Другие типы вопросов


Это та категория вопросов, которые обычно не задают при нормальных обстоятельствах и которые применяются соответствующим образом только в определенных ситуациях.

  • Закрытые вопросы. Это категория вопросов, которые требуют односложных ответов "да" или "нет" или очень лаконичных ответов. Так, например, вопрос: "Вы приходили сегодня утром?" обычно требует ответа "да" или "нет", а вопрос: "В каком году вы сдавали экзамен по вождению?" может получить лаконичный ответ типа "в 1984". Ситуация "закрытый" вопрос"закрытый" ответ обычно завершается тем, что вам приходится прилагать усилия для придумывания других вопросов, в то время как "открытый" вопрос дает возможность получения более обширной информации с первого вопроса.
  • Направляющие вопросы. Эти вопросы дают отвечающему возможность понять, какого ответа от него ждут. Например: "Согласны ли вы, что нам следует...?" обычно влечет за собой положительный ответ, особенно если учащиеся хотят снискать вашего расположения, даже если они не совсем согласны с заявлением. Соответственно вы рискуете не получить искреннего ответа.
  • Сложные вопросы. Одна из проблем сложного вопроса, включающего несколько вопросов, заключается в том, что вы вряд ли получите ответ на все его части, а только лишь на те, на которые учащийся:

о хочет отвечать; о знает ответ;
о может запомнить из самого вопроса.
 
Какова бы ни была причина, вы "потратите" множество вопросов и вам придется выдумывать новые.
Гипотетические вопросы. Такие вопросы относятся к воображаемым, а не к реальным ситуациям. Они заслуживают гипотетических ответов и, как правило, их получают.

Вопросы должны относиться к реальным вещам, так как гипотетический ответ может не найти подтверждения в действительности.
Другие типы вопросов включают в себя:

  • Отражения. Это, по правде говоря, не столько вопросы, сколько утверждения, одновременно служащие вопросами. Этот метод применяется для того, чтобы поощрить колеблющихся или неуверенных докладчиков расширить их краткие комментарии. Некоторые люди не очень хорошо относятся к вопросам, но при искусном применении отражений они могут не почувствовать, что их "зондируют", и отвечать довольно охотно. Если учащийся ответил более кратко, чем вам хотелось бы, и в то же время вы понимаете, что вопрос может заставить его еще больше замкнуться в себе, вы можете сказать нечто подобное: "Кажется, то, что вы говорите, указывает на проблему". Заметьте, что это говорится не в форме вопроса; а в форме повторного утверждения того, что уже было сказано отвечающим. Большинство людей, понимая (возможно, на подсознательном уровне), что вы им сочувствуете, скорее всего, ответят: "Пожалуй, вы правы. Мне кажется, у меня проблема с... и это вызывает у меня..." и т. д., со всей полнотой имеющейся информации, которую они способны предоставить. При мастерском применении техники отражения учащиеся не будут считать это техническим приемом, а потому их откровенность будет естественной.
  • Слишком простые вопросы. Учащиеся группы с большим подозрением отнесутся к чересчур простым вопросам. Их реакция может быть следующей:

о тренер оскорбляет их интеллект и профессиональное мастерство; о тренер просто не понимает их способностей; о в этом вопросе есть ловушка!
Убедитесь, что все вопросы достаточно сложны, чтобы избежать подобных обвинений, высказанных или нет, но осторожно! не перегните палку, чрезмерно усложняя вопросы.
 
Слишком сложные вопросы. Такие вопросы могут создать у учащихся ложное впечатление, что им полагается знать ответы, и таким образом вы поставите их в неловкое положение. Это еще раз указывает на необходимость для тренера тщательного планирования, чтобы выбрать соответствующий уровень сложности вопросов.
Проблемы постановки вопросов
Задать вопрос так, чтобы он был одновременно и соответствующим, и типовым не единственная проблема, с которой вы можете столкнуться во время сессии "вопросответ" или в ее части. Некоторые сложности, например молчание, уже упоминались выше. Поговорим теперь и о других.


