные инвестиции в РФ составляют чуть более 8 млн долл.). Весьма незначительно присутствие на инвестиционном рынке РФ Вьетнама и Филиппин и фактически не ведут инвестиционной деятельности в России Чили, Перу и Бруней.



Содержание раздела