Групповые обсуждения


Помните, что, поступая таким образом, вы помогаете другим членам группы, которым, возможно, тоже не все понятно.

  • Попытайтесь выяснить точку зрения как можно большего количества учащихся, особенно из числа "тихонь".
  • По возможности записывайте ответы учащихся на листе флипчарта, причем как можно ближе к их словам, не упуская ни одной высказанной точки зрения.
  • Будьте всегда честны с учащимися. Помните, что сессия "вопрос-ответ" должна работать в обоих направлениях. Если вам справедливо был задан вопрос, отвечайте честно и of крыто или пообещайте найти ответ (и сделайте это как можно скорее).
  •  

 
Не ведите себя как "футболист", вечно "отфутболивающий" заданный ему вопрос обратно группе: "А что думает группа?"; иногда кто-то в группе может располагать требуемой информацией, если сам вопрос по сути является запросом информации, но не отшвыривайте вопросы обратно просто так.
Групповые обсуждения Описание
Обсуждения естественное продолжение метода "вопросответ" и могут быть охарактеризованы как целевые беседы, при помощи которых группа, состоящая из двух и более человек, исследует тему. Границы между беседами и обсуждениями нечетки, но обсуждения обычно носят более формальный характер и часто имеют лидера.
Обсуждения в программах повышения квалификации могут носить либо спонтанный характер, когда обсуждение начинается стихийно и затем регулируется тренером, либо быть заранее спланированным мероприятием. Многие структурированные практические задания, упражнения для разбора ("кейз стадиз") и ситуативные модели включают обсуждение, хотя это скорее инструмент для завершения практического задания, чем само задание. Упомянутые обсуждения обычно планируются заранее, и целью практического задания является результат обсуждения проблемы группой. Другие виды предварительного планирования могут носить более указательный характер в отношении обсуждения. До начала тренинга тренеру приходится решить, что в определенной точке сессии, для того чтобы увлечь учащихся, дать возможность им высказать свои взгляды или просто сломать стереотип сессии, будет проведено обсуждение.

В таких случаях тренер, оставаясь в тени, контролирует игру.
Сопричастность
В большинстве случаев все учащиеся имеют возможность принять участие в обсуждении, так как там обычно не бывает наблюдателей. Однако если численность группы превышает 6 человек, существует большая вероятность того, что не у каждого члена группы будет возможность высказать свою точку зрения. Разумеется, при проведении обсуждения на специфическую тему не у каждого может быть достаточно знаний, чтобы сделать оригинальное заявление, но можно
 
вовлечь всех, предлагая им рассмотреть поставленный вопрос и высказать свое мнение.
В любом случае, вы как руководитель обсуждения должны всегда быть в курсе того, какой вклад должен быть сделан группой, и всегда быть готовы вовлечь в обсуждение тех учащихся, которые по той или иной причине свой вклад не внесли. Для повышения вашей осведомленности, особенно на ранних этапах программы обучения, было бы полезно иметь коллегу, способного как можно тише и незаметнее наблюдать за группой, применяя поведенческий анализ. Хотя открытый метод предлагает держать группу в курсе происходящего, но если на раннем этапе обучения дать учащимся понять, что за ними наблюдают, они могут попытаться таким образом скорректировать свое поведение, что само упражнение станет неэффективным.
Время
Рискуя повторить уже сказанное, напомню все же, что продолжительность обсуждения зависит от:

  • значимости предмета обсуждения;
  • распределения времени;
  • времени, отпущенного на обсуждение.

Вы располагаете большей возможностью для контроля времени, если обсуждение было спланировано заранее: вы знаете объем темы и хорошо представляете размер вклада, который способны сделать учащиеся. Стихийное, незапланированное обсуждение более опасно, и вам придется вести более тщательный учет времени. Это может выражаться в том, что некоторые заявления вам придется делать таким образом, чтобы их обсуждение могло состояться лишь в определенных пределах; либо обсуждаемая тема имеет значение для учащихся и их программы, и вы чувствуете, что ей должно быть отдано достаточно времени даже за счет других запланированных аспектов.


Но во многих случаях стихийные обсуждения имеют обыкновение возникать сами по себе и при отсутствии контроля со стороны тренера могут поглотить все временные ресурсы. Одним из способов воздержания от обсуждения может быть предложение тренера обсудить данную тему на более позднем этапе обучения либо если учащиеся настаивают на обсуждении, предложить им обсудить интересующую их тему после занятий.
 
