Вавилон


Теперь эта энергия находится у тебя, у дерева, которое олицетворяет тебя. Сделай свои ветви настолько толстыми, насколько ты хочешь. Если ты хочешь создать свой изолированный мир, утолщай свои ветви, а крону сделай более развесистой и непроницаемой, чтобы внутрь не смогло проникнуть то, что доставляет тебе беспокойство.

Если же ты хочешь быть более открытым, вытяни свои ветви вверх и пусти корни в стороны, чтобы они встретились с корнями других деревьев.
Обрати внимание на то, что ты сейчас чувствуешь и как циркулирует энергетическое поле в комнате.
Теперь ощути дуновение ветра на твоих листьях и ветвях и почувствуй энергию неба. Заметь свет солнца и луны, свет звезд на твоих листьях и вдохни все это в себя. Позволь этому дыханию пройти сквозь
твою голову в твое сердце, в руки, в живот, до самых кончиков пальцев рук и ног и оттуда через все слои Земли обратно прямо в ее ядро. Ощути и запомни, как встречаются в тебе энергия неба и энергия земли, как ты находишься в животворной связи с двумя стихиями... Отметь, какова теперь твоя энергия и энергия группы.

Прикоснись мысленно к земле, прочувствуй ее еще раз так, чтобы ты мог потом вспомнить об этом животворном источнике силы...
Сделай три глубоких выдоха, пошевелись и открой глаза, будь снова здесь, освеженный и отдохнувший".
Вавилон
30 минут
Это упражнение особенно подходит для больших групп, насчитываю- щих более двадцати человек. В игровой форме участники осваивают навыки работы в команде, задействуют свою творческую энергию и знакомятся друг с другом.
Материалы
Вам потребуется стопка карточек столько, чтобы каждый участник получил по одной и плюс еще несколько дополнительных. Вы легко можете изготовить такие карточки самостоятельно, если отпечатаете на компьютере буквы алфавита и наклеите их, например, на картонную основу. Буквы должны быть прописными, высотой не менее трех сантиметров, чтобы их можно было легко прочитать со сравнительно большого расстояния. Кроме того, сделайте еще четыре карты, на которых нарисуйте звездочки, это будут ваши джокеры, то есть карточки, способные заменить любую букву. Сделайте также дополнительные карточки для гласных и для особенно часто встречающихся букв.

Все эти приготовления с лихвой себя окупят, ведь эти карточки пригодятся Вам и для других игр.

  1. Перемешайте карточки и раздайте игрокам по одной. Если Вы проводите игру в маленькой группе, то после каждого круга игры перемешивайте карточки и раздавайте заново. Таким образом, игра будет интересной даже в маленьких группах.
  2. Когда каждый игрок получит по карточке, объясните правила: Вы даете сигнал к старту, и у каждого есть минута, чтобы найти трех других игроков, чьи карточки вместе с его собственной образуют какое-нибудь любое слово из четырех букв (слова ведущим не задаются). Обязательно напомните игрокам, что джокер звездочка заменяет любую букву.
  3. Как только все четверо игроков нашли друг друга, они должны выстроиться в ряд и поднять над головой свои карточки, так чтобы можно было прочесть получившееся слово.
  4. По истечении минуты Вы говорите "Стоп!". В этот момент все стоят там, где застал их Ваш сигнал (если Вы работаете с очень большой или слишком темпераментной группой, тогда лучше подавать сигнал при помощи гонга, свистка или чего-то подобного).
  5. Дайте тем участникам, которые сумели составить слово, две минуты для того, чтобы представиться и рассказать о том, как они оказались в подгруппе.
  6. Тем участникам, которые не составили слов, тоже предложите объединиться в подгруппу и познакомиться.
  7. Когда все участники таким образом оказались в группах, подойдите к каждой и посмотрите на продукты их творчества. Прокомментируйте это с юмором.
  8. Через минуту начните игру заново: прежние четверки распадаются и каждый ищет глазами трех новых игроков, с которыми он может составить слово. Если Вы работаете с интернациональными группами, то имеет смысл предложить участникам составлять слова на их родном языке. Второй раунд также длится минуту, после чего Вы останавливаете игру.
  9. Мы советуем провести от шести до восьми раундов, чтобы у каждого участника была возможность хотя бы один раз составить слово. Не забудьте после игры собрать карточки.


"Час пик"
10 минут
Это упражнение-тренинг удовлетворяет сразу несколько противоре-чивых потребностей: в близости и отдалении, в свободе и связанности, в соперничестве и солидарности, в правилах и импровизации. "Час пик" подходит для любых групп больших и маленьких. Но все же чем больше участников, тем лучше. Эту игру Вы можете проводить и в помещении и на улице.

