Второй этап европейской интеграции


Логичнее было бы посадить к общему столу представителя ЕЭС, а представителям стран, его составляющих, отвести роль наблюдателей. Автору изложенного абсурд был ясен, но..., верный инструкциям, и он требовал устранения представителя ЕЭС из зала заседаний, хотя хорошо понимал, что возможно и формально, но компетенцией в тех же вопросах рыболовства в Северо-восточной Атлантике обладал именно этот представитель.
Автор писал в 1978 г., что "самое большее, на что теоретически можно рассчитывать в условиях монополистического капитализма, - это образование подобия конфедерации"'. Ошибочно ли данное утверждение? Ведь речь сейчас идет о федерации, может даже и о большем - о Союзе, полуунитарном государстве. Мы остаемся на прежней позиции. Конфедерация в случае ее создания могла 6ы состоятся.

Союз в его задуманном виде - нет; Лишить западноевропейские государства статуса национальных государств - дело безнадежное даже в самой отдаленной перспективе.
Хотя этот вывод не бесспорен. По Ленину, например, это возможно: "Развивающийся капитализм знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д."
Второй тенденции, предсказанной В. И. Лениным, Западная Европа уже достигла, но вот сможет ли она ее и развить и укрепить?
На наш взгляд - нет, но возможно и иное мнение. Известный французский ученый А. Маршаль, например, писал: "Территориальная интеграция выходит далеко за рамки экономического явления как такового. Она вводит в игру идею социальной связи и солидарности, осознание индивидами и группами их принадлежности к сообществу.

Территориальная интеграция - это крайне сложный феномен, который включает всю совокупность социальной жизни".
Как мы видим, на этом этапе речь идет об идее, феномене, но автор отнюдь не предсказывает их практическую реализацию.
Второй этап европейской интеграции охватывает период с конца 70-х до начала 90-х годов, т.е. до Маастрихтских соглашений.
В 1973 г. "шестерка" членов ЕЭС превратилась в "девятку", в 1981 г. число их достигло десяти, а в 1986 г. - двенадцати.
Рост числа государств - членов ЕЭС не менял экономическую систему сообщества, она уже сложилась и укрепилась. На повестку дня был вынесен вопрос о политической интеграции, а точнее - о политико-правовых преобразованиях институтов Общего рынка в направлении создания определенной наднациональной западноевропейской организации.
Стремление правящих кругов государств Западной Европы к интеграции вообще имеет объективную тенденцию к объединению производительных сил отдельных государств, созданию крупного регионального хозяйства. Но объяснить это стремление лишь экономическими соображениями недостаточно. Экономическая интеграция, и весьма эффективная, состоялась уже на первом этапе.

Зачем же было форсировать политическое объединение?
Объяснение находим в том факте, что на мировой арене ЕЭС сталкивалось с жестокой экономической и политической конкуренцией со стороны США и Японии, а в Европе - с давлением (политическим и военным) со стороны СССР. К тому же внутреннее положение в странах ЕЭС было весьма далеким от социальной гармонии и мира, на подъеме находились левые силы, объединенные идеей "еврокоммунизма". В таких условиях конечной целью экономического сотрудничества стран Западной Европы является "укрепление социальной структуры Европы и стабильности ее социальных и политических институтов"'.
А чисто экономические задачи и без этого решались довольно успешно, поскольку в предшествующий период посредством межгосударственных соглашений, ограничивающих национальный суверенитет в экономической сфере, был создан вполне эффективный наднациональный механизм. Подчеркнем одну мысль: образование ЕЭС - это результат огромной правовой работы, в основе которой лежат межгосударственные соглашения.


Благодаря соглашениям родилась такая межгосударственная организация, которая, опять-таки через соглашения, стала все больше обретать черты суверенного вненационального государства. Процесс продолжается и он по-своему уникален!
До сих пор объединение государств происходило, как правило, открыто или завуалировано, но силовым путем.
А вот правовой путь создания государства - явление редкое, исключительно интересное для любого юриста и политика.
Причем, что особенно интересно, основу этого образования составляют всего-навсего две сотни правовых норм (в основном Римский договор 1957 г.). Это своего рода конституционные (статутарные) акты, которые не так уж сложно разработать, ратифицировать в национальных парламентах, но заставить их работать... Для этого необходима глубокая правовая культура.

