Концепция широкого привлечения в 1996-2000 гг.


Заемные средства кредитных организаций
Концепция широкого привлечения в 1996-2000 гг. средств российских кредитных организаций в строительство новых горно-добывающих предприятий оказалась ошибочной. Кризис банковской системы и непомерно высокие проценты ставок за пользование кредитами сделали невозможным использование этого источника финансирования.
Таким образом, в ближайшей перспективе не следует ожидать существенного притока в золотодобывающую промышленность иностранных инвестиций и средств российских кредитных организаций. Крайне ограничены возможности федерального бюджета и бюджета развития. В лучшем случае можно рассчитывать на реинвестирование ранее выданных “золотых кредитов” предприятиям и администрациям районов.
Собственные средства предприятий
Одним из основных источников финансирования развития добычи золота могут быть собственные средства предприятий. Для оценки этого источника вопросы финансового состояния золотодобывающих предприятий следует рассмотреть более детально.
На предприятия золотодобывающей промышленности, помимо обстоятельств, определяющих их финансовое состояние в условиях общего кризиса экономики, в силу специфики отрасли оказывают существенное негативное воздействие и другие факторы, в том числе:
1. Монопольное право государства на все добытые драгоценные металлы привело в 1996-1998 гг. к тому, что ГОХРАН России забирал у недропользователей добытое золото, серебро, платину шлиховую, а своевременная оплата не производилась. В итоге практически все предприятия стали крупными должниками бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. У многих предприятий задолженность не погашена до настоящего времени.
2. Опережающий рост цен на все виды топливно-энергетических и материальных ресурсов при жестко регулируемой государством цене на золото (валютный коридор до августа 1998 г.) привел к значительному росту затрат на производство продукции и снижению прибыли. В ряде случаев цены на материально-технические ресурсы, топливо, машины и оборудование превысили мировые.
3. В Российской Федерации 67 % золота добывается из россыпных месторождений и добыча носит сезонный характер. В связи с тем что 70 % золота добывается в удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним, существует объективная необходимость в досрочном завозе топлива, продовольствия, оборудования и материалов, т.е. кредитование добычи. Государство с 1998 г. практически прекратило закупки драгоценных металлов в Госфонд России и соответственно авансирование предприятий.

Практически все добываемое золото приобретается коммерческими банками, которые под предстоящую добычу металла выдают предприятиям кредиты. Плата за пользование кредитами ложится дополнительным бременем на недропользователей.
4. Падение цены на золото на мировом рынке с 370 дол. за 1 тройскую унцию в 1996 г. до 252 дол. в 1999 г. сделало добычу золота нерентабельной на многих месторождениях, привело к массовому банкротству предприятий.
Десятки рудников и приисков прекратили существование, рентабельность добычи золота на большинстве предприятий снизилась до 8-10 %.
Из-за тяжелого финансового положения более 180 предприятий не смогли погасить задолженность перед федеральным бюджетом, которая на начало 2000 г. превысила 550 млн р. (эквивалент 2,2 т золота).
Среди причин невыполнения заданий ФЦП по строительству новых предприятий следует также отметить отсутствие действенного механизма контроля за ходом реализации программы федеральными органами исполнительной власти.
О правовой основе инвестиционной политики
Важным фактором, сдерживающим развитие золотодобывающей промышленности, является несовершенство законодательной и нормативно-правовой баз в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов.
Принятый в марте 1998 г. Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” не работает в полную силу, поскольку до настоящего времени не вышли такие нормативные акты, как Указ Президента РФ “О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней”, постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, об утверждении Порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, о функционировании бирж драгоценных металлов в Российской Федерации и др.


