Возрастные группы


Подобное упражнение заставляет игроков вообразить, что было бы, будь они X, Y или Z. Оно развивает в них восприимчивость ко всей совокупности нужд их клиентов (Cooper, 1972). В тренинге менеджмента ролевую игру можно также использовать для развития навыков межличностного общения в вопросах, связанных с групповой динамикой и принятием решений. Есть много групповых упражнений, которые требуют от участников принятия решений или достижения консенсуса с помощью разыгрывания ролей ключевых фигур. Кроме того, эти упражнения на развитие группы можно использовать и в других ситуациях, когда люди должны научиться работать в команде. Примерами могут быть научно-исследовательские или проектные группы, а также педагогические коллективы.

Это сфера, где ролевая игра может быть полезна даже естественным наукам или техническим дисциплинам.
Последней специфической областью является переговорный процесс. В условиях круглого стола можно исследовать баланс ресурсов в странах третьего мира, проблемы международной торговли, философские дилеммы или (разумеется) сами навыки ведения переговоров с позиций либо продавца, либо профсоюзного деятеля, либо менеджера.
Ролевые игры широко практикуются в тренинге менеджмента, так как они позволяют инструктору работать с человеческим фактором в организации. Может возникнуть и возникает множество проблем, касающихся разных сфер, а именно:

  • авторитет и власть;
  • мораль и сплоченность;
  • нормы и стандарты;
  • цели и задачи;
  • изменение и развитие.

Можно видеть, что эти темы легко встраиваются в сценарии ролевых игр.
 
 
Возрастные группы
 
 
Технику ролевой игры можно использовать в работе с участниками самого разного возраста. Пятилетние дети естественным образом используют ее как часть своих игр, а после можно спокойно перенести ее в учебный класс. Автор прибегал к игре в работе с людьми старше 60 из местного интерната и с консультантами по тренингу всех возрастов.

В каждой возрастной группе приходится преодолевать свои трудности.
Единственной проблемой, возникающей при работе с очень маленькими детьми, является отсутствие у них жизненного опыта. Это значит, что выбор аналогий и выводов невелик. Широта и глубина опыта будут влиять на объем знаний, вынесенных из ролевой игры.
2-2060
То же самое препятствие наверняка сохранится в следующей группе с участниками в возрасте около 10-14 лет. Преодолеть его в этом случае можно с помощью более тщательной процедуры дебрифинга. Возможно, что во время самой ролевой игры наставнику придется охлаждать пыл игроков, но вряд ли можно отнести это к минусам техники - скорее, к ее плюсам.

Дебрифингу в данной группе могут вредить поспешность и разорванность мышления, и правильнее будет, вероятно, предложить ученикам сделать паузу, подумать и поупражняться в способности к глубокой концентрации внимания. Кроме того, ученикам может быть трудно перейти от эмоциональной включенности в игру к ее объективному анализу.
 
ПАМЯТКА. Используйте какой-нибудь предмет в качестве символа состояния в и вне игры - так чтобы коробка или кружка, поставленные на стол, означали окончание действия и начало дискуссии.
 
Наверное, работа с тинэйджерами - самая трудная, но она же и самая благодарная. В этом возрасте типичные признаки смущения написаны на лице, и наставники должны быть готовы к продолжительным упражнениям на разминку, прежде чем уверятся, что застенчивость в значительной степени преодолена. Тинэйджеры хотят видеть смысл в своих действиях, и лучшие ролевые игры для этой группы увязаны с реальными проблемами, которые они могут осознать и отнести к себе. В этой возрастной группе можно провести глубокий и содержательный дебрифинг; единственным ограничением здесь могут выступить способности самой группы и наставника. Одной из вероятных проблем в этой группе (и в группах, которые к ней примыкают) является нежелание заниматься ребячеством.

Ее члены стараются в первую очередь отбросить детские игрушки. Показаны разминка и осторожный, продуманный дебрифинг.
 
! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
 
Дискуссия в среде тинэйджеров может колебаться от доводов личного и случайного характера до глобальных обобщений. Требуйте доказательств и внимания на общие принципы.

