Карта должна обрабатываться по возможности локально.


Это верно лишь для расчетных карт. В целях безопасности операции, направленные на изменение счетчика расчетных единиц, следует авторизовать. Впрочем, и здесь могут быть исключения - расчетные операции по суммам ниже определенного уровня можно проводить без авторизации через центральную базу данных по картам.
Для программ лояльности, не связанных с мгновенной выдачей скидки, желателен режим офлайн, предполагающий обращение к центральной базе данных по картам лишь при выполнении групповых операций (типа пересчета скидок). Мгновенная выдача скидки означает следующее: как только клиент выполнил условия программы лояльности (например, накопленная сумма бонусов превысила установленный уровень), он при оплате товара или услуги сразу же получает скидку. Западные исследования показывают, что такой прием (его можно назвать принципом здесь и сейчас) существенно повышает эффективность схемы лояльности.
В отличие от банков для торгово-сервисных предприятий карточный бизнес не является профильным. В России только крупные торговые сети могут позволить себе содержать в штате специалистов по пластиковым картам. Обычно же карточными проблемами занимаются работники, отвечающие за автоматизацию обработки информации.

Поэтому карточная система магазина должна быть по возможности простой в эксплуатации и не предполагать специальных знаний в области карточных технологий. Исходя из этого, режим онлайн, такой же, как в банках, не совсем подходит и может быть использован, если того требуют интересы безопасности или предприятие обладает мощной корпоративной сетью, которая поддерживается специалистами предприятия вне зависимости от того, есть ли карты у предприятия или нет.
Даже в том случае, если магазин состоит из одной торговой точки, карточную технологию желательно использовать в режиме офлайн. Это более надежно. Например, в магазине имеется компьютерная сеть, куда включены кассы с картридерами.

Обычно торговые технологии строятся из максимально-автономных элементов. Кассы должны работать даже тогда, когда сеть по каким-либо причинам разрушилась или нет доступа к серверу (иначе - катастрофа, падение торгового оборота). Поэтому карта должна обрабатываться по возможности локально.

Если касса испортилась, покупатель просто перейдет к другой кассе.
В случае локальной компьютерной сети все просто - надо периодически рассылать базу данных по картам на рабочие места или загружать в терминалы. Однако в программах лояльности можно построить технологию офлайн на основе чисто идентификационных карт и для территориально распределенной сети торгово-сервисных точек.
На Западе достаточно распространены схемы лояльности, когда клиент накапливает бонусы за один период, а в другом периоде (если выполнил программу лояльности) получает скидки. Бонусы для следующего периода накапливаются снова. Делается это так. При оплате товара или услуги на торговом терминале фиксируется транзакция, состоящая, к примеру, из номера карты и суммы покупки.

В конце дня терминал разгружается, и файлы с транзакциями поступают в центр обработки. В ночь перехода к другому периоду транзакции обрабатываются в центральной базе данных, и после обработки соответствующее программное обеспечение порождает файлы с текущими скидками, например с записями, состоящими из номера карты и величины скидки по ней. Эти файлы в ту же ночь должны быть распределены между терминалами торговой сети, с тем чтобы на следующей день покупатель в любой торговой точке сети мог воспользоваться своими скидками по карте, если, конечно, он их заслужил.
Достоинства такой технологии очевидны: низкая стоимость карт при просто реализованном режиме офлайн. Но есть и недостатки.
Во-первых, система должна работать без сбоев, а они возможны, если торгово-сервисная сеть достаточно большая. Любая задержка, связанная с обработкой больших массивов информации в условиях ограниченного времени, с рассылкой и загрузкой файлов в терминалы или на кассы, приводит к краху программы лояльности - покупатели ей просто перестают доверять. Таким образом, схема подвержена высокому технологическому риску.



Отсюда вывод: лучше приобрести более дорогие смарт-карты и значительно снизить этот риск, чем купить карты подешевле и ожидать, что персонал и вся карточная система в целом будут работать без сбоев.
Во-вторых, в описанной системе принципиально не может быть реализован принцип здесь и сейчас. А это чрезвычайно эффектный маркетинговый ход.
Можно ли сохранить режим офлайн и пользоваться преимуществами принципа здесь и сейчас? Ответ положителен, если в качестве носителей информации использовать смарт-карты. Инвестиционные расходы при этом будут больше, однако уменьшатся затраты на эксплуатацию системы. Кроме того, смарт-карты позволяют более гибко строить программы лояльности и со временем преобразовать систему в расчетную. Расчетная карта за счет использования заемных денег или предоплаты в качестве оборотных средств гораздо более выгодна магазину, нежели карта лояльности.

