Примерная схема прохождения дела в ЕСП


Возможно, в этом сказывается влияние французского права, но, признавая в качестве официальных девять языков, рабочим языком ЕСП считается французский.
Примерная схема прохождения дела в ЕСП следующая: исковое заявление или запрос национального суда ставится на учет и прохождение его контролируется регистратором.
Ознакомившись с документами, председатель ЕСП передает их в одну из шести камер и назначает ответственного судью-докладчика. Одновременно первый генеральный адвокат подключает к делу одного из своих коллег.
Роль судьи-докладчика состоит в тщательном ознакомлении с делом и составлении по нему предварительного доклада. Другие судьи также знакомятся с материалами дела, но в приложении к нему они читают и упомянутый доклад, и мнение генерального адвоката.
Если речь идет о разрешении спора между государствами-членами, то дело будет слушаться ЕСП в полном составе в своем главном офисе в Люксембурге. Там же перед ЕСП устно излагает свое мнение генеральный адвокат и заслушиваются аргументы сторон.
ЕСП выносит свое решение в форме заявления. Собственного механизма реализации решений у ЕСП нет, в этом он полагается на механизмы государств-членов.
Что касается вопроса о применении юридических мер к государствам-членам, юридическим и физическим лицам в целом, то речь об этом пойдет ниже.
Комитет постоянных представителей (КПП) создан для сохранения межправительственных контактов в периоды между заседаниями СМ. Вначале этот Институт был предусмотрен в правилах процедуры заседаний СМ, а затем официально признан в Договоре об объединении 1965 г.
В состав КПП входят послы государств-членов, которые аккредитованы при ЕС.
КПП тесно сотрудничает с ЕК, где его члены выражают мнения своих правительств по предложениям, находящимся в стадии разработки.
С другой стороны, они (послы) информируют национальные правительства о работе основных институтов ЕС, встречаются друг с другом и совместно ищут компромиссы по сложным проблемам.
С помощью КПП вопросы, представляемые на рассмотрение Совета, доводятся до необходимого уровня согласования, т.е. проделывается вся черновая работа. Когда члены СМ съезжаются на сессии, то имеют два списка проблем: список А - согласованные проблемы; В - несогласованные.
В связи с увеличением объема работы КПП образовал Подкомитет, в который вошли заместители послов. В Подкомитет, естественно, направляются политически менее важные или технические вопросы.
Суд первой инстанции (СПИ) был образован Единым Европейским Актом в 1986 г. и начал действовать с 1989 г. Его создание было вызвано резким увеличением объема работы ЕСП.
Согласно формулировке Акта СПИ был "придан" Суду. Иными словами, он не является самостоятельным органом, даже располагается он в том же здании, что ЕСП, и службы обеспечения, включая библиотеку, у них общие.
В СПИ назначаются на срок 6 лет с возможностью переизбрания 12 судей, по одному от каждого государства-члена. В его составе нет генеральных адвокатов, но, поскольку их полезность сомнений не 'вызывает, на рассмотрении находятся предложения, по которым предстоит либо ввести их в состав СПИ, либо возложить эту роль при рассмотрении наиболее важных дел на одного из судей. СПИ принимает к производству дела трех категорий.
1. Претензии служащих органов ЕС к руководству.
2. Дела, касающиеся производства и цен, вытекающие из Договора о Европейском Сообществе угля и стали.
3. Дела, связанные с нарушением правил конкуренции в соответствии со ст.ст. 173 и 175 Римского Договора. В данной категории дел рассматриваются претензии по возмещению ущерба, хотя, как правило, вопросы материальных компенсаций относятся к компетенции ЕСП.
Апелляция по решениям СПИ может быть подана в ЕСП в течение двух месяцев. Мощные корпорации в основном так и делают, а значит, существенного облегчения в работе ЕСП от деятельности СПИ не наступило.
Экономический и Социальный Комитет (ЭКОСОК) является консультативным органом ЕС и поэтому числить его отдельным институтом можно весьма условно. Это, скажем так, вспомогательный институт. Его создание предусмотрено ст.ст.



193 и 198 Римского Договора.
В составе КПП имеются в определенных количествах представители каждого государства - члена ЕС. Большие страны - Германия, Великобритания, Италия и Франция - направляют в КПП по 24 члена, стальные - меньше, вплоть до 6 членов от Люксембурга. Общий принцип состоит в том, что число членов для каждой страны должно делиться на три, поскольку в него включаются в равной мере представители трех профессиональных групп: от предпринимателей, профсоюзов и группы "других интересов" (малый бизнес, защитники окружающей среды и т.п.).
Члены КПП назначаются СМ на основе единогласия. Но работают они в личном качестве, независимо от своего государства и своих профессиональных групп.
ЕК, как СМ, может запрашивать мнение КПП по различным вопросам, что даже предусматривается в некоторых статьях Римского Договора, хотя нигде не сказано, что это мнение должно как-то учитываться.
Суд аудиторов предусмотрен положениями Договора о ЕС, состоящем из 12 членов, назначаемых СМ. Его задача - контроль за финансовой деятельностью ЕС и его институтов.



Содержание раздела