Планирование и проектирование
Цели обсуждения могут быть многоаспектны и включать:

  • поощрение делиться информацией с товарищами по группе и тренером;
  • поощрение делиться личным опытом;
  • поощрение делиться взглядами, отношениями и чувствами по какой-либо теме;
  • применение какой-либо особой изучаемой темы или обсуждение способа ее применения;
  • осмысление прогресса в обучении;
  • оттачивание навыков в решении проблем и принятии решений на вопросах программы тренинга или вопросах, требующих применения этих навыков;
  • продолжение тренинга способом, отличным от существующей методики, например при помощи вводных сессий или практических мероприятий.

Если обсуждения связаны с этими целями, они подразумевают следующие намерения:

  • вовлечение всех учащихся (особенно "тихонь") в обсуждения;
  • воздействие на формирование и развитие индивидуального и группового отношения;
  • предоставление возможности умозаключениям отдельного человека быть высказанными и проверенными.

Стихийные обсуждения не требуют подготовки, да это и не представляется возможным, хотя вам и имеет смысл подумать либо накануне тренинга, либо когда вы лучше узнаете группу и осознаете как она продвигается в обучении, стоит ли вам поощрять стихийные обсуждения во время учебного мероприятия. Если время, отпущенное на программу, жестко ограничено, стихийное обсуждение может угрожать успеху обучения, и, по вашему желанию, вы на раннем этапе обучения можете сообщить группе правила в отношении данного вопроса, а также предложить им компромисс в виде неформальных обсуждений в вечернее время.
Запланированные обсуждения требуют серьезной подготовки, и перечень необходимых мероприятий в этом вопросе сводится к следующему.
 

  1. Примите решение по теме обсуждения будет ли это самодостаточный предмет или часть большей темы.
  2. Подумайте, как начать обсуждение:
  1. со ссылки на предыдущий материал;
  2. с провокационного заявления;
  3. с расширения текущего лекционного материала;
  4. при помощи зрительной информации, содержащей утверждение или графическое утверждение.
  1. Примите решение и запишите ваше собственное заявление или цитату, открывающую обсуждение; самое трудное это начать, а потому вам легче будет запомнить, если вы запишете.
  2. Примите решение, каким образом вы рассадите учащихся: "круг" обычно считается наиболее эффективным расположением участников при обсуждении. Меняйте расположение мест учащихся, если это необходимо, но как часть игры, а не в тот момент, когда учащиеся выходят из аудитории: последнее может настроить их на подозрительный лад, и они будут менее расположены обсуждать.
  3. Примите решение насчет вашей собственной роли наиболее предпочтительно для вас выступать в роли инициатора и катализатора во время обсуждения, хотя от вас может потребоваться и более активная роль. В общем, представив тему и дав толчок для начала обсуждения, вам лучше занять позицию невмешательства и высказывать свое мнение, только если вас к этому вынуждают или того требует ход обсуждения. Как правило, обсуждение проводится для выяснения мнения членов группы, но не вашего мнения.
  4. Определите, какие действия могут потребоваться от вас. Если вы предполагаете, что группе будет трудно поддерживать обсуждение, держите наготове парочку заявлений, чтобы вовремя подбросить их группе, если обсуждение начнет угасать. Возможно, вы предвидите, что некоторые члены группы попытаются завладеть инициативой обсуждения: подумайте, как вам лучше это контролировать.
  5. Подумайте, станете ли лично вы спорить с неполными и неясными заявлениями или предоставите это членам группы, пояснив, что случилось, в последовательном обзоре, особенно если
  6.  

 
' подобные заявления остались без внимания. Каким образом вы будете поощрять эти внутренние споры между членами группы во время общего обсуждения?
Краткие инструкции для обсуждения
Вам необходима некоторая форма кратких инструкций для обсуждения, подобная тем, что предлагались ранее для вводной сессии или презентации. Очевидно, что эта форма не будет такой же развернутой, как для презентаций, но послужит она той же цели, т. е. напомнит вам о темах, которые должны быть охвачены обсуждением, так как это непременное и особо ценное движущее средство обучения. Данные инструкции выдаются в двух основных формах:

  • "перечень покупок" (по образцу того, что составляется для похода по магазинам);
  • список "за" и "против".

Какую форму вы изберете, зависит от вашего личного предпочтения и сложности предмета обсуждения.



Содержание раздела