Лучше всего, если имеющееся в Вашем распоряжении место ограничено (как во время "часа пик").

  1. Каждый участник ищет себе партнера (человека, который ему нравится, с которым он хочет познакомиться и к которому он относится с симпатией).
  2. Каждая пара договаривается, кто из них будет начинать первым. Задача первого догнать своего собственного партнера. При этом никто из них не должен бегать. Быстрая ходьба, а не бег вот основное правило.
  3. Когда один "осалил" другого, второй должен три раза повернуться вокруг оси, прежде чем самому начать "охоту" на своего партнера.
  4. Ограничьте игровое пространство и напомните группе еще раз: бег запрещен, а "жертва" может встать в позу безопасности прижать руки к груди, ладонями наружу, в этом случае ее нельзя салить. Следите также за тем, чтобы этой позой не злоупотребляли. Когда Вы скажете "Стоп", игра должна мгновенно прекратиться. Трех минут обычно хватает на то, чтобы несколько раз "осалить" друг друга.

Очищение
5 минут
Это хороший способ освободиться от сопутствующих повседневной iжизни проблем и неприятностей. Упражнение лучше проводить в начале занятия, чтобы члены группы, рассказав о своих неприятностях, забывали о них на время и полностью концентрировались на работе.

  1. Участники делятся на пары. У каждого есть две минуты, чтобы рассказать партнеру о своих проблемах, неприятностях, а также о мыслях, чувствах и радостях обо всем, с чем он пришел на занятие.
  2. Пока говорит один партнер, второй не перебивает его и никак не выражает своих чувств к сказанному. Через две минуты партнеры меняются ролями.
  3. В это время Вы ходите по комнате, держа в руках воображаемую корзину. Вы подходите к каждой паре и просите "положить" в корзину все неприятности. Каждый должен сделать это, при помощи жестов и мимики показывая тяжесть груза, чтобы остальные могли увидеть и оценить его (если же человеку кажется, что груз его неприятностей слишком велик, то он должен не положить его в корзину, а рассказать сразу).

4. Когда все неприятности "окажутся" в корзине, предложите участникам в конце занятия снова попробовать достать их оттуда, если они, конечно, захотят это сделать.
Ромео и Джульетта
30 минут
Упражнение предназначено для начальных этапов работы с группой. Оно подходит для групп от шестнадцати человек и больше.

  1. Попросите группу образовать круг так, чтобы самый старший по возрасту стоял слева от Вас, а самый младший справа. Чтобы встать в правильном порядке, члены группы должны выяснить друг у друга даты рождения. При этом попросите участников не узнавать имен друг друга. Как правило, этот процесс сопровождается оживлением и интересом, поэтому предоставьте участникам достаточное время. Когда все займут свои места, дайте участникам еще немного времени, чтобы осмотреться и прокомментировать происходящее возможно, кто-то из них родился в один день или чей-нибудь день рождения приходится на день занятий группы.
  2. Затем предложите всем разбиться на пары следующим образом: самый старший и самый младший, второй по старшинству и второй после самого младшего и т. д. (если число участников нечетно, то предложите кому-нибудь встать втроем).
  3. Теперь каждая пара выбирает себе имя, используя при этом пару слов.

Это могут быть известные имена, например:

  • Ромео и Джульетта
  • Фауст и Гретхен
  • Орфей и Эвридика
  • Гензель и Гретель
  • Зигфрид и Брунгильда и т. д.

Это могут быть пары антонимов:

  • горячий и холодный
  • светлый и темный
  • твердый и мягкий
  • длинный и короткий
  • высокий и глубокий и т. д.

Также это могут быть слова, значения которых связаны друг с другом:

  • дом-дверь
  • стул-ножка
  • окно-стекло
  • вода-ведро
  • вино-бутылка и т. д.

Каждый из партнеров должен решить, кем или чем он будет в этой словесной паре. Чтобы не было повторов, каждая пара должна объявить о своем выборе заранее.

  1. Теперь все пары должны разделиться, таким образом, вся группа делится на две подгруппы. Все должны закрыть или завязать глаза. Цель игры состоит в следующем: каждый должен найти "свою половину" с закрытыми глазами. Игроки могут ощупью ходить по комнате и звать по "имени" своего партнера. Эта игра довольно шумная, поэтому подайте пример и сами покричите во весь голос.
  2. После того как участники закрыли или завязали глаза, они должны "перемешаться" (в противном случае многим задание покажется слишком легким, потому что кто-то из игроков наверняка уже успел запомнить местонахождение своего партнера).
  3. Попросите игроков быть внимательными друг к другу во время поисков: по возможности не толкайтесь, не наступайте друг другу на ноги и не размахивайте руками.


Содержание раздела