  • Выбор отвечающего. Это всегда большая сложность, и, по-моему, от этого многое зависит. Поэтому я бы предложил не задавать вопрос конкретному человеку (т. е. не называть "жертву" по имени), у которого такое давление может вызвать дискомфорт или, еще хуже, который может подумать, что его выбрали именно потому, что он не знает ответа. При определенных обстоятельствах это может быть именно тот случай, но не заведенный порядок вещей. Ради избежания проблемы задайте вопрос, не обращаясь ни к кому конкретно, но глядя на человека, от которого вы хотели бы услышать ответ. Однако он может не отреагировать, и тогда вам придется отступить ни с чем. Если кто-то постоянно уклоняется от ответа, у вас появляется справедливое основание обратиться непосредственно к нему по имени, так как это, вероятно, единственный способ заставить его отвечать! В этом случае, думаю, что напрямую обратиться с вопросом к конкретному человеку будет намного менее вредно, чем принято думать, так как если упомянутый человек никогда не отвечает на вопросы по своей воле, как иначе вы сможете узнать, научился он чему-то или нет? Это слабое место предлагаемого вами тренинга.
  • Человек, который все время отвечает. В каждой группе есть человек, который вносит самый большой вклад (обычно это не один человек) и по поводу которого можно с уверенностью сказать, что он всегда будет стремиться отвечать на вопрос, когда бы тренер его ни задал. Часто такой вклад ценен, но, к сожалению, чем больше говорят эти учащиеся, тем меньше шансов остается у более застен-
  •  
<

p>  
чивых. Некоторые учащиеся, правда, используют более активных товарищей в качестве "щита", за которым можно спрятаться, чтобы уклониться от необходимости говорить! Помимо очень прямого способа заставить их замолчать, попросту попросив их об этом (возможно, это уже крайний случай), у тренера есть возможность перекинуться с ними парой слов наедине и попросить их помочь "расшевелить" более молчаливых учащихся (обычный совет); их можно контролировать и другими способами.
Даже если они (в который уже раз) правильно отвечают на ваши вопросы, поблагодарите их, но, при этом немедленно обратитесь к кому-либо из более молчаливых членов группы примерно с такими словами: "Фред говорит, что... А что вы об этом думаете? Был ли у вас какой-либо подобный опыт? Что бы вы сделали в этом случае?" Возможно, вы услышите в ответ лишь подтверждение того, что сказал Фред, но по крайней мере будет сказано что-то еще, что даст вам возможность вновь обратиться к этому учащемуся с уточняющим вопросом.

В другой раз, как только у Фреда (или Мэри) вновь раньше других будет готов ответ, повторите процесс: они вскоре поймут, что происходит, и, возможно, сами несколько умерят свою активность. Если этот прием не сработает, у вас по-прежнему остается право "попридержать" их или переговорить с ними наедине!
Вопрос-отражение. Для учащегося не является чем-то из ряда вон выходящим ответить на вопрос тренера вопросом: а сами-то вы как думаете? Это вполне допустимо при определенных обстоятельствах, но какова бы ни была ситуация, вам прежде следует пытаться получить ответ от группы, чем высказывать свои собственные взгляды. В конце концов цель постановки вопросов заключается в том, чтобы помочь группе научиться, и эта цель будет в меньшей степени достигнута, если вы возьмете на себя большую часть комментариев. Часто таким комментариям предшествует провокационный вопрос тренера как бы из-за спины учащегося: а как думает группа?

Некоторое время спустя такое поведение начинает раздражать группу.
Не так-то просто дать универсальный совет, но вы всегда можете сказать, что хотя вы и могли бы ответить, но, не правда ли, что обучение больше выиграет от их собственных попыток ответить очень ценный направляющий вопрос!
 
Несогласие (разногласия). Некоторые тренеры начинают паниковать, если после постановки вопросов между членами группы возникают разногласия, что выражается в очень оживленной дискуссии. В определенной степени вы можете этому порадоваться, так как это значит, что вам удалось пробудить в учащихся интерес (а это одна из задач обучения!). Ваша роль здесь удерживать контроль над ситуацией, не позволяя эмоциям взять верх и перерасти в конфликт как следствие разногласий. Вы имеете право вмешаться при возникновении разногласий, как говорится, на пустом месте, требуя аргументировать разногласия: обычно это разряжает атмосферу и возвращает обсуждение в нормальное рабочее русло.

В заключение вам следует попытаться привести конфликт к его логическому завершению, будь то обоснованное заявление различных точек зрения или соглашение о том, что разные люди имеют право на разное мнение.
Общие рекомендации

  • Внимательно прислушивайтесь к каждому ответу, в особенности если в ответе звучит неуверенность или скрытый вопрос.
  • Отметьте каждый вопрос любым доступным вам способом.
  • Показывайте ваше внимание к ответу учащегося при помощи любого невербального способа (кивки, улыбки, контакт глаз и т. д.).
  • Не "отбраковывайте" неправильный ответ в конце концов человек взял на себя труд высказать свою точку зрения.
  • Не принимайте неполных и нечетких ответов просите уточнений и разъяснений.


Содержание раздела