Наконец, еще одно важное свойство систем, построенных на смарт-картах: они легко масштабируются, и разница между эксплуатацией сети из 3 или 50 торговых точек практически отсутствует.
Здесь проявляется то положительное свойство смарт-карт, которое уже отмечалось. Смарт-карта - это устройство для обработки информации. Любые сбои в централизованной обработке данных при массовой эмиссии карт приводят к серьезным последствиям.

Сбой смарт-карты, как одного элемента распределенной системы, к таким последствиям не приводит.
Таким образом, мы видим, что ценой увеличения инвестиционных расходов достигаются многие цели, которые были недоступны в технологиях, использующих карты со штриховым кодом или магнитной полосой. Именно поэтому доля смарт-карт в общем количестве торговых карт неуклонно увеличивается, а дешевые, чисто идентификационные карты остаются в секторе простых дисконтных карт.

Регистрация эмитентов

Регистрации эмитентов посвящена вторая часть стандарта ISO 7812. В ней расписана сама процедура, а также определены регистрирующие органы, регистрационные формы и т.д. Если, например, магазин задумал выпустить собственные карты и зарегистрировать их эмиссию на международном уровне, то достаточно заполнить регистрационную форму (она очень проста) и обратиться в регистрирующий орган или к его полномочному представителю.

В России роль такого представителя выполняет Ассоциация центров инжиниринга и автоматизации в Санкт-Петербурге. Регистрация платная, цена обычно не превышает $300.
Впрочем, банкир может зарегистрировать свой банк в качестве эмитента, не прибегая к услугам сторонних регистраторов. Согласно ГОСТ Р 50809-95 номер банковской карточки должен начинаться с 596430LLLL Код LLLL является номером банковской лицензии, выданной банку ЦБ РФ. И, например, номер 5964303255 является легальным международным регистрационным номером эмитента (в данном случае - банка Зенит). Разумеется, речь идет о регистрационном номере для локальных карт банка.

Карты, эмитированные в рамках международной или национальной платежной системы, нумеруются по правилам этой платежной системы. Так что у банков проблем с регистрацией их в качестве эмитентов нет.
А вот с небанковскими учреждениями так не получается. В отечественном ГОСТе указано, что небанковские карты должны иметь префикс 9643ХХХХХХ, где ХХХХХХ - код эмитента; однако в ГОСТе не определено, кто именно присваивает код ХХХХХХ. На этот счет еще не существует нормативных документов, отечественный аналог второй части стандарта ISO 7812 пока не принят.

Выпуск карт предприятиями торговли или сервиса могла бы, например, регистрировать региональная торгово-промышленная палата, операторов связи - соответствующее министерство и т.д. и т.п. К сожалению, вопрос о регистрации эмиссии такого рода организациями остается открытым. Поэтому, если небанковская организация принимает решение о регистрации эмиссии своих карт, ей лучше обратиться к национальному регистратору.
По другому пути пошли в Москве. Здесь создано Некоммерческое партнерство Объединение дисконтных систем г. Москвы (ОДС), которое взяло на себя регистрацию торговых эмитентов и выдачу им уникальных префиксов для нумерации их карт. При этом регистрация бесплатная.

Интересно, что уникальные префиксы выдаются не только для номеров, базирующихся на использовании ISO 7812 и обычно применяющихся в картах с магнитной полосой или микросхемой. Префиксы выдаются и эмитентам, использующим карты со штриховым кодом в символике EAN-13 (напомним, что магазин имеет право наносить на товар собственные штриховые коды EAN-13, которые начинаются на двойку; для карт обычно используются коды, начинающиеся с цифр 29 или 20).
Для чего нужен уникальный префикс? Хотя торговая карта почти всегда имеет локальный прием, может возникнуть ситуация, когда понадобится отличить одни торговые карты от других. Например, сеть универсамов Столица имеет свою дисконтную карту со штриховым кодом. Этот код читается сканером кассы, и кассой автоматически предоставляется определенная скидка.

Предположим, сеть приняла решение войти в дисконтную систему Карта Отечества, карты которой также имеют штриховой код.

Интересные записи



Содержание раздела