Показатель конкурентоспособности по техническим параметрам



В случае, если безусловные требования соблюдены, то дальше для определения конкурентоспособности товара согласуются жесткие потребительские параметры: энергопотребление, производительность, габариты и другие функциональные, конструктивные, технологические характеристики, измеряемые физическими способами, а также области применения товара и функции, которые он предназначен выполнять. Мягкие потребительские параметры, в частности уровни дизайна, простоты использования, ремонтопригодности, эргономичности (соответствие товара свойствам человеческого организма), оцениваются экспертным путем. Каждому параметру присваивается определенная степень значимости, причем при сходстве, близости показателей измеряемого и эталонного товаров по жестким

потребительским параметрам обычно возрастает значимость мягких параметров. Сумма соотношений параметров измеряемого и эталонного товаров с учетом введенных коэффициентов дает итоговую оценку уровня конкурентоспособности товара.

Важную роль в определении конкурентоспособности товара играет соотношение цен продажи и дополнительных затрат, которые должен понести потребитель для нормального использования приобретенного товара, например расходов на эксплуатацию приобретенного автомобиля (затраты на техническое обслуживание и ремонт, на топливо, масла и т.п.). Это связано с тем, что для многих видов товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя.

Сказанное означает, что покупатель несет расходы как по приобретению товара, так и по его потреблению. Уровень цены потребления должен соответствовать размеру средств, имеющихся у покупателя для удовлетворения конкретной потребности.

Таким образом, во-первых, конкурентоспособность любой продукции определяется только в результате ее сравнения с другими товарами, т.е. является относительным показателем. Во-вторых, для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо продукта, необходимо не только сравнить его с другими товарами, но и учесть затраты потребителя. Результаты такого анализа фиксируются в конкурентном листе, который служит важнейшим средством в продвижении товара на рынке.

Для иллюстрации специфики определения конкурентоспособности товара покажем расчет ее численных значений, который предполагает следующие процедуры. На основе изучения рынка, требований потребителей и норм маркетингового законодательства определяется перечень технических и экономических параметров изделия, которые будут исследоваться. Далее проводится сравнение по каждой группе параметров, т.е. выясняется, насколько каждый параметр изделия близок к параметру потребности. На базе единичных параметров проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью, т.е. позволяющих судить о степени ее удовлетворения.

В результате вычисляется интегральный показатель, представляющий численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.

В маркетинге используются следующие численные показатели оценки конкурентоспособности.

1. Единичный показатель показывает процентное отношениевеличины какого-либо технического или экономического показателя к значению того же показателя товара-аналога, выпускаемого предприятием-конкурентом:

где q - единичный параметрический показатель;

Р - величина параметра исследуемого изделия;

P100 - величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100

2. Групповой, или сводный, показатель объединяет единичныепоказатели и отражает уровень конкурентоспособности по однородной группе экономических, технических и других показателей:

где IТП - групповой технический показатель (по техническим параметрам); #P#

qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру;

аi - вес i-го параметра;

п - число рассматриваемых параметров.

3. Интегральный показатель дает численную оценку конкурентоспособности товара и представляет отношение групповогопоказателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:



где К - показатель конкурентоспособности;

Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

где Рi - абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого материала;

P0i - абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый (т.е. за образец для сравнения);

- относительный показатель качества материала по i-му показателю;

vi - коэффициент весомости i-го показателя, который определяется экспертным путем;

n - число технических параметров, интересующих покупателя.

При этом выбирается та формула, по которой увеличение относительного показателя отвечает условиям улучшения качества продукции:


где - частный индекс затрат на переработку оцениваемого материала относительно базового образца;

- доля j-го вида затрат в цене потребления базового об-разца (коэффициент весомости j-го показателя);

С0 - цена потребления исследуемого изделия;

С0j - стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку базового образца по j-му виду издержек;

Cj - стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку оцениваемого материала.

4. Показатель конкурентоспособности анализируемого изделия по отношению к изделию другой фирмы можно также определить по формуле

где К - показатель конкурентоспособности первого изделия (анализируемого) по отношению ко второму (конкурирующему);

IТП1 IТП2 - соответствующие групповые и технические показатели.

При К 1 оцениваемое изделие уступает образцу, при К 1 оно превосходит образец по конкурентоспособности. При К = 1 конкурентоспособности одинаковы.

Из критериев качества в новой редакции Закона О защите прав потребителей исключена информация о товаре (работе, услуге), но сохранены обязательные требования к ней: помимо собственно информации она должна содержать показатели качества товара, в частности основные потребительские свойства, состав и другие сведения, предусмотренные п. 2 ст. 10 Закона.

