Правовое регулирование передачи товарного знака



договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения знака на товарах и (или) их упаковке. Вместе с тем анализ зарубежного законодательства, в частности Франции, Италии и Германии, показывает, что там подобные условия отсутствуют, и под использованием понимается как фактическое, так и номинальное применение товарного знака.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду со знаком изготовителя товаров, а также вместо него.

Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно полностью или частично согласно решению Высшей патентной палаты, принятому по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления. Установление определенного срока проистекает из положений ст. 5С п. 1 Парижской конвенции. В этой статье указывается: если в стране использование зарегистрированного знака является обязательным, регистрация может быть аннулирована лишь по истечении справедливого срока и только тогда, когда заинтересованное лицо не представит доказательств, оправдывающих причины его бездействия.

В этой связи при решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака по причине его неиспользования могут быть учтены представленные владельцем товарного знака доказательства того, что он не использовался по не зависящим от владельца обстоятельствам.

В силу ст. 23 Закона регистрация товарного знака не дает его владельцу права запретить использование этого знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия. Владелец может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку - специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, что гарантирует покупателю приобретение товара именно того изготовителя, на которого он рассчитывает.

Правовое регулирование передачи товарного знака. Глава 5 Закона определяет порядок передачи товарного знака,

включающий уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. В соответствии со ст. 25 Закона о товарных знаках товарный знак может быть передан его владельцем по договору уступки юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.

При этом уступка не допускается, если есть опасность ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Заключение такого договора дает возможность хозяину товарного знака не только получить определенный доход и популяризировать свой знак, но и сохранить саму регистрацию товарного знака, если владелец не использует его в течение пяти лет. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что последний будет контролировать выполнение этого условия.

Данное условие является существенным, и при его отсутствии договор признается незаключенным.

В зависимости от объема передаваемых прав различают лицензии (лицензионные договоры):


  • исключительные - в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию (лицензиат);

  • неисключительные - право на использование имеют и лицензиар, и лицензиат, при этом владелец знака - лицензиар может заключать лицензионные договоры с другими лицами;

  • сублицензии - лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии.

  • Лицензии также дифференцируются на:

  • полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;

  • частичные, когда право на использование товарного знака распространяется только на часть таких товаров.

<

p>

Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор должны регистрироваться в Патентном ведомстве, без этого они считаются недействительными. Процедура регистрации подробно прописана в Правилах регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака1, утвержденных Роспатентом 26 сентября 1995 г. (с изменениями от 27 июля 1998 г.).

В соответствии с положениями указанных Правил заявление о регистрации должно касаться одного договора. К заявлению прилагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленной пошлины за регистрацию договора. Может быть приложено также свидетельство на товарный знак - для внесения в него записи об уступке знака или предоставлении лицензии.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русском языке. К документам, представленным на другом языке, прилагается перевод. Для регистрации не требуется наличия между сторонами каких-либо иных договоров, в частности о передаче прав на имущество.

В договоре необходимо указать его предмет (номер свидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), вид передачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав (вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых уступается товарный знак или предоставляется лицензия). Изменения лицензионного договора, в частности, по поводу определения сторон договора, предмета договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав также подлежат регистрации в Патентном ведомстве. Договоры вступают в силу с даты их регистрации.

Третьей формой передачи товарного знака нужно назвать договор коммерческой концессии, предусмотренный гл. 54 ГК РФ. Согласно ст.

1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Прекращение правовой охраны товарного знака возникает на основании ст. 28 (в случае признания регистрации знака недействительной) и ст. 29 (в случае аннулирования регистрации) Закона о товарных знаках.

Согласно ст. 28 Закона регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных п. 3 ст. 2 (субъекты права на товарный знак) и ст. 6 (абсолютные основания для отказа в

регистрации) Закона о товарных знаках, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене - по основаниям, установленным ст. 7 (иные основания для отказа в регистрации) данного Закона.

Любое лицо может подать возражение против регистрации товарного знака в Апелляционную палату, которое должно быть рассмотрено в пределах четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в Высшей патентной палате в течение шести месяцев с даты его принятия. Решение Высшей патентной палаты является окончательным.

Вместе с тем согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. постановление Президиума Верховного суда РФ от 9 ноября 1994 г.1).

Исходя из ст. 29 Закона регистрация товарного знака аннулируется Патентным ведомством:


  • в связи с прекращением срока ее действия, предусмотренного ст. 16 Закона;

  • на основе решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

  • на основе решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия по причине неиспользования товарного знака;

  • в случае признания ее недействительной;

  • при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака;

  • на основе решения Высшей патентной палаты, если товарный знак превратится в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

  • в случае отказа от нее владельца товарного знака.



При ликвидации юридического лица решение вопроса об аннулировании регистрации товарного знака принимается с учетом ст. 58 ГК РФ Правопреемство при реорганизации юридического лица и ст. 61 - 63 ГК РФ.

Правила аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака утверждены Роспатентом 27 июня 1996 г.2 (с изменениями и дополнениями от 27 июля 1998 г.).

Ответственность за незаконное использование товарного знака. Незаконное использование товарного знака или сходного с ним

Похожие публикации



Содержание раздела