О распространенных или "модных" способах мошенничества



Заявление принял (-а) Сотрудник Учреждения

Прошу выпустить Начальник Учреждения

Согласовано Сотрудник службы
Безопасности

Разрешаю Ответственное лицо

Карта изготовлена и Исполнитель
работоспособна


N карточного счета:


Номер карты: Срок
действия: ____/_____



Карту и ПИН конверт получил (-а)__________________/______________________
(подпись) (Фамилия И.О.)
"___"_________200_г.
(Дата)

Сотрудник банка ____________________/___________________________________/
(подпись) (Фамилия И.О.)



Порядок выдачи наличных денежных средств в АКБ "Первый Карточный Банк" держателям банковских карт

Операции выдачи наличных через кассы или обменные пункты банков являются с операционной точки зрения наиболее простыми, но в то же время выполнение таких операций налагает высокую ответственность на кассиров. Наиболее распространенные операционные ошибки допускаются именно кассирами, причем цена ошибки чаще всего равна сумме операции. К таким ошибкам можно отнести неисполнение кассиром операционной процедуры в части простановки подписи клиента на чеке/слипе или своей собственной подписи, либо в части занесения в слип/чек паспортных данных клиента. Также повышенное внимание необходимо проявлять к подлинности самой карты и предъявляемому документу, удостоверяющему личность. Особым случаем является проведение процедуры телексной авторизации.

Ввиду ее длительности по времени, отсутствия четкого сценария переговоров с банком-эмитентом, выполнение такой авторизации требует повышенного внимания и квалификации. Также кассир должен помнить, что злоумышленники часто пытаются использовать неумение ориентироваться в сложных ситуациях, а также противостоять психологическому давлению.
Совершенно очевидно, что центр внимания картменеджера и менеджера, отвечающего за ведение операций (operations manager) должно быть сфокусировано на подготовке и обучении кассиров. В банке должна действовать система ответственности за соблюдение операционной процедуры по выдаче наличных по карточкам. А именно, такая ответственность должна являться неотъемлемой частью полной материальной ответственности кассиров. Де-юре закрепление ответственности может быть выполнено в форме простановки ознакомительной надписи на инструкции каждым кассиром, допущенным к выполнению указанных операций.

Однако, как показывает практика, одного лишь юридического закрепления ответственности недостаточно для успешного и безопасного ведения операций. Картменеджер совместно со службой безопасности банка должны организовать постоянное обучение, инструктаж и проверку знаний кассирами операционной процедуры по карточкам.
Технология выполнения операций за последние годы сильно шагнула вперед. В настоящее время редко можно встретить пункт выдачи наличных по карточкам, не оснащенный POS-терминалом либо иным устройством, обеспечивающим считку магнитной полосы/чипа и обработку операции электронным способом. Также гораздо чаще выполнение операций сопровождается вводом ПИН-кода. Древняя "слипо-голосовая" технология практически ушла в прошлое, но для операционной устойчивости мы рекомендуем всегда дублировать любые электронные устройства набором из импринтера и бланков слипов.

Это необходимо на случай, например, отключения электричества или в случае сбоев в компьютерной сети или "зависания" компьютера.
Электроника повысила скорость обработки операций и, несомненно, обеспечивает более высокий уровень безопасности по сравнению с импринтерной технологией. При этом использование сложных и дорогих устройств налагает и дополнительные требования на квалификацию оператора. Поэтому к настоящему документу в обязательном порядке необходимо прилагать инструкцию по использованию терминала (иного электронного устройства) и также доводить указанный документ под роспись материально ответственным сотрудникам. Картменеджеру следует уделить внимание тому, как программируются терминалы с двух точек зрения.

Во-первых, для четкой работы алгоритм диалога терминал-кассир должен быть как можно более кратким и простым. Еще раз напомним об операционных ошибках: например, нередки случаи, когда кассир ошибается при вводе валюты операции в терминал, а также при задании процента комиссии банка. Обе ошибки возможно практически исключить за счет использования более продуманного алгоритма работы терминала. Во-вторых, для удобства работы кассиров и для эффективного противостояния необоснованным претензиям клиентов необходимо иметь правильно сформированный чек по операции, с полями для указания паспортных данных и бросающимися в глаза полями для простановки подписи.



