Лекция IV. Источники права ЕС


Наднациональный характер первых институтов Сообщества. Основная цель создания ЕЭС.
Правовые механизмы ее достижения. Принципы, на которых основаны эти механизмы. Их структура
Европейский Парламент (ЕП). Состав, функции, процедуры работы, место в системе наднациональных органов ЕЭС, сфера компетенции. Неравное представительство государств - членов ЕС в ЕП. Общая тенденция развития ЕП
Смет Министров ЕС (СМ). Состав СМ. Цели и принципы деятельности. Акты, принимаемые СМ.

Процедура их принятия. Комитет постоянных представителей государств - членов ЕС в СМ
Европейская Комиссия (ЕК). Наднациональный характер ЕК. Ее состав, функции, обязанности, полномочия. Внешние функции ЕК.

Права ЕК в отношении государств - членов ЕС. Тенденция развития ЕК.
Европейский Суд Правосудия (ЕСП). Ведущая роль ЕСП в системе Институтов Союза. Функции и состав ЕСП.

Институт генеральных адвокатов. Западноевропейские правовые традиции. Юрисдикция ЕСП.

Процедура рассмотрения дел. Механизм реализации принятых решений
Комитет постоянных представителей (КПП). Состав, функции, роль. Подкомитет заместителей постоянных представителей
Суд первой инстанции. Его связь с ЕСП. Состав, функции, компетенция. Возможность апелляции
Экономический и Социальный Комитет (ЭКОСОK). Консультативный статус ЭКОСОК. Состав и принципы формирования
Суд аудиторов. Состав, задачи
Основные четыре института ЕС были заложены еще в 1952 г., когда было создано EOУC, а идея ЕСМ еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - практически не изменялись, хотя претерпели определенные изменения. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а ЕСП - в суперарбитра.

В то же время роль СМ, состоящего из представителей правительств государств-членов (если представители - главы государств, то СМ Совета называют: "Европейский Совет"), несколько угасла, а роль ЕК как исполнительного органа существенно не изменилась.
Такие подвижки объясняются тем, что изначально идея объединения стран в ЕЭС или в ЕС носила наднациональный характер. Соответственно те институты, которые прибавляли к своему статусу наднациональности, становились более влиятельными. Там же имели место наибольшие изменения как в организационных формах, так и в сферах компетенции.
В 1957 г. шесть западноевропейских государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества (Римский договор, или Договор о ЕЭС).
В нем были закреплены следующие институты: Совет Министров (СМ) (ст.ст. 145-154); Европейская Комиссия (ЕК) (ст.ст. . 155-163); Европейская Ассамблея (ЕА) (ст.ст. 137-144) и Европейский Суд Правосудия (ЕСП) (ст.ст.

164-168).
В этом же 1957 г. учредители ЕЭС создали новую организацию - Европейское объединение по атомной энергии (Евратом).
Все три организации - ЕОУ^, ЕЭС и Евратом - имели общую Ассамблею и общий Суд, а исполнительные органы, естественно, были различными. Но в 1965 г., приняв Договор о слиянии, "шестерка" объединила указанные организации в рамках ЕЭС.
Главная цель, поставленная перед ЕЭС, состояла в создании общего рынка на территории стран-участниц путем устранения национальных барьеров на пути движения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг.
Подчеркнем, что речь шла о создании общего, но пока не единого рынка. В рамках национальных государств рынки могли существенно отличаться по многим параметрам. А следующая задача - создание единого рынка к 31 декабря 1992 г. - была поставлена в Едином европейском акте лишь в 1986 г.
К этому времени должны были быть ликвидированы еще оставшиеся торговые ограничения и приняты в рамках всего ЕЭС единые торговые стандарты. Был согласован и единый правовой процесс для выполнения поставленной задачи. В частности, установили, что в СМ решения будут приниматься не путем единогласия, как это было до сих пор, а квалифицированным большинством. Этим же актом из сферы национальной юрисдикции изымались проблемы окружающей среды, а также здоровья и безопасности рабочих.



Они передавались в исключительное ведение ЕК.
В 1992 г. был принят Договор о европейском экономическом пространстве, по которому экономический статус зоны ЕС распространялся на Европейскую зону свободной торговли, в которую входили Австрия, Швеция, Швейцария, Норвегия, Финляндия, Исландия и Лихтенштейн.
Договор должен был вступить в силу 1 января 1993 г., но этого не произошло, поскольку не удалось обеспечить его ратификацию в Швейцарии. Случился сбой в едином процессе, но... Швейцария часто занимала особую позицию в международных делах, к примеру, воздержалась и от вступления в ООН.

