Новая роль


Занятие 4. Новая роль. После того, как мы разобрались со старой ролью, можно подумать и о том, что будет вместо нее. То есть о новой роли.
Процесс конструирования новой роли можно разделить на две больших и одинаково важных части: сознательное конструирование и подсознательная модификация.
Сознательное конструирование дает что-то вроде скелета, а подсознательная модификация позволяет нарастить мясо.
Для начала нужно выбрать контекст, в котором ваша роль вас не устраивает. После чего, нужно эту роль прописать (как на 2-ом занятии). После этого можно приступать к созданию новой роли.
Сознательное конструирование. Вообще говоря, все необходимое для сознательного конструирования мы уже прошли. Новая роль на этом этапе описывается точно такими же способами, что и любая другая роль.
Просто те роли уже существуют, а эту мы только придумываем.
Все те же пять вопросов:
1. Как ее зовут (имя)?
2. Что для нее важно (ценности)?
3. Что она умеет (ее способности)?
4. Что она делает (поведение)?
5. В какой ситуации она действует (контекст)?
Учтите, что контекст вы уже определили – это тот же самый контекст, в котором действует старая роль. Хотя вы можете как расширить, так и сузить ее контекст.
Подсознательная модификация. После того, как вы прописали логическую структуру новой роли, нужно ее подогнать под конкретную ситуацию, а так же пропустить ее через тело. При чем вам нужно получить положительную оценку как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии.
1. Вхождение в роль. Войдите в новую роль.
Это можно сделать физически: вы создаете образ новой роли, находящийся на расстоянии одного- двух метров, и шагаете прямо в него (встаете на ее место). Или вы это делаете мысленно – образ роли надевается.
После этого немного в него вживитесь – походите, подвигайте, скажите пару слов и послушайте голос. Определите: удобно ли вам внутри?
Если вам неудобно, это сообщение вам на телесном уровне, что эта роль еще не сбалансирована и подогнана под ситуацию.
Выйдите из роли.
2. Добавление. Подумайте, что бы вы добавили в эту новую роль: это могут быть ценности, убеждения, качества (способности) или конкретное поведение. После этого внесите это в свою роль. К каким изменениям приведет это добавление?
Добавление может привести к изменениям как на верхнем, так и на нижнем логическом уровне. И даже на нескольких. Довольно часто это может даже приводить к смене имени роли.
3. Цикл. Вернитесь на первый шаг: вы перемещаетесь в этом цикле до тех пор, пока вам не нужно будет что-либо добавлять и вам будет комфортно внутри роли.
4. Взгляд со стороны. А теперь нужно провести диссоциированную проверку – как это выглядит со стороны. Представьте, что вы смотрите телевизор (или перед вами киноэкран). А на экране ваша новая роль действует в заданном контексте.



Нравится ли вам то, как она там выглядит?
5. Добавление. Подумайте, что бы вы добавили в эту новую роль: это могут быть ценности, убеждения, качества (способности) или конкретное поведение. После этого внесите это в свою роль. К каким изменениям приведет это добавление?
Добавление может привести к изменениям как на верхнем, так и на нижнем логическом уровне. И даже на нескольких.
6. Цикл. Вернитесь на четвертый шаг: вы перемещаетесь в этом цикле до тех пор, пока вам не нужно будет что-либо добавлять и вам будет нравится ее поведение на экране.
7. Полный цикл. Еще раз вернитесь на первый шаг и убедитесь, что вам уютно внутри, а потом посмотрите на роль со стороны и убедитесь, что вам нравится ее поведение на экране. Если нет – сделайте необходимые добавления.
Упражнение. Простройте по одной новой роли для каждой контекстной области:
1. Личной.
2. Семейной.
3. Профессиональной.
4. Общественной.



Содержание раздела