Закон требует существенной доработки, поскольку содержит ряд внутренних противоречий, отдельные его положения не соответствует ранее принятым законам “О недрах” и “О валютном регулировании и валютном контроле”.
На мировом рынке золото является обычным товаром, который свободно продается и свободно покупается. Тормозом в развитии внутреннего рынка драгоценных металлов является отнесение золота и серебра к категории валютных ценностей наследие нашего прошлого, которое до настоящего времени упорно отстаивается рядом силовых ведомств.
Ненормальным следует считать и тот факт, что золото и серебро по-прежнему относят к стратегическим видам минерального сырья. В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной тайне” (№ 131-ФЗ от 6 октября 1997 г.) и Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне” данные о добыче золота и серебра в целом по РФ, субъектам РФ и даже по предприятиям являются секретными. В связи с этим бессмысленны требования о прозрачности сведений о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятий, о привлечении иностранных инвесторов и т.д.

Минэкономики России и МПР России подготовили проект постановления Правительства РФ об исключении золота и серебра из перечня стратегических видов минерального сырья, но оно пока не принято.
Отсутствие основополагающих нормативно-правовых актов привело к полному свертыванию внешнеэкономической деятельности предприятий в 1999 г. Лишены возможности продавать на внешнем рынке свою конкурентоспособную продукцию заводы по переработке драгоценных металлов, ювелирные предприятия. В итоге теряются рынки сбыта за рубежом, сокращается производство, государство теряет валютную выручку.
Низкая инвестиционная активность, высокая налоговая нагрузка и недостаток у предприятий собственных средств не позволяют прогнозировать высокие темпы роста золотодобычи в ближайшие 3-5 лет.
Вместе с тем можно смело утверждать, что добыча золота в России будет медленно, но стабильно повышаться. Ввод в эксплуатацию строящихся предприятий на рудных месторождениях Эльдорадо, Васильевское, Джульетта, Школьное, Лунное и др. позволит в ближайшие годы увеличить объем добычи золота. Кроме того, уже в 1999 г. проявились некоторые положительные тенденции в золотодобывающей промышленности:
с учетом роста цен на материально-технические ресурсы, низкой цены на золото и состояния минерально-сырьевой базы предприятиями взят курс на расширение объемов использования эффективных способов добычи и переработки минерального сырья кучное и подземное выщелачивание золота из руд и песков, извлечение мелкого золота из россыпных и техногенных месторождений. В 1999 г. функционировали 8 объектов кучного выщелачивания с объемом переработки руд до 2,5 млн т. В 2000 г. планируется ввод в эксплуатацию еще четырех объектов;
в золотодобывающую промышленность начинают внедряться в качестве инвесторов крупные отечественные финансово-промышленные компании (ОАО “Полиметалл”, АК “АЛРОСА”, нефтяные компании). Ряд коммерческих банков заявил о переходе от кредитования золотодобычи к прямому инвестированию (АКБ “Ланта-Банк”, “Газпромбанк”).
Августовский “дефолт” 1998 г. сыграл положительную роль для многих золотодобывающих предприятий, так как позволил им погасить задолженность, создать необходимый объем собственных средств и уже в 1999-2000 гг. уйти от кредитования добычи.
Непременным условием роста добычи золота в России является проведение как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации политики, направленной на реструктуризацию отрасли и ликвидацию раздробленности путем созданиям горизонтально- и вертикально-интегрированных корпоративных структур. Требуют немедленного решения вопросы либерализации внутреннего рынка драгоценных металлов, упрощения процедур экспортно-импортного регулирования, совершенствования системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки на предприятия.


В настоящее время в соответствии с поручением Правительства РФ Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минэкономики России приступил к разработке “Стратегии реформы и развития золотодобывающей промышленности России на период до 2005 года”.
“Стратегия...” должна стать основополагающим документом, охватывающим все проблемы золотодобывающей промышленности России на ближайшее десятилетие, включая прогноз динамики цен мирового рынка, состояние и развитие минерально-сырьевой базы, развитие технологии и техники для добычи и переработки золота, оптимизацию налогообложения и привлечения инвестиций, организацию цивилизованного рынка драгоценных металлов.
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Колмогоров Н.К. Золотодобывающая промышленность России: проблемы и перспективы http://www.geoinform.ru/mrr.files/issues/articles/kolm2.html

  2. Бусаров В.Н. Золотодобывающая промышленность России // Энергия. 2000. -- №5.





Содержание раздела