Не жалуйся на бедность - стань богатым.


Заговорил богатый, - и все замолчали и превознесли его речь до облаков; заговорил бедный, и говорят: это кто такой? И если он споткнется, то совсем низвергнут его (Сир. 13, 22-29). Может быть, кому-то это не понравится, но это правда. Не жалуйся на бедность - стань богатым. Кстати, богатство определяется не счетом в банке, а состоянием души.

Тот, кто живет по закону любви - быть довольным тем, что имеешь, не мысля об ином - всегда богат.
Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему... (Сир.

19, 16-18).
Хороший совет!
...Во всякой мудрости - исполнение закона (Сир. 19,18).
Верно и обратное: если исполняешь Законы (я имею в виду законы природы), всегда поступаешь мудро...
Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно (Сир. 20,1).
Это об обратной связи.
Злой порок в человеке - ложь; в устах невежд она - всегда (Сир. 20,24).
Верное замечание. Невежда всегда лгун, хотя и не осознает этого. Понятно, что необходимо хорошее образование, если не хочешь оказаться лжецом.

Или молчи.
Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения. Скрытая мудрость и утаенное сокровище - какая польза от обоих? Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость (Сир.

20,29-31).
Строящий дом свой на чужие деньги - то же, что собирающий камни для своей могилы (Сир. 21,9).
Поучающий глупого - то же, что склеивающий черепки, или пробуждающий спящего от глубокого сна (Сир. 22,7).
Прежде пламени бывает в печи пар и дым: так прежде кровопролития - ссоры (Сир. 22, 28).
Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, ивсякую злость, только не злость женскую... (Сир. 25,15).
Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (Сир. 25, 18).
Люби друга и будь верен ему; а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним: ибо как человек убивает своего врага, так ты убил дружбу ближнего; и как ты выпустил бы из рук своих птицу, так ты упустил друга и не поймаешь его; не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение; но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение (Сир. 27, 17-27).
Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его - ярмо железное, и узы его - узы медные, смерть лютая - смерть его, и самый ад лучше его (Сир. 28, 20-24).
Какое серьезное предостережение! При обучении психотерапевтов я всегда призываю очень осторожно пользоваться словами, ибо слова вызывают эмоции, эмоции - мысли, мысли - действия. Это снаружи.

Внутри может произойти вегетативная буря. Пациентов я учу укрываться от злого языка.
Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач сизможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь (Сир. 30,14- 17).
Много хороших советов. И Шопенгауэр говорил позднее почти теми же словами. На психотерапевтических сеансах следует обучить больных здоровому образу жизни.
Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое иудаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30, 22-25).
Один недостаток в этих советах. Здесь говорится, ЧТО делать, но не указывается КАК. Этим как раз и занимается психотерапия.
Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржет (Сир. 33,6).
Если насмешливый, то уже не друг. Лучше всего помогает справляться с насмешниками психологическое айкидо.
...ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей; и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем; ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих. Во всех делах твоих будь главным... (Сир.



33, 19-23).
Если бы король Лир воспользовался этим советом!
Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы (Сир. 34,22).
А это для наших руководителей, которые не платят зарплаты своим сотрудникам.
Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу; от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно; ибо, может быть, он будет советовать для самого себя; может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе: путь твой хорош; а сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброжелателем твоим и от завистников твоих скрывай намерения. Не советуйся с женою осопернице ее и с боязливым - о войне, с продавцом - о мене, спокупщиком - о продаже, с завистливым - о благодарности, снемилосердным - о благотворительности, с ленивым - овсяком деле, с годовым наемником - об окончании работы. ... Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения (Сир.

37, 7-13).
На психотерапевтических тренингах показывается, что человек должен сам принимать решения и нести ответственность за них. Азадача психотерапевта не давать советы, а научить пациента самостоятельно принимать решения.
Сын мой! над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач ирыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. Снесчастьем пребывает и печаль... Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце.

Не забывай о сем, ибо нет возвращения; иему ты не принесешь пользы, а себе повредишь (Сир. 38,16-21).
С упокоением [мершего успокой и память о нем, и утешься онем по исходе души его (Сир. 38, 23).
Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: ибо как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское (Сир. 42, 12-13).
Сказано верно и коротко. Мне же пришлось написать об этом целых двадцать страниц.
4.2. Идеи принципа сперматозоида
в Евангелии от Матфея
Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Евангелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись идеи гештальттерапии. Кроме того, там также прослеживаются идеи трансактного иэкзистенциального анализа, сценарного перепрограммирования ит.д.

Разница только в том, что Иисусу Христу удавалось получить эти результаты в одно мгновение, а психотерапевтам приходится много иупорно работать.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф. 5, 17).
Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); акто скажет: безумный, подлежит геенне огненной (Матф.5,21-22).
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути сним, чтобы соперник не отдал тебя судье... (Матф. 5,25).
Если подумать, то Иисус Христос прав. Что такое гнев? Это незавершенное убийство. Животное не гневается -- оно приходит вярость.

Глаза при этом становятся широкими, пасть раскрывается воскале, лапы готовы к удару, и животное сразу же нападает. Всоциуме ярость показывать не положено, набрасываться опасно. Ивместо ярости возникает гнев.

При этом сдерживается агрессия, которая должна быть направлена вовне. Сжимаются кулаки, стискиваются челюсти, раздуваются крылья носа. Агрессия, которая должна быть направлена на другого, направляется на себя.

Если человеку часто приходится гневаться, у него постепенно портится характер, а на лице застывает недовольное выражение. Он перестает осознавать, что находится в постоянном эмоциональном напряжении. Рано или поздно постоянно гневающийся человек, пытаясь найти причину своих неудач, начинает кого-то ненавидеть. Нельзя жить с ненавистью вдуше. Христос заботился не о врагах наших, а о нас.

Когда есть ненависть в душе, найдешь, кого ненавидеть. Эти рассуждения помогли мне понять, что мириться друг с другом нужно как можно быстрее и нельзя гневHться на другого человека. В свете гештальттерапии гнев - это признак незавершенного гештальта.

Однако одной проповеди недостаточно, нужна кропотливая работа пациента и врача.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. АЯговорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матф. 5,27-28).
И опять правильно! К сожалению, когда отношения между супругами не налажены, остаются неудовлетворенными те психологические и сексуальные потребности, которые можно удовлетворить только спартнером противоположного пола.



Содержание раздела