Ролевая игра


Задача последующих глав - дать некоторые рекомендации P советы представителям обеих категорий и этим сделать учителей и специалистов по тренингу способными к эффективному использованию ролевых игр и достижению поставленных целей с минимальным стрессом и максимальным удовольствием.
 
 
Ролевая игра
 
 
Идея ролевой игры, взятой в простейшей своей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Затем игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате они, или класс, или все вместе узнают нечто об этом человеке и/или ситуации.

По сути говоря, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.
Эта обманчиво простая концепция порождает большое количество альтернативных подходов. Начнем с того, что играющие могут проигрывать роли воображаемых людей, реальных лиц или самих себя. Они могут обнаружить, что играют совместно с одним или несколькими людьми, которые точно так же разыгрывают разнообразные роли - в том числе играя себя или даже играющего.
Ситуации могут быть простыми или сложными, знакомыми или незнакомыми. Их можно описать в деталях или предоставить фантазии играющего роль. Действие может разыгрываться в полном объеме и продолжаться дни напролет; оно может быть представлено отдельным фрагментом и длиться несколько минут.

При этом обучение, на которое собственно направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным; оно может быть связано либо с участием в действии, либо с его наблюдением. Конечной целью обучения может быть развитие навыка или умения, или это может в большей степени носить характер сенсибилизации или смены установки. Следовательно, в конце ролевой игры может оказаться достаточным удостовериться, что занятие приведено к разумному завершению; с другой стороны, может оказаться, что учителю следует потратить время на разъяснение группе смысла происходившего, или же возникнет необходимость повторить игру, чтобы поупражняться в каком-либо модифицируемом поведении.
Альтернативы по всем трем параметрам - роли, ситуации и характеру обучения - представлены на рисунке 1.1. Различия между их типами ведут к различиям в подходах к организации, проведению ролевых игр и дебрифингу; эти подходы получат в дальнейшем более подробное освещение.
 


 
Но сначала нам нужно более пристально взглянуть на само понятие роли, на способ, которым она выступает в качестве каркаса для социальной интеракции, и то, как мы осваиваем самые различные роли с раннего детства.
Понятие роли
Этимологически слово роль восходит к слову, обозначавшему свиток пергамента (roll), на котором записывались актерские реплики. Таким образом, оно происходит непосредственно из театральной жизни, подразумевая роль актера в спектакле. Зрителям, когда они смотрят пьесу, нужно быстро разобраться в героях и злодеях; они хотят знать положение каждого персонажа - король ли это, фермер, мать, двоюродная бабушка или внук. Эти титулы, или роли, часто указываются в программке, которую можно просмотреть еще до начала пьесы.

Распространение понятия роли на повседневное поведение людей проистекает из той же их потребности суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека.
На протяжении всей нашей сознательной жизни мы подвергаемся бомбардировке столькими ощущениями, что их оказывается гораздо больше, чем мы способны переварить. В человеческом мозгу существует механизм для кодировки и группирования этой информации, благодаря которому мы, например, можем проводить сравнения и принимать решения. Этот процесс называется восприятием. Мы привязываем к этим упрощенным информационным массам символы и имена так, что, например, увидев розовый контур определенного размера, плавно движущийся в потоке воздуха, мы воспримем его как розу.



Понятие роли позволяет кратчайшим путем идентифицировать и обозначить некий набор из внешних признаков и поведенческих актов, исходя из посылки, что эти внешние признаки и поведенческие акты являются характеристикой определенной личности и предсказуемы в данной ситуации.
В повседневной жизни роли могут быть приписаны людям самыми разными способами. Они могут, например, отражать социальное положение человека - учитель, муж, кладовщик, уборщик, священник, ребенок, малолетний преступник. Часто эти роли подразумевают реципрокные взаимоотношения: муж и жена, мать и дитя, врач и больной, преступник и офицер полиции.

В этом случае роль становится способом выражения групповых норм и социальных требований и тем самым она оказывает давление на отдельного индивида или группу. Это и характеризует социальное поведение человека.
Иногда роль определяется условиями, в которых находятся люди. Например, в церкви, концертном зале, на футбольном матче, базе отдыха, в школе или офисе~люди осознают себя членами прихода, зрителями, футбольными болельщиками, отдыхающими, учениками или канцелярскими работниками. Ролевое поведение индивида изменяется в соответствии с окружающей обстановкой, и в собрании прихожан оно оказывается иным, нежели в толпе футбольных болельщиков.
Кроме того, роль может быть определена в понятиях функции или цели. В больничных условиях люди могут выполнять функции врача, администратора, пациента, посетителя или капеллана.
 
 
Принятие роли
 
 
Когда люди берут на себя определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями. Врач задает вопросы и проводит обследование, дает советы, выписывает лекарства, оказывает неотложную помощь; офицер полиции производит аресты, дает советы, регулирует движение, носит форму. Это поведение часто является результатом интернализации внешних экспектаций - иначе говоря, человек ведет себя в данной конкретной роли так, как ожидают от него другие люди. Это главная стратегия для понимания и предугадывания чужого поведения, и если кто-то выходит за рамки собственной роли, когда, к примеру, менеджер кричит, а священник употребляет бранные слова, то наши ожидания оказываются обманутыми.

Более того - одной из самых частых причин межличностного конфликта оказывается неправильное толкование поведения друг друга. Поэтому важно, чтобы люди распознавали рамки, пределы такого поведения и проверяли их соответствие роли, которую, как предполагается, принял на себя индивид.
Процесс принятия роли является естественным и непрерывным для любого, кто социализирован в пределах своего социума. Это серьезное дело; большая часть нашей социальной жизни наполнена подобного рода деятельностью, и неумение адаптироваться к надлежащей роли в надлежащий час может привести к срыву коммуникации. Беседа, например, зависит от обоюдного предвосхищения чувств, ожиданий, мыслей и вероятной реакции на поведение друг друга. Это делает людей способными направлять и контролировать разговор; в противном.случае собеседники будут говорить друг с другом, как малые дети.

Способности прогнозировать реакцию другого человека отчасти помогает понимание ролей, которые в настоящий момент играют собеседники.
Безусловно, роли отдельного человека меняются на протяжении всего его жизненного цикла, а фактически и в течение дня. Жена желает мужу доброго утра; дети завтракают со своим отцом; почтальон приносит письмо адресату; офицер полиции направляет водителя; владелец магазина приветствует покупателя; комиссионер приветствует менеджера, а секретарша здоровается с боссом. Муж, отец, адресат, водитель, покупатель, менеджер и босс являются одним человеком, который вечером может стать первой скрипкой, чьим-то товарищем, учащимся колледжа или еще тысячью и одной персоной. Таким же образом в течение дня женщина может быть женой, дочерью, водителем, судьей, игроком в гольф и телезрителем.

В любой момент их поведение будет показывать окружающим, какую они играют роль, а сами они, в свою очередь, будут приспосабливать свое поведение к предполагаемым ролевым ожиданиям окружающих.
 
ПАМЯТКА. Раскройте идею ролевой игры, обсудив разнообразные роли,
: которые участники берут на себя в реальной жизни.
 
Но из того, что в жизни роли определяются в основном культурной средой субъекта и его положением в ней, еще не следует, что его ролевое поведение всегда правдиво свидетельствует о его характере и чувствах. Для человека является обычнейшим делом лицемерить и прикидываться кем-то. Директор школы может напустить на себя грозный вид, хотя в душе ему будет очень смешно от последней проделки ученика.



Содержание раздела