- Конкурентоспособность товара


3.4. Конкурентоспособность товара: понятие, показатели, правовые требования

Конкурентоспособность товара представляет собой комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.

Важными показателями конкурентоспособности товара служат цена, качество, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама. Конкурентоспособность оценивается применительно к конкретным сегментам рынка на определенный период времени и

служит для разработки и коррекции маркетинговой стратегии хозяйствующего субъекта. Для оценки уровня конкурентоспособности товара нужно соотнести различные его характеристики с показателями идеального или просто наиболее ходового аналога - эталона, признанного в рассматриваемом рыночном сегменте.

Другими словами, сравниваемые материалы должны удовлетворять одинаковой потребности (т.е. относиться к одному классу, например классу электроизоляционных или конструкционных материалов, или даже иметь одинаковое назначение в изделиях) и рассматриваться по отношению к конкретному рынку, так как материалы, неконкурентоспособные в одной области, могут быть конкурентоспособны в другой. В то же время, поскольку за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, т.к. они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

Важнейшей детерминантой конкурентоспособности является качество товара. Действительно, одним из краеугольных прав потребителя, провозглашенных Законом О защите прав потребителей, является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества.

Первый критерий качества товара проистекает из положения п. 1 ст. 4 Закона О защите прав потребителей, согласно которому продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Вторым критерием качества товара (работы, услуги) в п. 2 ст. 4 Закона указана пригодность его для использования в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Этот критерий качества применяется лишь тогда, когда условие о качестве в договоре отсутствует.

Нормы и характеристики, определяющие качество товара, устанавливаются в государственных стандартах (обязательные требования) и в технических условиях предприятий-изготовителей (потребительские характеристики). В тех же документах и в иной технической документации производителя определяется целевое назначение изделия, т.е. его основные потребительские функции, область и условия применения. В связи с этим назначение товара представляет собой задачу, а требования, нормы и характеристики качества - не что иное, как ее решение.

Формулировка п. 2 ст. 4 анализируемого Закона в части целей дословно воспроизводит последнюю фразу п. 1 ст. 76 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.1. Вместе с тем этой фразе предшествовало указание, что продавец обязан передать покупателю имущество обычного качества, соответствующего его конкретному назначению, указанному в договоре или известному продавцу. И только тогда, когда продавец не был обязан знать о конкретном назначении продаваемого имущества, оно должно быть пригодно для целей, в которых имущество такого рода обычно используется.

Таким образом, в п. 2 упомянутой статьи неоправданно понятие требования к качеству подменено понятием цель использования и конкретного товара - товаром, относящимся к определенному роду. В связи с этим потребитель оказывается в достаточно невыгодном положении, так как пригодность для родовых целей использования является универсальным основанием для отказа в требовании потребителя, купившего по какой-либо причине не тот конкретный товар, какой ему был нужен, обменять его согласно положениям Закона о защите прав потребителей.



В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона, если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), то он обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Пункт 4 данной статьи говорит, что при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Это один из видов договора купли-продажи. Образцы и описания товаров играют роль своеобразных условий договора о качестве товара.

Особенности такой продажи регулируются Правилами продажи товаров по образцам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 9182 (с изменениями от 7 декабря 2000 г.).

В соответствии с этими Правилами помимо возможности визуального ознакомления потребителя с товаром (в том числе путем демонстрации образцов в действии) продавец обязан обеспечить каждый образец (всех артикулов, марок и разновидностей) аннотацией с указанием завода-изготовителя, технических

параметров и других характеристик потребительских свойств товара, иметь каталоги, альбомы наличествующих в продаже товаров по видам оформления. Расцветка и рисунок обивочной ткани, вид отделочных и облицовочных материалов и фурнитуры, а также наименование магазина, дата продажи, наименование товара, его артикул, цена и другие характеристики должны указываться в товарном чеке, выписываемом продавцом.

Качество товара является его интегральной характеристикой, выражает уровень удовлетворения потребности целевой группы потребителей и измеряется комплексом нормативных и сопоставимых (как жестких, так и мягких) потребительских параметров товара. При этом важно, чтобы данный товар не выходил по своим показателям за пределы жестко установленных нормативов (по безопасности и другим параметрам, предусмотренным законодательством о сертификации и стандартизации продукции и о защите прав потребителей), т.е. соответствовал безусловным требованиям.

Третьим критерием качества в п. 5 ст. 4 Закона закреплено соответствие обязательным требованиям стандарта к качеству товара (работы, услуги), если стандартом такие требования предусмотрены. Под обязательными требованиями понимается прежде всего безопасность товара.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р. 1.0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Закон РФ О защите прав потребителей охраняет безопасность жизни и здоровья потребителя, имущества потребителя, а также окружающей природной среды. Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.

Требования по безопасности товара устанавливаются на соответствующих стадиях его жизни применительно к определенным, обычным условиям. В этой связи пользование товаром в необычных условиях, к примеру, может рассматриваться как нарушение потребителем установленных правил и повлечь отрицательные последствия. Безопасные условия пользования, хранения, транспортировки и утилизации обычно указываются в нормативной документации по стандартизации и в сопроводительной технической документации.

Под безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги) нужно понимать безопасность его технологии для потребителя, его имущества и окружающей среды. Безопасность лица,

непосредственно выполняющего работу или оказывающего услугу потребителю, обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства.

В законе О стандартизации предусмотрено право государственных инспекторов Госстандарта России приостанавливать реализацию проверенной продукции (работ, услуг) в случае несоответствия ее обязательным требованиям государственных стандартов. Пунктом 4 ст. 7 Закона О защите прав потребителей предусмотрено, что перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

Как известно, на эти товары (работы, услуги) должны быть установлены требования по безопасности.

Следует обратить внимание на то, что Закон РФ О защите прав потребителей не раскрывает содержание понятия обязательные требования к качеству товара. Общий перечень обязательных требований к продукции (работам, услугам) установлен п. 2 ст. 7 Закона РФ О стандартизации.

В него входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей; для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки.

Под понятие обязательных требований к качеству товаров (работ, услуг) из приведенного перечня подпадают лишь требования по их безопасности для упомянутых объектов, установленные государственными стандартами. Требования по безопасности, имеющие общеобязательный характер, в других категориях стандартов (отраслевых, заводских и др.) устанавливаться не должны, а если они установлены, то учитываться не могут.

Похожие публикации



Содержание раздела