Ведь, обратите внимание, нормы Римского договора, обязательства их выполнения практически ничем не гарантированы. Нет механизма принуждения. Вы не можете государство - субъект международных отношений и права - посадить на скамью подсудимых, как это можно проделать с субъектом внутреннего права, нарушившим конституцию или законы страны.

Но, по условиям Римского договора, можно привлечь его к судебной ответственности и ненасильственно обязать выполнить решения суда. И что самое удивительное: к ответственности привлекают и судебные решения исполняют. Все держится на совместном интересе и воле к интеграции, на понимании того, что нужно именно так, а не иначе.
Все это удивительно, конечно, но только с точки зрения нашего правового беспредела и беззакония, нежелания государственных и иных структур считаться с заявленными и вроде бы действующими нормами права.
Указанная правовая культура западноевропейских стран - это сложившаяся традиция, обычай и привычка. Только благодаря ей интеграция в рамках ЕЭС стала возможной. И в силу отсутствия таковой в России и иных странах СНГ правовое воссоздание наднационального союза на территории бывшего СССР сейчас не представляется возможным.
И, кстати, именно в силу низкой правовой культуры вызывает сомнение ожидание того, что страны Восточной Европы смогут в действительности в близком будущем пополнить ЕС, хотя в июле 1993 г. в Копенгагене на совещании стран ЕС в верхах и было решено, что Болгария, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и Румыния могут стать членами ЕС, "когда они того пожелают".
Конечно, правовая (и общая) культура в странах Западной Европы не появилась сама по себе. Об этом в официальных публикациях почти ничего не говорится: много об экономике, политике и - ничего о праве. Просто право подразумевается во всем.
В контексте предлагаемой лекции укажем на тот факт, что в базовом Римском договоре 1957 г. о ЕЭС ссылки на право как таковое неоднократны. Так, в ст. 164 говорится о том, что при толковании Договора право должно соблюдаться.

Право вообще напоминает какую-то великую абстракцию, стоящую над Договором.
В ст. 173 использовано выражение "...несоблюдение настоящего Договора или иной нормы права, относящейся к его применению..." Опять мы видим ссылку на любую норму права.
А в ст. 215 (2) речь идет о том, что ответственность ЕЭС базируется на "основных принципах общего права государств-членов".
Характерным является то, что в регионе Западной Европы ссылка на общие принципы или нормы права укрепляют юридический документ: предполагается, что международная ответственность, вызванная нарушением положений договора, подкрепляется (усиливается) ответственностью по внутреннему праву.
Но это там так предполагается. В наших условиях предположение, к сожалению, было бы иным: ответственность ограничивается, если она со сферы международного правопорядка переходит во внутренний. У нас правовая психология диаметрально противоположна западной.

При создании международного документа мы всегда испытываем облегчение, если собственные обязательства по его исполнению можно хоть как-то увязать с нормами внутреннего права, которые, как известно, в наших условиях "что дышло: куда повернешь - то и вышло".
Изложенное вовсе не означает, что в России (а по аналогии и в странах СНГ) нет правопорядка или не работают законы. Они работают, но как-то выборочно. Возьмем элементарный пример.
В стране действует уголовный кодекс, в котором предусмотрены санкции в связи с хищениями на производстве. Применимы ли они? Вроде бы да. Но далеко не всегда.

Над всеми нами довлеет общественное сознание. С одной стороны, мы видим, что человек совершил хищение, а значит он виноват. А с другой, - его зарплаты недостаточно для обеспечения семьи. Его труд оплачивается заведомо низко. Ну как тут быть?

Или: как соблюдать соответствующую норму права, которая в материальном смысле не подкреплена? Ведь от человека можно требовать честного образа жизни лишь тогда, когда его заработок достаточен для содержания семьи или, проще говоря, он должен быть равным хотя бы четырем прожиточным минимумам (на себя, жену и двоих детей).
Это ведет к тотальному отрицанию права, создает уродливую правовую психологию.



Содержание раздела