Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия


  • Компетентность: обеспечивается при проведении аккредитации соответствующим подбором кадров, системой подготовки экспертов, участвующих в аккредитации, и привлечением, при необходимости, специалистов по отдельным областям знаний.

  • Независимость: обеспечивается участием в работах организаций и экспертов по аккредитации, свободных от любого коммерческого, финансового, административного или другого воздействия, которое может оказать влияние на принимаемые решения.

  • Недопущение дискриминации и принятия пристрастных решений: обеспечиваются применением единых критериев аккредитации.

  • Общедоступность (прозрачность): достигается информированием заявителя о правилах и условиях аккредитации.


  • Критерии аккредитации установлены в Государственных стандартах РФ прямого применения (специальных Руководствах ИСО/МЭК) и нормативных документах, разработанных аккредитующим органом с учетом специфики вида деятельности субъекта аккредитации. При проведении аккредитации должна соблюдаться конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну заявителя. Официальным языком является русский. По просьбе заявителя допускается оформление дубликата аттестата аккредитации на другом языке.

    Функции, выполняемые участниками обязательной сертификации, помимо Закона определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. № 261. В соответствии с данным актом аккредитованный орган по сертификации продукции:

    • идентифицирует продукцию, представленную для сертификации;

    • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

    • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

    • приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;

    • формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

    • представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции;

    • регистрирует декларации о соответствии, принятые изготовителями (продавцами, исполнителями).



    Аккредитованная испытательная лаборатория испытывает конкретную продукцию или проводит конкретные виды испытаний и выдает их протоколы для целей сертификации. Протоколы о фактических показателях качества продукции направляются органу по сертификации, заказавшему работу, и служат объективной основой для выдачи сертификата или отказа в этом.

    Заключение испытательной лаборатории является необходимым, но не единственным подтверждением права на получение сертификата. Например, в некоторых системах сертификации предусматривается аттестация производства, анализ его отдельных элементов.

    Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России. В соответствии с Законом порядок государственной регистрации устанавливается Госстандартом России. Так, постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 г. № 18 утверждены Правила проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации1.

    Со дня вступления в силу этих Правил утратил силу ГОСТ Р Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия, утвержденный постановлением Госстандарта России от 27 сентября 1995 г. № 15. Принятые Правила распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации, имеющие знак соответствия. Ведение государственного реестра систем возложено на Управление сертификации Госстандарта России.

    Правила определяют содержание и форму заявки на регистрацию, комплект прилагаемых документов и их содержание. При отрицательном решении Госстандарта России о возможности государственной регистрации системы и ее знака соответствия заявителю направляется обоснование отказа. Такими обоснованиями могут быть: несоответствие представленных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области сертификации, а также требованиям указанных Правил.

    Вместе с тем решение об отказе в государственной регистрации заявитель вправе обжаловать либо непосредственно в суде, либо в Апелляционной комиссии Госстандарта России.



    Правила определяют порядок внесения изменений в зарегистрированную систему, порядок ее перерегистрации и прекращения действия, а также порядок официального информирования о зарегистрированных системах сертификации и знаках соответствия.

    Рассмотрим далее порядок проведения сертификации применительно к работам и услугам. Постановлением от 5 августа 1997 г. № 17 Госстандарт России принял Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации1. Они либо непосредственно применяются при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг, либо могут служить основой для разработки правил сертификации в системах сертификации однородных работ и услуг, утверждаемых компетентными федеральными органами исполнительной власти.

    Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям состоит из оценки уровня выполнения работ и оказания услуг и оценки (испытания) их результатов. В связи с большим разнообразием работ и услуг, их различной юридической природой предусмотрено, что порядок оценки процесса выполнения работ и услуг устанавливается в отраслевых правилах сертификации, а проверку результатов работ и услуг осуществляют соответствующие органы по сертификации в общем порядке.

    Порядок сертификации работ и услуг согласно упомянутым правилам включает следующие стадии.

    Первая стадия - подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель. Заявка направляется в соответствующий орган по сертификации. При наличии нескольких органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель

    вправе обратиться в любой из них. Форма заявки утверждена Госстандартом РФ.

    Вторая стадия - рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее месяца после ее получения направляет заявителю решение, содержащее основные условия сертификации.

    Третья стадия - оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Здесь по определенной схеме проверяется выполнение работ и оказание услуг. Схемы устанавливаются в правилах сертификации однородных работ и услуг и применяются в конкретных условиях.

    Это может быть оценка мастерства исполнителя работ и услуг, оценка процесса выполнения работ и услуг, анализ состояния производства, оценка системы качества, рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами и т.п. Итоги отражаются в актах. Проверку результатов работ и услуг проводит орган по сертификации, а испытания результатов - испытательные лаборатории.

    Итоги проверки и испытаний отражаются в протоколах.

    Четвертая стадия - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует. Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые распространяется его действие.

    При отрицательных итогах анализа принимается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа; решение доводится до сведения заявителя.

    Срок действия сертификата устанавливается с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три года. При внесении корректив в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом выдавший его орган, который вправе принять решение о необходимости дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

    Наконец, пятая стадия сертификации - выдача лицензии на применение знака соответствия. Знак соответствия наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки, а также используют в рекламных и печатных изданиях. Порядок

    применения знака соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации отдельных видов работ и услуг.

    Среди нормативных актов о сертификации отдельных видов продукции и услуг, принятых в последнее время Госстандартом России, следует упомянуть: постановление Госстандарта РФ от 28 февраля 2000 г. № 12 Об утверждении Правил проведения сертификации отдельных товаров для защиты граждан от опасных внешних воздействий1; постановление Госстандарта РФ от 3 мая 2000 г. № 25 Об утверждении документа Правила сертификации производственного оборудования2; постановление Госстандарта РФ от 3 декабря 1999 г. № 61 Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации химической продукции3; постановление Госстандарта РФ от 25 ноября 1999 г. № 60 Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации продукции из резины и асбеста4; Правила сертификации услуг парикмахерских, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 1999 г. № 585; постановление Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. № 36 О Правилах проведения сертификации электрооборудования6.

    Похожие публикации



    Содержание раздела