- Торги как механизм сбыта в современном предпринимательстве


7.7. Торги как механизм сбыта в современном предпринимательстве: правовые основы

Один из способов обеспечения товародвижения - реализация продукции посредством заключения договоров на торгах.

Торги рассматриваются как традиционная, широко распространенная форма торговли, при которой заключению торговой сделки между продавцом и одним из потенциальных покупателей предшествуют переговоры в виде торга по поводу цены и других показателей товара. Цель торгов состоит в выявлении победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договоров на торгах характерно для таких сфер, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Порядок заключения договоров на торгах установлен Гражданским кодексом РФ и рядом законов и подзаконных актов. Гражданским кодексом закрепляются общие правила проведения торгов. По этим правилам должны проводиться и публичные торги в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

Продавец, заинтересованный в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, может сам их организовать либо обратиться к услугам специализированной организации, которая выступит в качестве организатора торгов. Данная организация действует на основании договора с продавцом (компанией-производителем) и выступает от его или от своего имени.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма их определяется продавцом, если иное не предусмотрено законом. Различие между этими двумя формами торгов заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, предложит лучшие условия. В аукционе или

конкурсе должны участвовать два или более лиц, иначе они теряют всякий смысл. Пункт 5 ст. 447 ГК РФ устанавливает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Судебная практика подтверждает это правило, в частности признает фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, претенденты (см.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24 марта 1994 г.1).

Общим признаком обеих форм проведения торгов - аукциона и конкурса - выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов. Например, на аукционах, как правило, конкурентный спор между покупателями, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги товара, начиная от начальной цены, назначенной собственником или специализированной организацией, проводящей торги. Лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену.

Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться и по другим специальным правилам (см. ниже).

Форма аукциона может применяться, например, для приобретения права на заключение договора купли-продажи, аренды нежилых помещений и др. Форма конкурса обычно используется для выбора поставщиков, подрядчиков или исполнителей из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным и другим требованиям.

Обычно порядок проведения конкурса предусматривает наличие у участников необходимых возможностей: финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков и опыта имеющихся специалистов, положительной деловой репутации, деловых связей и т.д. В случае когда конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, он признается публичным (п. 2 ст.

1057 ГК РФ).

В некоторых нормативных правовых актах о торгах встречается понятие тендер, обозначающее конкурсную форму проведения подрядных торгов, обеспечивающую соревнование представленных претендентами оферт2.



Аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытых аукционах и конкурсах может участвовать любое лицо, в закрытых - только лица, специально приглашенные для этой цели.

Важно отметить, что применение квалификационных требований при отборе лиц, удовлетворяющих условиям конкурса, не превращает конкурс в закрытый. Оценка квалификации не должна носить дискриминационного или избирательного характера, если иное не предусмотрено федеральными законами или указами Президента РФ (см. п. 7 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. 3051).

Параметр закрытости торгов, отраженный в п. 1 ст. 448 ГК РФ, предполагает избирательный подход к кругу лиц, допускаемых к участию в них. Так, закрытыми признаются торги по конкурсному распределению экспортных квот, если они ограничены по числу участников (см., например, п. 3.1 Положения о порядке и условиях проведения федеральных торгов по конкурсному распределению экспортных квот для государственных нужд, утвержденного приказом МВЭС РФ от 23 февраля 1993 г.2).

В некоторых нормативных правовых актах используется и иной критерий закрытости торгов, отличающийся от указанного в п. 1 ст. 448 ГК РФ. К примеру, дифференцируя конкурсы по составу участников и по форме проведения торгов, п. 10 Примерного положения об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденного распоряжением ГКИ РФ от 13 ноября 1992 г. 770-р3, именует закрытыми такие инвестиционные торги, при проведении которых предложения претендентов подаются организатору торгов не публично, а в запечатанном виде.

На организаторов торгов ст. 448 ГК РФ возлагает определенные обязанности. Так, если иное не предусмотрено законом, организатором должно быть сделано извещение о проведении торгов в срок не менее чем за 30 дней до их проведения.

На практике извещения о проведении торгов публикуются в открытой печати, как правило, в специализированных журналах и бюллетенях (например, в информационно-аналитическом бюллетене Конкурсные торги). Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме

торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.

По своей юридической природе извещение о проведении торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие последствия. Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязательственное правоотношение, в силу которого лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право требовать от организатора торгов принятия и рассмотрения его предложения. Но при этом нужно иметь в виду, что согласно п. 3 ст.

448 ГК РФ организатор открытых торгов, сделавший извещение (если иное не установлено законом), вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до его проведения.

В случаях когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса (для них допустимые сроки их отмены не установлены) обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Определенные обязанности возлагаются и на участников торгов. Так, они должны внести задаток в том размере, с соблюдением срока и порядка, которые указаны в извещении о проведении торгов. Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы забронировать торги от недобросовестных участников предпринимательской деятельности и обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведения торгов.

Если торги не состоялись, то задаток подлежит возврату. При состоявшихся торгах он возвращается лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли.

Устроитель торгов, даже несущий обязанность возмещения ущерба, причиненного отказом от их проведения, возвращает принятый задаток в одинарном, а не в двойном размере (как это имело бы место согласно общим правилам ст. 381 ГК РФ). Данный подход объясняется прежде всего тем, что ни в момент извещения потенциальных участников торгов, ни в момент внесения ими задатка между будущими участниками торгов и их организатором не возникает еще то обязательство, на создание которого направлены торги:

обязательство заключить договор. Такое обязательство возникает только между организатором и победителем торгов.

В последнее время для обеспечения выполнения обязательств участников торгов по окончании их проведения организаторы требуют предоставления банковской гарантии.



Содержание раздела