Отображение


На медицинских факультетах некоторых университетов преподавание во многом сосредоточено вокруг условных пациентов. Довольно часто случается, что наставник, обучая участников поведению в конкретной ситуации, действует менее официально и выступает сам как замена реального объекта. Одним из отличительных свойств ролевой игры, используемой в целях тренировки, является возможность повтора попытки решения проблемы учеником после того, как он выслушает критику и предло^ жения зрителей и наставника. К сожалению, эта особенность используется чаще в случае неудачного проигрывания ситуации, чем в самом процессе, поскольку все ролевые игры страдают из-за нехватки времени. Возможность использовать повторный шанс представлен в ролевых играх этого типа лучше, чем в большинстве прочих.
 
D. Отображение (рефлексия)
 
Эта категория игр отличается от предыдущей в большей степени не действием, а целью. Акцент здесь ставится на наблюдение и отображение. Проще всего описывать позиции, представленные в правой части таблицы, которые предполагают участие в действии посторонних людей или наставника.

Их задача - показать ученику, каким выглядит его поведение в глазах окружающих. Вероятно, что в большинстве случаев это будет осуществляться с помощью спонтанной демонстрации при небольшом имитировании; иногда наставник или зрители будут растолковывать свои наблюдения ученику, а тот будет спрашивать, что они имеют в виду. Это может стать сигналом для зрителя пояснить свои слова коротким примером.

Более широкое раскрытие лучше всего достигается с помощью кабельного телевидения, хотя показать человеку с помощью ролевой игры, как влияет на окружающих его поведение, можно и иначе, путем разыгрывания драматических этюдов, которые часто носят сатирический характер.
Труднее описать, как играет рефлективную роль ученик. Во многом это похоже на прямое упражнение в подходе или методе совлада-ния с ситуацией, но упор делается на непрерывный анализ сделанного и его воздействие на других людей. Помимо действия, здесь приходится много размышлять. В ролевой игре, имеющей практическую направленность, игрока побуждают сконцентрироваться нЪ максимально эффективном выполнении работы. Он сосредоточится на том, чтобы убедить нервную маму посещать занятия по пренатальной подготовке, вытянуть на допросе побольше информации из малолетнего преступника, убедительно изложить свою точку зрения на заседании комиссии.

С другой стороны, при работе в рефлективном стиле ему будет дана установка на осознание того, что он делает, почему он использовал определенные фразы, каким образом может быть достигнут специальный эффект.
Главное отличие заключается в том, что ученикам, которые используют ролевую игру для тренировки, понадобится обратная связь, чтобы оценить степень усовершенствования навыка. Эта обратная связь сосредоточится на степени, в которой они придерживались правильной процедуры, установленной инструктором; критика же будет направлена на то, почему они отступили от заданного шаблона.
Что касается работы в рефлективном режиме, то здесь обратная связь будет непрерывной. Взгляд игрока оказывается обращенным внутрь себя, а наставник должен убедиться, что учащийся, выполняя задачу, способен смотреть на себя со стороны. По окончании ролевой игры дебрифинг сосредоточится на причинах, по которым говорились те или иные вещи, а не на эффекте, который вызвало сказанное, хотя естественно, что последним тоже будет уделено определенное внимание.
Чтобы лучше представить различие, рассмотрим пример. Фининспектор-стажер посещает аудиторские курсы. В рамках этих курсов его просят принять участие в ролевой игре, где будет разыграна следующая ситуация: он беседует с главой филиала о некоторых мелких денежных поступлениях и ваучерной системе контроля.

Человек, играющий роль начальника, изображает его вспыльчивым субъектом, который совершенно не переносит критику. Аудитору-практиканту сообщено, что с этими мелкими поступлениями возникли определенные проблемы и часть денег или все были возвращены прямо в филиал, вместо того чтобы быть проведенными через бухгалтерию.