Также следует более четко выделить наименование точки обслуживания, ее адрес, дату и время обслуживания.
Настоящий порядок можно практически без ограничения общности применять ко всем видам карточек, как отечественных, так и международных. В настоящем порядке рассматриваются карточки систем VISA и MasterCard, как наиболее распространенные. При этом особенности операций будут прежде всего касаться проверки подлинности предъявляемых клиентом карточек. Здесь необходимо вести работу с одной стороны по мониторингу правил платежных систем по дизайну карточек (они время от времени меняются), а с другой стороны служба экономической безопасности должна обеспечивать кассиров текущей оперативной информацией:
О появившихся в обороте подделках;
О распространенных или "модных" способах мошенничества;
Доводить до сведения кассиров иные ориентировки как правоохранительных органов, так и служб безопасности платежных систем.
Перечень валют, в которых может производиться операция, определяется процессинговым центром. Обычно процессируются две валюты - рубли и доллары США. Если клиент желает получить денежные средства в другой валюте, кассир последовательно выполняет две кассовые операции - снятие наличных с карты и конверсию снятой суммы в желаемую валюту.
В целях настоящего Порядка используются термины определенные в Положении ЦБ РФ N 23-П от 09.04.1998 года.

Дополнительные термины

БИН - банковский идентификационный номер, присвоенный банку в платежной системе.
Слип - документ по операциям получения наличных с помощью банковской карты, изготовленный на бланке по форме, включающей в себя все реквизиты операции и код авторизации. Слип оформляется при помощи импринтера и состоит из трех листов, два из которых имеют копировальный слой.
Чек - документ по операциям получения наличных с помощью банковской карты, полученный с использованием ПОС-терминала. Чек распечатывается ПОС-терминалом в двух экземплярах.
Транзакция - операция, по которой банковская карта используется для получения наличных денежных средств.
Учреждения Банка - дополнительные офисы, ГлавОперу и филиалы АКБ "Первый Карточный Банк".

1. Порядок обслуживания Держателей банковских карт

Настоящий документ устанавливает порядок проведения операций выдачи наличных денежных средств по БК в пунктах выдачи наличных АКБ "Первый Карточный Банк".
ПВН может быть организован в помещении учреждения Банка, а так же в обменном пункте, расположенном вне учреждения АКБ "Первый Карточный Банк".
Банк выдает наличные денежные средства в рублях РФ и долларах США по следующим типам банковских карт:
VISA
VISA Electron
Eurocard/MasterCard
Cirrus/Maestro
Отличительные особенности банковских карт перечисленных типов описаны в Приложении 1.
Банковская карта, по которой выдаются наличные денежные средства, может быть эмитирована как любым Российским, так иностранным банком, имеющим лицензию от платежной системы на выпуск банковских карт перечисленных типов.
Обязанности кассира
1.1. Плата, взимаемая Банком за выдачу наличных средств
Перед началом оформления операции выдачи наличных кассир должен ознакомить Держателя банковской карты (далее по тексту - карта) с условиями выдачи наличных денежных средств. За выдачу наличных денежных средств Банк взимает плату согласно установленному тарифу. Тариф установлен Правлением Банка и может в дальнейшем изменяться.

В филиале размер комиссионного вознаграждения устанавливается руководителем филиала при обязательном предварительном согласовании с Картподразделением.
1.2. Проверка подлинности карты и идентификация личности Держателя
Кассир должен произвести следующие действия.
1. Просит клиента предъявить карту и документ, удостоверяющий личность. Полученные карта и документ должны находится в поле зрения клиента, но вне пределов его досягаемости до завершения операции.
При проведении операции в рублях РФ на электронном терминале с вводом ПИН-кода предъявление документа, удостоверяющего личность клиента, не требуется. При проведении операции в долларах США обязательно предъявление документа, удостоверяющего личность держателя карты.
2. Проверить подлинность и платежность БК в соответствии с Приложением 1 настоящего Порядка.
3. Проверить документ, удостоверяющий личность Держателя. В соответствии с законодательством Российской Федерации документом, удостоверяющим личность, являются:
- вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации,



Содержание раздела