Системный подход


 
 
Резюме
 
 
Ролевые игры лучше всего использовать в том случае, когда наставник хочет, чтобы ученики включились в изучаемую ситуацию, пережили ее и сформулировали свое отношение к ней. Это прекрасный способ развить навыки коммуникации и межличностного общения; он обеспечивает высокомотивирующие и запоминающиеся уроки. Поэтому он больше уместен в изучении общественных и гуманитарных наук, а также в любой другой сфере, где человеческое общение оказывается ведущим.
Главными сопутствующими проблемами являются время, которое может занять ролевая игра, и снижение контроля наставника над тем, что познается в ее процессе. Это могущественная техника, которая, как любой другой инструмент, может быть использована неправильно. Ответственные наставники должны увериться в своем мастерстве и способностях, позволяющих чутко применять эту технику.

Возраст не должен представлять проблемы ни для наставника, ни для ученика.
Задача автора - указать на подвохи и трудности. Фактом остается то, что ролевая игра изначально является занятием как простым, так и приятным. Единственным требованием остается ее осмысленное применение, и в следующей главе рассказывается, как это сделать.
 
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
 
 
 
 
Практика ролевой игры, как это бывает в работе с любым инструментом или техникой, может быть плохой и хорошей. Одним из аспектов ролевой игры, по поводу которого сходятся во мнении все пользователи и исследователи, является ее колоссальная сила. Учащийся может подвергаться значительному психологическому давлению, и для того чтобы направить эту могущественную силу на достижение желаемого результата, необходимы мастерство и понимание.

Несмотря на то, что эта техника сравнительно проста и не требует большого исходного опыта от большинства преподавателей и инструкторов, различие между наилучшим и наихудшим вариантом проведения ролевых игр может оказаться значительным. В наилучшем случае упражнение станет актуальной, существенной частью обучения; это будет приятное и волнующее переживание, после которого ученики будут лучше понимать изучаемую тему и ясно увидят пути к ее дальнейшему развитию. В худшем случае ученики будут скучать, смущаться и даже злиться.

Они могут научиться совсем немногим и даже неправильным вещам; у них может остаться ощущение нелепости происходившего, и они вообще не поймут, о чем шла речь.
 
 
 
Поэтому, чтобы извлечь из ролевой игры максимальную пользу, наставник должен следовать процедуре, которая гарантирует, что каждый аспект игры прошел проверку и был использован наилучшим образом.
На рисунке 3.1 представлена схема проведения ролевой игры при исполнении ею различных функций в различное время. Новичок увидит здесь логическую последовательность, которая гарантирует учет каждого аспекта прежде, чем будет сделано слишком много допущений. Как только наставник привыкнет к технике, эта последовательность будет воспроизводиться полуавтоматически, и больше не будет нужды обращаться к диаграмме.

Но сразу, как только наступят усталость и безразличие, придется вернуться к схеме и проследить, чтобы каждый этап последовательности рассматривался с должным вниманием.
 


 
Не все этапы требуют равного времени и ресурсов. Для освещения некоторых из них нужна отдельная глава. Сейчас читателю предстоит экскурсия, которая поможет ему охватить единым взглядом всю последовательность действий.
Включение ролевой игры в учебный план
Начинать работу всегда нужно с вопроса: как впишется ролевая игра в учебный план или учебное расписание. Наставники должны спросить себя, почему они хотят обратиться к ролевой игре и чему собираются научить: фактам, понятиям, навыкам и техникам; повысить чувствительность ли, осознанность действий?
Существует ряд способов, которыми можно привести ролевую игру в соответствие с учебным планом. Некоторые из них представлены на рисунке 3. 2.

Рис. 3.2. Функции ролевой игры в составе учебного плана
 
 
Введение в предмет
 
 
Ролевую игру можно использовать как средство стимуляции воображения и знакомства с предметом. Совместно со специалистами или при ином содействии извне возможно, например, организовать ролевую игру, в которой будут представлены разные уровни управления. Упражнение можно построить так, что будет налажена коммуникация между различными уровнями управления и другими группами.