И, кажется, ничего от этого не потеряла.
Вышеизложенное позволяет обозначить такие два принципиальных момента.
1. Экономическое пространство, на которое распространяется сейчас действие Римского договора 1957 г., охватывает практически всю территорию Западной Европы. И Швейцарию, кстати, de facto тоже, поскольку на основе договоренностей с соседними странами ее граница, если и не отсутствует совсем, то весьма прозрачна, ее можно незаметно пересечь то ли пешком, то ли на транспорте, и даже без документов.
Сейчас зона действия Договора охватывает территорию примерно в 3,287 млн. км2 с населением в 367 млн. человек. Средний показатель валового национального продукта на душу населения составляет 19,6 тыс. долл.
Через Финляндию ЕС имеет общую границу с Россией.
2. В руководящем органе ЕЭС - СМ - отказались от принципа единогласия всех его членов. Государства получили определенное число голосов, более или менее соответствующее их экономическому потенциалу: Франция, Германия, Италия и Великобритания получили по 10 голосов; Испания - 8; Нидерланды, Бельгия, Португалия и Греция - 5; Австрия и Швеция - 4; Дания, Ирландия и Финляндия - 3; Люксембург - 2. Для принятия решений по существенным вопросам необходимо получить 58 голосов из общего числа 87.
Обратим внимание на тот факт, что согласие пятнадцати государств решать дела ЕЭС на основе квалифицированного большинства - событие чрезвычайной важности, означающее высочайшую степень доверия государств друг к другу, когда они взаимно убеждены, что общий интерес должен превалировать над частным, что никто в отдельности не должен блокировать общий прогресс.
И, с другой стороны, можно представить себе реакцию руководителей стран СНГ, на предложение, чтобы в Евро-Азиатском (Евразийском) Союзе Россия имела, скажем, 40 голосов, Украина - 15, Казахстан - 10, Белоруссия - 8, Грузия - 5 и т.п. Какой бы поднялся крик о русском шовинизме. Но... экономика -.это не политическая кампания: кто в нее больше вкладывает, тот и должен иметь большее влияние. Без этого просто нельзя объединяться, ибо экономический союз на базе формального равенства фактически неравных членов - фикция, и особенно в условиях рыночной экономики, когда соображения прибыли (выгоды) становятся господствующими.

И это мы, кстати, видели на примере СЭВ, где формальное равенство государств-членов привело к краху. Но и этого мало. ЕС стал возможным лишь потому, что Западная Европа уже перешла в пострыночные сообщения.

Их основа - госсобственность и планирование в интересах общегосударственного развития.
Европейский Парламент (ЕСП) еще нельзя в полной мере считать высшим законодательным органом. Он имеет тенденцию стать таковым, но лишь постольку, поскольку теряют в своей компетенции - национальные парламенты стран-членов ЕС.
С 1979 г. ЕП создается на основе прямых выборов в избирательных округах всех пятнадцати государств. Неофициально этот орган называется "парламентом" с 1962 г., а официально - с 1986 г., когда данное название было записано в Едином Европейском Акте. В Договоре ЕЭС 1957 г. ЕП был записан как Ассамблея. В состав его по ст. 137 этого Договора входят "представители народов государств, объединенных в Сообщество".

Число таковых было установлено - 518, но после воссоединения Германии, количество жителей которой увеличилось на 20 млн. человек, число депутатских мест с июля 1994 г. довели до 567, а в 1995 г. в связи с присоединением к ЕС Австрии, Швеции и Финляндии - до 626. В зависимости от количества избирателей государства имеют неравные квоты. Так, ФРГ имеет 99 мандатов, относительно равные по численности Великобритания, Франция и Италия имеют по 87, Испания - 64, Нидерланды - 31, Бельгия, Греция и Португалия - 25, Дания - 16, Ирландия - 15, Люксембург - 6. Вновь вступившие государства получили мандатов: Австрия -21, Швеция - 22, Финляндия - 16.

Итого: 626.
В зале заседаний депутаты рассаживаются не по национальному признаку, а скорее по политической принадлежности. Срок, на который они избираются, - 5 лет. Депутаты независимы, в том числе и от властных структур собственных государств.

Местонахождение ЕП - г. Страсбург.
В принципе роль ЕП - консультативная. Римский Договор предусматривает, что если Комиссия ЕЭС намеревается предложить "законопроект"', а СМ в предварительном порядке с ним согласен, ЕП должна быть предоставлена возможность выразить свое мнение в пределах "разумного времени". СМ не связан с выраженным парламентом мнением, но он "принимает его во внимание".



Содержание раздела