Разбивать человеческую жизнь на отдельные фрагменты - занятие недостойное, но следующая группа представляет собой то, что можно было бы назвать юными взрослыми. (Конечно, четкие границы между детством, отрочеством и юностью варьируют в зависимости от личности и внешних обстоятельств). Для этого возраста важ-
ны отношения с наставником, поскольку в непривычных условиях ро-
левой игры совершенно неясно, какие ограничения накладывает ав-
торитет, и ученику необходимо почувствовать доверие к щекотливым
двусторонним отношениям. С другой стороны, здесь налицо широкое
поле для творческой деятельности, поскольку юному взрослому пред-
стоит вступить в мир созидания, а также долгосрочная ответствен-
ность, которая открывает для исследования новые горизонты. Скорее
всего, в этом возрасте видна всеобщая взаимосвязь явлений, поэтому
прямая аналогия с чем бы то ни было оказывается не столь важной,
сколько ощущение, что упражнение серьезно по своей сути и не пред-
полагает упрощения проблем. v
Термин лица среднего возраста охватывает широкий круг населения, и в эту категорию попадет большинство учащихся, занятых на курсах повышения квалификации. Им, как и другим возрастным группам, необходимо видеть связь того, что они делают, со своими профессиями или проблемами. Именно в этой группе больше, чем в других, виден разрыв между теми, кто хочет обучаться консервативными методами, и теми, кто с готовностью стремится опробовать новые подходы.

Остается только надеяться, что последних хватит, чтобы увлечь за собой первых, в противном случае наставнику лучше признать себя побежденным, чем заменить упражнение лекцией!
ПАМЯТКА. Покажите участникам, сколь многому в жизни они научились из собственного опыта, а не из лекций и книг.
Невозможно представить и половину проблем, встающих при использовании ролевых игр в работе с пожилыми людьми. Важно учитывать общую замедленность их реакций. Это означает, что нужно потратить чуть больше времени на изложение идеи и, разумеется, еще больше - на подготовку ролей. Естественно, следует избегать сценариев, которые требуют от игроков быстрой реакции. Дебрифинг должен быть тщательно структурирован так, чтобы участники смогли запомнить все, что им нужно.

В связи с этим для записи разных идей весьма могут пригодиться вспомогательные средства типа классной доски или плакатов, и наставник, если этого потребует ситуация, всегда должен быть готов снизить темп занятия. Старость, как и потребность в очках, подкрадывается к нам незаметно.
Хотя это не относится строго к возрасту, уместно сказать здесь несколько слов о применении ролевых игр в работе с неразвитыми или умственно отсталыми людьми. На первый взгляд, в высокой степени вербальная природа ролевой игры (обстоятельство, которое вновь рассматривается в главе 6) настраивает против работы с такими лицами. Но были отмечены четыре причины, по которым ролевая игра оказывается для них более благоприятной, чем другие учебные техники.

  • Она предполагает физические действия, наглядные примеры, ориентацию на проблемы и гибкий темп.
  • Она сокращает дистанцию между профессионалом и неблагополучным индивидом.
  • Она меньше привязана к офису, не так бюрократична и безлична, как традиционные методы.
  • Она развивает вербальные навыки неформальным путем.

 
 
Подготовка и усовершенствование наставников
 
 
Наряду с тем, что ролевая игра вооружает инструктора или педагога могущественным инструментом, этот инструмент требует гораздо большей сноровки и осторожности, нежели большинство образовательных технологий. Он предъявляет особые требования к чувствительности и восприимчивости наставника, поскольку между последним и учеником идет непрерывная игра, создающая надлежащую обстановку.
Некоторые люди, как это бывает с большинством талантов, рож-
даются с большими способностями к этой технике, нежели другие, но
последние могут улучшить свои способности с помощью правильной
подготовки. Большинство людей в состоянии достаточно неплохо об-
щаться с окружающими и реагировать по ситуации; при правильном
тренинге и совершенствовании они могут очень успешно использо-
вать ролевые игры. В знаниях, которые для этого необходимы, можно
выделить три аспекта.

  • Глубокое знание методологии.
  • Восприимчивость к индивидуальному и групповому поведению.
  • Самопознание, зрелость, уравновешенность.

Методология
Там, где требуется знание методологии, чтение книг вроде той, что лежит перед вами, оказывается поистине крупным шагом в верном направлении.



Содержание  Назад  Вперед