Оценка уверенности в себе


Примером тому может служить его установка на прямое выражение эмоций, которое он называл "голосом чувств". Несколькими годами позже Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958) применил термин "уверенность в себе" (assertiveness) для обозначения открытости в межличностных отношениях. Он заметил, что многие бывают не в состоянии выразить чувства, которые соответствовали бы сложившимся межличностным отношениям, или продемонстрировать их, так как эти чувства искажаются тревогой. Вольпе выяснил, что влияние тревоги можно преодолеть с помощью уверенного выражения мыслей и чувств.

Для обоснования разработанного им метода он выдвинул принцип реципрокного торможения, который гласит: "Если при наличии стимула, который вызывает тревогу, может быть осуществлено ответное торможение тревоги, тем самым будет ослаблена связь между этими стимулами и тревогой" (Wolpe and Lazarus, 1966, p. 12). Методы работы в современных группах, организуемых с целью развития у людей уверенности и способности бороться со страхом и избеганием, далеко отошли от исходных концепций, предложенных в свое время Солтером и Вольпе. Ланге и Якубовский (Lange and Jakubowski, 1976) подразделяют существующие в настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них: 1) группы, где основу каждого занятия составляют различные ролевые игры; 2) группы, где каждое занятие посвящено одной определенной теме, например конструктивной критике; 3) группы, где ролевые игры используются в сочетании с другими процедурами, направленными, например, на развитие самоосознания, совершенствование родительских навыков, развитие умения разрешать конфликты, трансактный анализ сценариев и т. д.; 4) неструктурированные группы, работа в которых проводится в соответствии с текущими потребностями of дельных участников.
Оценка уверенности в себе
Работа в группах тренинга уверенности в себе начинается с оценки степени ее проявления в поведении участников. Для того чтобы выявлять те проблемы в поведении, которые имеют отношение к уверенности в себе, существует по меньшей мере 1? опросников (Kelley, I979). В качестве примера в табл. 11-4 приведен опросник, разработанный Рейтасом (Rathus, 1974).

В сущности, уверенность в себе означает способность определять и выражать свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Уверенность в себе проявляется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними (Cottier and Guerra, 1976). Социальная просьба это, например, предложение встретиться со знакомым или обращение к незнакомцу, чтобы узнать точное время. Отказ (или защита) это, например, выражение нежелания провести уик-энд с родственником или купить что-либо у продавца.

Компонентами уверенного поведения могут быть взгляд, поза, жестикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.
Таблица 111. Опросник для оценки уверенности в себе (Rathus, 1973)
Инструкция. Определите, насколько соответствуют вашим представлениям о себе приведенные утверждения, пользуясь для этого следующими обозначениями:
+3 соответствие полное, описание точное;
+2 соответствие достаточно полное, описание довольно точное;
+1 соответствие примерное, описание приблизительное;
-1 соответствие не очень точное, описание не очень верное;
-2 соответствие довольно неточное, описание довольно неверное;
-3 никакого соответствия нет, описание совершенно неверное.
Для подсчета баллов надо сложить оценки каждого утверждения, изменив знаки у тех, что помечены звездочкой.
1. Большинство людей кажутся мне более агрессивными и уверенными в себе, чем я.
2. Из-за своей застенчивости я испытываю колебания всякий раз, когда назначаю свидание или соглашаюсь на него.*
3. Если в ресторане блюдо мне не нравится, я выражаю официанту свое недовольство. 4. Я стараюсь не обижать других, даже когда чувствую, что сам ими обижен.*
5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, который мне не подошел, мне трудно отказаться от покупки.*
6. Если меня просят что-либо сделать, я должен знать, зачем это надо.


