- РАСЧЁТЫ ПЛАТЁЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, ОПЛАЧИВАЕМЫМИ С АКЦЕПТОМ ПЛАТЕЛЬЩИКА


2.2.1. РАСЧЁТЫ ПЛАТЁЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ, ОПЛАЧИВАЕМЫМИ С АКЦЕПТОМ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить через банк на основании отгрузочных документов стоимость отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Данный вид расчетов может осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Платёжное требование составляется на бланке установленной формы, на котором, помимо реквизитов, приведённых в разд. 1.4, указываются:


  • условие оплаты;

  • срок для акцепта;

  • дата отсылки плательщику предусмотренных договором документов, если они были отосланы плательщику;

  • наименование товара, номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара, дата, способ поставки товара и другие реквизиты в поле Назначение платежа.



Расчёты платёжными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика, производятся следующим образом.

Поставщик представляет в обслуживающий его банк платёжные требования при реестре, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчётных документов, и оттиском печати. Он остаётся в банке поставщика, подшивается в отдельную папку, используется в качестве журнала принятых на инкассо документов и хранится

в банке - эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

Второй экземпляр реестра вместе с последними экземплярами платёжных требований возвращаются поставщику в качестве подтверждения приёма документов на инкассо.

Платежное требование в соответствующем количестве экземпляров вместе с отгрузочными документами отправляется банком - эмитентом в банк плательщика (исполняющий банк). Банк плательщика регистрирует их в специальном журнале и на всех экземплярах поступивших платёжных требований в левом верхнем углу проставляет дату и время поступления расчётного документа, а также в поле Срок платежа проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепта платёжного требования. Дата истечения срока акцепта определяется на основании количества дней для акцепта, указанных поставщиком в поле Срок для акцепта, с учётом того, что день поступления платёжного требования в банк в расчёт не принимается.

Срок для акцепта платёжных требований определяется сторонами по основному договору, но не может быть меньше 5-ти дней.

Последний экземпляр платёжного требования в тот же день передаётся плательщику в качестве извещения для акцепта, а остальные экземпляры помещаются в картотеку по внебалансовому счёту 90901 Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты (кapтотека 1) до получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа.

Платёжные требования оплачиваются в порядке предварительного отрицательного акцепта .

Плательщик вправе отказаться от акцепта платёжных требований по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на его пункт и указанием мотива отказа.

Отказ может быть полным или частичным и принимается банком в следующих случаях:


  • поставка не предусмотрена договором (товар не заказан);

  • счет бестоварный;

  • поставлена недоброкачественная продукция;

  • досрочная поставка товара без согласия покупателя;



  • товар ранее оплачен;

  • отсутствие согласованной цены на товар;

  • отгрузка по ненадлежащему адресу, а также по другим мотивам, связанным с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.



Для отказа от оплаты платёжного требования плательщик должен в соответствующий срок предоставить в банк заявление об отказе от акцепта установленной формы в трёх экземплярах, в котором обязательно указывается номер и дата договора и указываются мотивы отказа. Ответственный исполнитель банка проверяет правильность и полноту оформления клиентом заявления об отказе о акцепта, наличие оснований для отказа и заверяет все экземпляры заявления своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.

При полном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки 1 и в тот же день возвращается в банк - эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для вручения поставщику.



Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с копией платёжного требования помещается в документы дня банка - плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику в качестве расписки в получении заявления об отказе.

При частичном отказе от акцепта платёжное требование изымается из картотеки 1 и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. При этом сумма, обозначенная цифрами, обводится, и рядом с ней выводится новая сумма, подлежащая оплате. Экземпляры заявления об отказе от акцепта распределяются между участниками расчётов также, как и в случае полного отказа от акцепта. Ответственность за необоснованный отказ несут плательщики, а не их банки.

Споров по существу банки не рассматривают. В обязанности исполняющего банка входит лишь проверка правильности оформления заявления об отказе.

Если в установленный срок плательщик не представил отказ от акцепта, то платёжные требования считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта изымаются из картотеки 1 и оплачиваются со счетов плательщика при наличии денежных

средств на его счёте. Если средства : ;з счёте отсутствуют или их недостаточно, то платёжные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счёту 90902 Расчётные документы, не оплаченные в срок (картотека 2), о чём банк плательщица должен известить банк поставщика, В дальнейшем расчётные документы будут оплачиваться по мере поступления средств на счёт плательщика в порядке очерёдности, установленной законодательством.

При наличии достаточной суммы денежных средств на счёте плательщика банк на основе 1-го экземпляра платёжного требования списывает средства со счёта плательщика и он остается в документах дня банка;

2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика.

Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями может быть представлена следующим образом (2.2).

Рис 2.2. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями.

1 - отгрузка продукции или оказание услуг;

2 - передача комплекта платежных требований при реестре в 2-х экземплярах вместе с документами об отгрузке в банк поставщика;

3 - возврат 2-го экземпляра реестра вместе с последним экземпляром платёжного требования поставщику;

4 - пересылка платёжных требований вместе с документами об отгрузке в банк плательщика;

5 - передача последнего экземпляра платёжного требования с отгрузочными документами плательщику в качестве извещения;

6 -списание средств со счёта плательщика на основании 1-го экземпляра платёжного требования при получении акцепта плательщика;

7 - пересылка 2-го экземпляра платёжного требования в банк поставщика;

8 - зачисление средств счет поставщика.

9 - передача поставщику выписки с расчетного счета о зачислении средств на его счет.

Платежные требования, находящиеся в картотеке 2, могут оплачиваться частичными платежами. Частичная оплата платёжного требования производится платёжным ордером установленной формы в порядке, аналогичном порядку частичной оплаты платёжного поручения, рассмотренном в разд. 2.

Данную форму расчетов можно оценить как перспективную благодаря наличию ряда преимуществ:


  • 1) она базируется на соблюдении всех принципов безналичных расчетов;

  • 2) ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа -поставщик - сразу же после отгрузки продукции или оказания услуг;

  • 3) платеж совершается только после согласия плательщика и контроля им правильности выполнения всех условий договора;

  • 4) поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факторинговый кредит


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ


  1. Что собой представляют расчёты по инкассо?

  2. Какую роль в расчётах по инкассо выполняет банк -эмитент?

  3. Какую роль при данной форме расчётов выполняет исполняющий банк?

  4. Какие расчётные документы используются в настоящее время при расчётах по инкассо?



  1. В каких видах могут осуществляться расчёты по инкассо?

  2. Что означает понятие акцепт и какие виды акцепта известны в настоящее время?

  3. В каких случаях используются расчёты платёжными требованиями с акцептом плательщика?

  4. Кто из участников расчётов (плательщик или получатель платежа) оформляет платёжное требование и в каком количестве экземпляров?

  5. Каков документооборот при данной форме расчётов?

  6. Какой вид акцепта применяется в настоящее время?

  7. Как устанавливается срок для акцепта?

  8. Может ли плательщик отказаться от акцепта платёжного требования и на каком основании?

  9. Каким документом оформляется отказ от акцепта?

  10. Каковы действия исполняющего банка после оформления плательщиком отказа от акцепта?

  11. Кто из участников расчётов несёт ответственность за необоснованный отказ от акцепта?

  12. Какие действия производит исполняющий банк, если плательщик согласен оплатить, но у него отсутствуют средства?

  13. Могут ли неоплаченные из-за недостатка средств платёжные требования оплачиваться частичными платежами?

  14. Каковы преимущества расчётов платёжными требованиями с акцептом плательщика?




Содержание раздела