Единый Европейский Акт


Согласно Единому Европейскому Акту (ЕЕА) роль ЕП была несколько поднята путем принятия "процедуры сотрудничества". По этой процедуре, если СМ не желает учитывать позицию ЕП, он вновь возвращает ему законопроект для повторного чтения. Если после этого ЕП настаивает на своей позиции, то СМ вправе принять собственную версию документа лишь путем единогласного решения в течение трех месяцев.
Может случиться, что ЕП хотел бы внести изменение или дополнение в рассматриваемый документ. В этой связи соответствующее предложение вносится в ЕК ЕС. Последняя его рассматривает и в случае согласия направляет в СМ, где и выносится окончательное решение согласно процедурам, предусмотренным для этой цели.
0 законопроекте говорится условно, поскольку, хотя в рамках ЕЭС и принимаются нормативные акты, они не соответствуют тому, что обычно понимается под законом.
ЕЕА увеличил также число проблем, по которым консультация с ЕП обязательна. Так, к ним отнесли все вопросы, касающиеся создания Единого рынка.
Как и подобает ЕП, при нем созданы различные постоянные комитеты, ведущие исследование проблем, заслушивают экспертов и стороны по рассматриваемым делам, включая представителей ЕК, готовят доклады и делают предложения. ЕП может также проводить слушания, на которые приглашаются должностные лица ЕК.
По ст. 140 Римского Договора ЕК обязана устно или письменно отвечать на запросы ЕП. В этом процессе, как правило, принимают участие министры иностранных дел государств ЕЭС и должностные лица СМ.

Обычной практикой является доклад председателя СМ ЕС в ЕП по завершении им своего председательского срока.
Римский Договор в ст. 144 предусмотрел ответственность комиссаров, назначаемых двенадцатью государствами - членами ЕС. Отстранить их от должности можно только лишь 2/3 голосов ЕП при абсолютном большинстве парламентариев, участвующих в голосовании. Иначе говоря, при соблюдении указанных требований ЕП может выразить ЕК недоверие, и тогда все комиссары уходят в отставку.

Против отдельных комиссаров санкции, однако, не предусмотрены.
На практике это право ЕП не применялось, но имели место угрозы его применения.
Сложная процедура предусмотрена для участия ЕП в согласовании и принятии бюджета ЕЭС. Он может вносить изменения в проект такового, но только по расходам, носящим "необязательный" характер. Какие это расходы?

Те, которые не обозначены в положениях Римского Договора или в действующем законодательстве ЕС.
Так, ЕП вряд ли может внести изменения в расходы по сельскому хозяйству. Он может что-то рекомендовать, но последнее слово всегда остается за СМ. А вот, скажет, по вопросам социальной, региональной и промышленной политики, расходы на которую "необязательны", ЕП может принимать решения большинством голосов участвующих в голосовании.
Кстати, "необязательные" расходы составляют в бюджете примерно 1/3. ЕП и контролирует расходы по этой части бюджета.
Что происходит, если ЕП отказывается принять предложенный СМ бюджет в целом? Следует "примирительная процедура". Согласно ей бюджет пока не вступает в силу, а необходимые расходы производятся на уровне предшествующего года. Создается "примирительный комитет" из членов СМ и представителей ЕП.

В его работе принимают участие и представители ЕК.
В конечном итоге ЕП может отвергнуть бюджет (ст. 203 Римского Договора) 2/3 голосов от общего числа своих членов. Такое происходило четырежды - в 1980, 1982, 1986, 1988 годах.

Но даже отвергая бюджет, ЕП не может его увеличить. Это компетенция СМ и ЕК. Таким образом, разногласия могут иметь место не по величине, а по компоновке бюджета.
В отдельных случаях конфликт вырывается из стен ЕП наружу, в него вступают средства массовой информации, общественность, а в 1986 г. дело даже дошло до ЕСП, где оно было рассмотрено под титулом "Совет Европейского Сообщества против Европейского Парламента".
На данном этапе ЕП - это не вполне законодательный орган, но общая тенденция все-таки наметилась в его пользу, поскольку общий постулат демократии отводит ЕП не только законодательную роль, но и функцию контроля за деятельностью правительства.