7. Временами я провоцирую людей на ссору.
9. Я стремлюсь быть первым, как большинство других людей.
10. Если честно, то другие частенько используют меня в своих интересах.*
11. Мне нравится заводить разговоры с едва знакомыми и даже вовсе незнакомыми людьми.
12. Я часто не нахожу слов, когда беседую с привлекательной особой противоположного
пола.*
13. Я испытываю замешательство всякий раз, когда надо позвонить по делу в какое-нибудь учреждение.*
14. Мне очень неудобно возвращать покупку.*
15. Если близкие и уважаемые мною родственники раздражают меня, я скорее скрою свое раздражение, чем буду его показывать.*
16. Я избегаю задавать вопрос!" из опасения показаться глупым.*
17. Во время ссоры я часто боюсь, что слишком разволнуюсь и меня начнет трясти*
18. Если знаменитый и уважаемый докладчик скажет что-нибудь такое, что мне покажется неверным, я доведу до сведения аудитории и мою точку зрения.*
19. Я избегаю споров о ценах с продавцами*
20. Если мне удается сделать что-либо стоящее, я стараюсь поставить окружающих в известность об этом *
21. Я не имею привычки скрывать свои чувства.
22. С тем, кто распространяет обо мне ложные или дурные слухи, я стараюсь встретиться и поговорить как следует.
23. Мне часто бывает трудно сказать "нет".*
24. Я скорее сдержусь, чем устрою сцену.*
25. Я всегда предъявляю претензии в случаях плохого обслуживания в ресторане и где бы то ни было.
26. Услышав комплимент в свой адрес, я иногда не знаю, что сказать в ответ*
27. Вели на лекции или в театре какая-нибудь пара рядом со мной станет громко болтать, я попрошу их разговаривать потише или беседовать где-нибудь в другом месте.
28. Если кто-то пытается пролезть впереди меня без очереди, он может быть уверен, что
получит от меня отпор
29. Я высказываю себе мнение сразу и без колебаний.
30. Бывают случаи, когда я просто не могу ничего сказать.
Независимо от того, применяется в группе опросник или нет, руководитель группы заведет с участниками разговор, который должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем каждого из них, которые касаются его уверенности в себе. Руководитель будет побуждать участников к тому, чтобы они оценивали свое поведение и приводили примеры из своей жизни, когда они вели себя уверенно либо неуверенно. Руководитель должен терпеливо разъяснять членам группы, что такое уверенное поведение и чем оно отличается от неуверенного и агрессивного поведения. Ему следует всячески подчеркивать отрицательные стороны неуверенного поведения и важность тех дополнительных возможностей, которые появляются в жизни благодаря уверенности в себе, включая возможность осуществлять контроль над своей жизнью.

Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.
Неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства из-за высокой тревожности, постоянного чувства вины или из-за того, что у него недостаточно социальных навыков. Агрессивный человек нарушает права других, навязывая им свою волю, унижая их и оскорбляя. Агрессивность исключает взаимное уважение, поскольку подразумевает удовлетворение потребностей агрессора за счет потери самоуважения теми, на кого направлена его агрессия.

Различия между неуверенным, уверенным и агрессивным поведением проясняются в ходе обсуждения группой конкретных ситуаций.
Для того чтобы преодолеть свою тревогу, избавиться от чувства неполноценности и научиться вести себя уверенно, члены психокоррекционной группы прежде всего должны усвоить, что уверенное поведение вполне нормально. Положительный пример уверенною поведения должен прежде всего подавать руководитель группы. Келли (Kelley, 1979, р: 58-59) составил список основных прав человека, которые поддерживают его уверенность в себе:
право на одиночество;
; право на независимость;
право на успех;
право быть выслушанным и принятым всерьез;
право получить то, за что уплачено;
право иметь права, то есть право действовать уверенно;
право отвечать отказом на просьбу, не считая себя при этом эгоистичным и не чувствуя вины;
право обращаться с любыми просьбами;
право делать ошибки и отвечать за них;
право не самоутверждаться.
Членам группы надо показать, что уверенность в себе не следует путать с бесчувственностью и ограничивать ее выражением только отрицательных эмоций. Важным условием развития уверенности в себе является способность к выражению положительного, заботливого отношения к другим. Членам группы надо сказать и то, что право на уверенность в себе не означает необходимости быть уверенным при любых обстоятельствах.
Другой подход к описанию уверенного поведения предлагают Ланге и Якубовский (Lange and Yakubowski, 1976), которые выделили шесть способов выражения уверенности. Базовый способ подразумевает прямое сообщение о собственных чувствах, мыслях, мнениях или правах, например: "Я хочу уйти сейчас же" или: "Ты мне очень нравишься". Эмпатический способ выражения уверенности предполагает осознание позиции и чувств другого человека и сообщение о собственной позиции, например: "Я знаю, что тебе хочется пойти со мной, но в этот раз я хочу быть там один".



Содержание раздела