Ролевая игра такого типа проиллюстрирует многие проблемы управления, связанные с обеспечением полноценных коммуникаций, и создаст основу для дальнейшего обучения и обсуждения проблемы.
Другим примером использования ролевой игры для представления изучаемой темы и демонстрации ее сложности могла'бы быть игра, воссоздающая комиссию, перед которой стоит задача решить судьбу ребенка из распавшейся семьи. Комиссии могут быть предложены альтернативные варианты: оставить ребенка дома, отдать под опеку, на воспитание, и т. д. - так чтобы решение было таким же ясным и выверенным, каким оно часто бывает в реальной жизни. Сложность принятия такого решения покажет участникам, что подобный выбор далеко не прост, и ситуация не выдержана в черно-белых тонах, как это может показаться непрофессионалу. В дальнейшем на этом можно построить уроки, затрагивающие решение моральных дилемм, структуру общества, потребности детей, роль профессионалов и т. д.
 
Развитие темы
 
Другим распространенным применением ролевой игры является дополнение ею или развитие с ее помощью темы, которая является предметом исследования. Допустим, что группа в роли супервизоров обсуждает конкретный случай нарушения техники безопасности на их предприятии. Один из супервизоров предлагает поставить виновникам на вид.

Другой оспаривает действенность такого подхода. Третий озабочен возможными побочными эффектами этого подхода. Чтобы исследовать тему, в этом месте легко подключить ролевую игру.

Ученики уже знакомы с ситуацией и основными фактами; все, что им нужно, это деликатный толчок в правильном направлении, и после этого можно начинать ролевую игру.
Ролевая игра очень часто сосредотачивается на воздействии, которое оказывают на отдельных людей крупные события. Если класс рассматривает историческое событие - например, законодательное запрещение детского труда на фабриках, то может быть полезным изучить это на примере отдельной семьи и, в частности, показать, что реформа может создать проблемы для человека, в защиту которого выступают реформаторы. Опять же это помогает учителю продемонстрировать различные аспекты изучаемой темы, пробудить в участниках интерес и спровоцировать вопросы.
 
Центральная часть
 
Весьма полезно бывает придать упражнению форму опроса общественного мнения или публичного митинга, после чего его можно использовать в качестве центрального момента всего учебного курса. В основу курса может быть положен роман Шарлотты Бронте Джен Эйр. Помимо чисто литературных или лингвистических аспектов романа, наставник может сфокусировать внимание на проблемах Англии девятнадцатого века или, если сузить границы, на проблемах людей, проживавших в то время в Западном Райдинге графства Йоркшир.

Главным предметом внимания можно было бы сделать общественный митинг, проходивший в Хауорте (где жила Бронте) и посвященный состоянию дорог, появлению железнодорожного сообщения и влиянию заводов по обработке хлопка и шерсти. Будет высказываться множество точек зрения - духовенства, фабрикантов, рабочих, крестьян, судей, лавочников, и так далее. Материалы для митинга будут браться из романа и прочей литературы того времени.

Это задаст тему для проработки в первой части учебного курса и станет связующим звеном между ней и второй частью.
Формату публичного митинга можно придать еще большую наглядность, если сделать его стержневым моментом в изучении современности. Эта форма использовалась при исследовании конфликтующих интересов в благоустройстве земель, проектировании дорог, размещении фабрик. В одной из имитаций проводится опрос по поводу строительства энергетической станции: эта форма работы способна мотивировать учеников провести подсчеты, необходимые для сравнения различных видов топлива.
 
Перерыв
 
Не всякая ролевая игра обязана чему-то учить. Можно использовать мотивирующую силу ролевой игры ради самой игры, чтобы отвлечь участников от рутинной работы в классе или на семинаре. Нет ничего плохого в признании факта, что для учителя создание подходящей учебной атмосферы - задача той же важности, что и любая другая.

Если исходить из этого обстоятельства, то нет никаких причин отказываться от ролевой игры, когда она призвана снять напряжение, изменить направление мыслей, разнообразить обстановку в классе или изменить отношения между наставником и учениками.



Содержание  Назад  Вперед