Сейчас, в теории и частично на практике, в ЕС действует такой механизм: основные решения принимает СМ, а косвенный контроль над ним осуществляют национальные парламенты.
Парадокс, однако, состоит в том, что члены национальных парламентов избраны теми же избирателями, которые послали своих представителей в ЕП. Эти национальные парламенты делами ЕС если и занимаются, то походя. К тому же они неизбежно имеют в виду наличие ЕП, который, вроде бы, должен делами ЕС заниматься постоянно.
И получается на практике, что, собираясь на СМ в Брюсселе, национальные министры как бы вообще ускользают от контроля: свои парламенты далеко, а ЕП в отношении их почти бессилен. Естественно, что со временем ситуация изменится и выиграет от этого, конечно же, ЕП. Все это, однако, обусловлено тем, что ЕС все-таки состоится, а именно это, как ни странно, находится под вопросом: сейчас население Западной Европы (при 20 млн. человек безработных) относится к ЕС довольно безразлично.
Совет Министров (СМ) ЕС, о котором невольно приходилось вести речь в предыдущем разделе, является основным политическим институтом Европейского Союза и состоит из одного представителя правительства от каждого государства - члена ЕС. Один представитель - не значит один и тот же. Представители меняются в зависимости от темы заседания СМ. Обсуждаются проблемы торговли - съезжаются министры торговли; сельского хозяйства - министры с/х; внешней политики - министры иностранных дел (они, кстати, являются главными представителями); транспорта - министры транспорта и т.п.

Если совещание проходит на высшем уровне, то это называется ЕС, в который входит и председатель ЕК. Единык.Езрояейский-Акт.Л11едусма1ривает созыв Европейского СМ два раза в год, но на практике получается чаще.
Европейский СМ был создан в 1974 г. для политического решения особо сложных проблем, возникающих перед ЕЭС. Однако после заседаний Евросовета число таких проблем, как ни странно, возрастает. Члены СМ поочередно в течение полугода возглавляют, председательствуют на заседаниях СМ. Основная задача СМ состоит, согласно Римскому Договору, в достижении целей, поставленных перед ЕС в 1 части Договора.

На него возложена и главная ответственность в этом деле.
СМ обеспечивает координацию политики государств ЕЭС и вырабатывает единую линию и позицию по основным вопросам ЕС. Он, как правило, принимает решения. В соответствии с ними ЕК выносит постановления и директивы.

Впрочем, ничто не мешает СМ издать такие же акты непосредственно.
Значительная работа проходит в КПП в СМ, куда входят главы дипломатических представителей государств-членов, аккредитованных при ЕС. Там осуществляется повседневная рутинная работа по согласованию позиций правительства по вопросам, выносимым на заседания СМ.
Таким образом, министры, съезжающиеся на заседания, имеют в наличии проекты относительно согласованных документов, поскольку именно они, посредством 'дипломатии, эти документы согласовывали, находясь далеко от Брюсселя в столицах своих государств. Таким же способом, как правило, готовятся документы к заседаниям ЕС.
Особый интерес представляет процедура принятия решений в СМ. Статья 148 Римского Договора предусматривает, что решения, как правило, принимаются большинством голосов. Исключение составляют лишь вопросы, требующие в соответствии с Римским Договором единогласия.
Специально для голосования в СМ государства получили определенное число голосов (речь об этом шла выше) в сумме, равной 76. Для принятия решения необходим был минимум в 54 голоса. С присоединением Австрии, Швеции и Финляндии в 1995 г. цифры эти поменялись: общее число необходимых голосов - 87; число голосов, необходимых для принятия решения, - 58.
Достижения согласия по этим вопросам далось с большим трудом, поскольку каждое государство просчитывало все комбинации, наиболее надежно защищающие его интересы.
Касательно принятия решений в СМ следует иметь в виду еще один факт. Дело в том, что не в традициях ЕС игнорировать мнение даже одного участника. Формально для принятия решения достаточно 58 голосов, составляющих 2/3 от общего числа, но если даже Люксембург с двумя голосами "упрется" по какому-то вопросу, то СМ не станет принимать решения.

Председатель обязательно начнет поиск компромисса.
По Римскому Договору СМ принимает решения, которые фактически имеют силу законов. Обусловлено это тем, что предложения в этом плане, проект решения, своего рода законодательная инициатива, исходят от ЕК, и при этом принято во внимание мнение ЕП. Изменить предложение ЕК или проигнорировать мнение СП СМ можно, но для этого необходимо единогласие членов СМ.
Отметим опять-таки, что все стороны, участвующие в управлении ЕС, стремятся не допускать открытых конфронтаций, поэтому лобовые столкновения между ними, как правило, не происходят.
Европейская Комиссия (ЕК) - главный исполнительный орган ЕС, максимально лишенный национальных характеристик. По сути - это секретариат гигантской международной организации, каковым еще остается ЕС.



Содержание раздела