Предусмотрена следующая структура фонда



Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а равно сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей, в том числе зарубежных, в части, не составляющей государственную тайну. В связи с этим Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 утверждено Положение о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической

информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Данный фонд создается и ведется Госстандартом РФ во взаимодействии с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями, в частности иностранными.

Указанным Положением предусмотрена следующая структура фонда:


  • главный информационный центр стандартов, являющийся структурным подразделением центрального аппарата Госстандарта;

  • информационные центры стандартов, являющиеся специализированными организациями или структурными подразделениями организаций (предприятий) министерств и ведомств.



Информация о документах фондов и их копии предоставляются на договорной основе.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. С переходом от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике принципиально меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Государство отказалось от всестороннего обязательного регулирования многих параметров продукции, оставив в своей компетенции лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных стандартах. В этих условиях регулятором товарной политики компаний становятся требования рынка.

Негосударственные компании, входящие в отрасль, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подчинены государственному органу управления, и его указания не являются для них обязательными.

С учетом рыночного подхода к определению роли и содержания отраслевых стандартов Госстандарт России в п. 3.10 ГОСТ Р 1.4-93 провозгласил, что стандарты отрасли применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт, а иные субъекты - на добровольной основе. Отсюда обязанность их применения возникает лишь тогда, когда это предусмотрено в технической документации изготовителя или поставщика товаров либо в договоре.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов. За соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов отвечают принявшие их государственные органы управления.

ГОСТ Р 1.4-93 устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обязательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей. В п. 3.1 данного ГОСТа приводится перечень некоторых объектов стандартов отраслей, а именно организационно-технические и общетехнические объекты, продукция, работы (процессы) и услуги, применяемые в отрасли, организация проведения работ по отраслевой стандартизации, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения, организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли.



Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно с целью обеспечения требований, указанных в ст. 1 Закона о стандартизации, а также совершенствования организации и управления производством, но они не должны нарушать обязательных требований государственных стандартов. Стандарт предприятия представляет собой локальный нормативный акт, который является обязательным только для персонала определенной компании.

Требования стандартов предприятий подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Для иллюстрации данного вида стандартов можно сослаться на разработанный с участием автора в 1998 г. и принятый Стандарт предприятия Акционерного московского общества Завод имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) Система качества. Маркетинг. Содержание работ и порядок проведения (СТП 37.105.09152-98), действие которого распространяется на подразделения головного завода и дочерние предприятия АМО ЗИЛ.

Данный документ устанавливает основные принципы управления производством посредством активного использования маркетинга как основной составляющей научно-производственного и сбытового процесса. Стандарт соответствует требованиям ИСО 9001 и ИСО 9004-1.

В ГОСТ Р 1.4-93 уточняются объекты стандартизации предприятий. К таким объектам он относит обеспечение действия на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей; создаваемую и применяемую на данном предприятии продукцию, процессы, услуги (составные части продукции, технологическая оснастка, инструмент, технологические нормы, услуги внутри предприятия и т.п.).

Как показывает практика, в настоящее время основными документами, определяющими потребительские требования и характеристики качества поставляемой продукции, помимо государственных стандартов являются упоминавшиеся ТУ и другая техническая документация изготовителя, включая эталоны-образцы, технические описания, паспорта, инструкции по эксплуатации и т.д.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.

Завершая этот параграф, подчеркнем, что проблема правового регулирования качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Достаточно вспомнить, как в сокрушенных и подавленных во второй мировой войне Германии и Японии грамотное применение методов стандартизации и метрологии позволило обеспечить качество продукции и тем самым дать старт обновлению экономики этих стран.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в соблюдении как обязательных, так и рекомендательных требований стандартов. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула.

Стандартизация определяет основу не только настоящего, но и будущего развития маркетинговой деятельности общества и должна осуществляться в полном соответствии с научно-техническим прогрессом. В последнее время стандартизация коснулась новых видов деятельности - банковских услуг, бухгалтерского учета и отчетности и ряда услуг непроизводственного характера.
1
Ведомости РСФСР. - 1993. - № 23. - Ст. 811.
1
Российская газета. - 1994. - 24 февр.
1
Однако статус ТУ в плане их нормативности все-таки четко не определен. Так, согласно п. 7.5.1 ГОСТ 1.0-92 ТУ, на которые делаются ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию (оказываемые услуги), применяются в качестве нормативных документов. Законодательное уточнение данного вопроса является очень важным, поскольку это непосредственно определяет объем прав государственных органов и хозяйствующих субъектов, в частности в сфере государственного надзора и применения мер ответственности.

Кроме того, в зависимости от нормативности или ненормативности документа по стандартизации установлена административная и уголовная ответственность при реализации товаров потребителям.
1
Под отраслью здесь понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.

Похожие публикации



Содержание раздела