Также Законом установлена ответственность за предоставление ненадлежащей информации (в определенных случаях), а при возникновении в связи с этим недостатков товара (работы) применяются последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные в ст. 12 Закона.

Информация о товаре имеет первостепенное значение для определения его доброкачественности или наличия недостатков и в случаях, когда договором условие о качестве не предусмотрено, а на самом товаре, его упаковке, в прилагаемой документации не содержится никакой информации о качестве товара. В подобных случаях информация может существовать самостоятельно, скажем, в СМИ, тогда следует ориентироваться на нее.

Отношения, связанные с качеством товаров, работ и услуг, регулируются также нормами ГК РФ. Так, общие положения о качестве работ сформулированы в ст. 721 ГК РФ, согласно которой качество работы должно определяться в договоре подряда, а при неполноте его условий - соответствовать обычным требованиям. В зависимости от предмета подряда качество работы может быть определено в самом договоре или приложении к нему, например, в виде чертежей, рисунков, а также сформулировано в виде отсылки к иному документу (стандарту, инструкции и т.п.).

Критериями, которым должно соответствовать качество работы, являются обычно предъявляемые требования к работам соответствующего рода: пригодность в пределах разумного срока - для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, - пригодность для обычного использования результата работы такого рода. При этом главным критерием являются условия самого договора подряда, которые должны толковаться с учетом правил ст. 431 ГК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 721 ГК РФ, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования. Названные требования для отдельных видов подряда различны и сформулированы в стандартах, технических требованиях, нормах и правилах по строительству и т.д.

Для подрядчика, не являющегося предпринимателем, такие требования не обязательны.

Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Немаловажным показателем конкурентоспособности товара является гарантия его качества. Маркетологам по данному вопросу необходимо руководствоваться ст. 470 и 471 ГК РФ и ст. 5

Закона О защите прав потребителей.

Статья 470 ГК РФ различает два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю, - законную и договорную.

Законная гарантия представляет собой ручательство продавца за отсутствие в товаре в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.

Договорная гарантия - дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного им времени (так называемого гарантийного срока).

Согласно п. 3 ст. 470 ГК РФ гарантия качества охватывает (если сторонами не согласовано иное) все составляющие - товар и его части (комплектующие). В состав изделия нередко входят быстроизнашивающиеся детали, на которые гарантийное обязательство (т.е. обязанность продавца их бесплатно заменить) обычно не распространяется.

Если это предусмотрено договором, то такие детали продавец передает в количестве, при обычных условиях необходимом для использования основного изделия в период действия гарантии.

Гарантийный срок исчисляется на основании ст. 471 ГК РФ, согласно которой он начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Когда покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения им соответствующих обстоятельств. Если иное не предусмотрено договором, то гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения покупателем продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с последним.

На товар (комплектующее изделие), переданный продавцом взамен того, в котором в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той

же продолжительности, что и на замененный, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Общие положения, регламентирующие вопросы гарантии качества при выполнении подрядных работ, сгруппированы в ст. 722 ГК РФ, согласно которой в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать вышерассмотренным условиям договора о качестве (п. 1 ст. 721 ГК РФ).

Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все компоненты, составляющие результат работы.

Итак, можно сделать вывод, что конкурентоспособность - это весьма многогранное понятие, на которое оказывает влияние множество маркетинговых и юридических факторов. Конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом. Предпосылками сохранения конкурентоспособности на фоне появляющихся однотипных товаров служат снижение издержек производства и переработки, улучшение параметров используемых материалов, особенно тех из них, которые позволяют интенсифицировать изготовление материалов и изделий на их основе и повышать качество конечной продукции.

Кроме того, нужно развивать культуру производства, повышать квалификацию обслуживающего персонала, обеспечивать высокое качество и стабильность поставок сырья, а также соблюдение технологического режима и требований маркетингового законодательства.

Вместе с тем далеко не каждый потребитель способен самостоятельно разобраться в тонкостях сравнительных оценок товара (работы, услуги) и не всегда наслышан об итогах конкурсов, ярмарок, выставок и т.п. Тогда он может, принимая решение купить незнакомый ему товар, ориентироваться на документальное подтверждение качества товара специально предусмотренными документами - сертификатом качества, знаком соответствия, декларацией соответствия, а также лицензией.
1
Ведомости ВС СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 733.
2
СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3657; - 1999. - № 41. - Ст. 4923.

Похожие публикации



Содержание раздела