В случае, если бы ролевая игра подразумевала непосредственную тренировку, инструкции могли бы быть следующие: объясните менеджеру, почему вы здесь находитесь; убедитесь, что у вас на руках есть полный список денежных поступлений и описание их специфики; выясните, какими процедурами сопровождается возвращение средств и насколько строго соблюдаются их правила; удостоверьтесь, что менеджеру ясны проблемы, вызванные небрежностью, и закончите разговор, объяснив ему, что вам придется прийти к нему снова, когда вы детально разберетесь в поручительствах.
В рефлективной игре инструкции могли бы быть такими: ваша цель - добиться содействия со стороны главы филиала, который -
3-2060
и это вполне естественно - займет оборонительную позицию; во время беседы спросите себя, помните ли вы о его интересах, когда задаете свои вопросы; проверьте, не пытаетесь ли вы просто продемонстрировать свою власть над ним; удосоверьтесь, насколько хорошо вы его слушаете; обратите внимание, правильный ли темп вы взяли в разговоре.
Скрытый смысл этих различий в двух подходах можно подразделить на те составляющие, что относятся к фазе инструктажа, фазе игры и фазе дебрифинга. В фазе инструктажа наставник, проводящий тренировочную сессию, снабдит ученика набором четких инструкций, в которых будет сказано, над чем тому придется работать. Никакой другой предварительной подготовки здесь не требуется. В случае рефлективной сессии перед учеником ставят общую задачу, не вдаваясь в детали и не рассказывая, как ему справиться с ситуацией.

Сессия должна предваряться некоторыми инструкциями и упражнением в техниках наблюдения за самим собой.
Во время самой ролевой игры наставник будет вмешиваться лишь в случае, если ученик сделает неправильно решительно все и будет нуждаться в поправках. Наставник, который проводит ролевую игру рефлективного типа, может вмешаться для того, чтобы интерпретировать происходящее самому или попросить об этом ученика.
В конце тренировочной ролевой игры дебрифинг должен касаться непосредственной работы в рамках полученных инструкций. В рефлективной игре дебрифинг сосредотачивается на исследовании игроками их мотивации и объяснении ими причин их действий. Обычно это должно привести к обсуждению конкретных аспектов мотивации и поведения, а также способов, которыми их можно изменить.
Хотя общим принципом ролевых игр, практикуемых в тренинге и образовании, является тот факт, что игра не является опытом сценической деятельности, в определенных обстоятельствах возможно побудить участников осознать себя играющими роль. Это называется metaxis: случай, когда участники одновременно втягиваются и отстраняются от переживаемой ситуации; этот вариант более глубоко исследован Коллиером (Collier, 1998).
 
Е. Сенсибилизация
 
Коль скоро существует тесная взаимосвязь между тренировкой и отображением чьих-либо действий, то есть она и между анализом собственных поступков и осознанием чувств и эмоций, возникших в ходе ролевой игры.
Здесь снова проявляется четкое отличие тех типов ролевых игр, что представлены на рисунке 4. 1 справа и касаются разыгрывания ролей наставником или посторонними лицами, от тех, что расположены слева и требуют, чтобы роль играл сам ученик. Выступление наставника или постороннего человека, которое имеет целью повысить осознание ученика, на деле оказывается почти идентичным традиционному сценическому выступлению. Посторонний человек может изображать ситуацию с тем, чтобы подчеркнуть ее эмоциональный аспект и побудить студента к сопереживанию лицам, замешанным в эту ситуацию.

Наставник может прибегнуть к ораторскому искусству, чтобы повлиять на чувства ученика.
Все, что относится к случаю, когда роль разыгрывает ученик, имеет гораздо более тонкий и сложный характер. Действительно, уже по самому определению мы вступаем сейчас в область, которой вполне обоснованно боятся многие наставники. И также это сфера, в которую многие наставники вторгаются, не понимая, что перешли за ограничительную линию.
Наставник (или фасилитатор - это термин представляется более уместным при разговоре о данном типе ролевых игр) пытается создать условия, позволяющие ученику выражать любые эмоциональные чувства, которые могут быть вызваны к жизни интеракцией. Как поэзия является спокойным воссозданием эмоции, так и в данном типе ролевых игр эмоция, которая имитировалась в ходе сессии, впоследствии может быть тщательно рассмотрена и проанализирована. Это помогает игрокам вспомнить испытанные эмоции, повысить чувствительность к их появлению и запомнить их на будущее, если они того захотят.
Сценарии для сессий такого типа варьируют от сравнительно безобидных ролевых игр, нацеленных на повышение чьей-либо чувствительности к переживаниям другого лица, до чрезвычайно интенсивных и потенциально угрожающих упражнений, практикуемых в терапевтических группах.



Содержание  Назад  Вперед