Золотое правило общения


Ты хотел, чтобы я сама начала раздеваться?! Если бы она имела в то время хорошую психологическую подготовку, то сделала бы это. Ведь она его тоже любила.

А жизнь ее, видимо, не сложилась, раз она все это помнила... И, наконец, общий вывод. Золотое правило общения:
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки (Матф. 7,12).
И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже (Матф. 9,16).
Это специально для врачей, когда обдумывают лечение пожилых людей в плане назначения сильнодействующих средств и психоаналитических методов лечения.
Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека сотцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. Ивраги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня... (Матф.

10, 34-37).
Данное положение взяла на вооружение гештальттерапия. Это борьба со слиянием, одним из защитных механизмов, препятствующих личностному росту.
Вдумайтесь в эти слова: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... Для меня, атеиста, это призыв следовать законам природы, а не ориентироваться на родственные связи.
Широко используется в психотерапевтической работе известная притча о сеятеле.
...Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние изаглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Матф. 13, 3-8).
Здесь точно описано, как воспринимают идеи личностно ориентированной психотерапии разные группы людей. К ней нечувствительны те, у которых, несмотря на выраженный невротизм, имеется переживание чувства успеха. Им, что ни делай, что ни говори, все в каменистую почву.

Это руководители, почившие на лаврах, это студенты, которые пришли в институт не столько учиться, сколько весело провести время Это новые русские на стадии накопления богатства.
Ко второй категории лиц относятся больные, настроенные на быстрый эффект, посетив два-три занятия групповой терапии или психоанализа и получив видимый незначительный эффект, они прекращают работу над собой, перестают посещать занятия группы ичерез несколько месяцев их знания засыхают, они утрачивают приобретенные навыки и их положение опять ухудшается. Они заболевают и обращаются к врачу, который лечит их лекарствами, считая, что личностно ориентированные методы им не подходят. К этой же категории лиц относятся и начинающие психотерапевты, которые синтересом прослушают курс психотерапии, но не решатся использовать полученные знания, которые от неупотребления вскоре засохнут.

И останутся у них только воспоминания о том, что они слышали что-то интересное.
К третьей категории относятся мудрецы, которые, случайно попав на занятия, постоянно забивают психотерапевта вопросами истараются переделать не себя, а его.
К четвертой категории относятся лица, которые понимают, что так, как они живут, жить нельзя, в том числе больные, которые осознали, что лекарственное лечение им помочь не может. Они находятся вкризисной ситуации и осознают, что следует менять не ситуацию, асамого себя. В эту группу входят и врачи, глубоко разочаровавшиеся в результатах своей работы и осознавшие, что все время сидели вкабинете с вращающимися дверями, из которых больные выходили снезначительным улучшением и в которые через некоторое время входили в еще худшем состоянии.

Эта категория лиц, переделав себя, выздоравливала, становилась эффективными в производственной деятельности.
А следующие строки Евангелия - прямое указание врачам быть понятным больному:
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют... (Матф. 13, 13).


Нам, врачам, следует объяснять больным так, чтобы они не могли понять нас как-нибудь иначе. К сожалению, многие врачи не владеют приемами рациональной психотерапии, речь их бывает сухой, непонятной и пугающей больного. А следует говорить образно, или, по Иисусу Христу, притчами.
...Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Матф. 13, 57).
Это испытали на себе практически все. В доме своем тебя по-прежнему считают ребенком, а своих соотечественников мы признаем только после того, как их признали за границей, но не следует убиваться по этому поводу Нельзя же выступать против законов! Да имне диссертацию удалось защитить только после того, как была публикация в иностранном журнале. И это пособие, скорее всего, будет принято научным миром с прохладцей.

Сейчас ко мне на прием приходят откуда угодно, приезжают из других городов и стран, но только не мои приятели и коллеги по институту.
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них [учеников] исказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот ибольше в Царстве Небесном... (Матф. 18, 2-4).
Это программа для сценарного анализа, задача которого - сформировать такой характер, при котором отношение к себе, близким, людям вообще и труду имело бы позитивное содержание. То есть человеку надо вернуться к такой системе отношений, которая была унас, когда мы были малыми детьми. Нам следует отличаться от детей только в одном.

Мы должны уметь позаботиться о себе сами, тогда как о детях заботятся другие.
В Евангелии от Матфея можно увидеть и индивидуальный подход, лежащий в основе всех современных течений психотерапии, вчастности экзистенциального анализа, рассматривающего человеческое сообщество как мозаичный рисунок, где каждая часть рисунка абсолютно незаменима, практически всех психоаналитических методик и когнитивной терапии.
Как вам кажется? Если бы у Кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах ине пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся (Матф. 18,12-13).
Для психотерапевта это руководство к действию. Если вдруг кому-то во время сеанса групповой терапии станет плохо и он заплачет, то руководитель бросает всю группу и начинает заниматься только сплачущим. Потом к этому процессу присоединяется вся группа, инет лучше подобных занятий, именно на них пациенты становятся как дети, возвращаются к самим себе, формируется чувство коллективизма и навыки само- и взаимопомощи.

Возникает совершенно необычная психологическая атмосфера, когда не хочется расходиться и нет потребности говорить. Все сидят молча и не испытывают никаких неудобств, даже если таковые в комнате для занятий и имеются - теснота, жара или холод, духота и пр. Как-то на занятиях одна пациентка в слезах выбежала из комнаты. Я попробовал продолжить занятия без нее. Ничего не получилось.

Я не мог сосредоточиться, группа меня не слушала. Тогда я вышел и вернул пациентку, и вся группа ею занималась. Все кончилось благополучно, и я понял, что следует оставить девяносто девять и искать сотую, заблудшую.
Это крайне необходимо и в масштабе всей страны. Так, США, где психотерапевтические и психологические идеи сильно развиты, готовы послать войска на выручку одного попавшего в беду за рубежом человека. И каждый гражданин здесь знает, что если с ним случится что-либо подобное, страна позаботится о нем.
Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Матф. 18,21-22).
Это следует делать не ради партнера по общению, а ради себя, ибо, как я уже говорил выше, если есть ненависть в душе, всегда найдешь, кого ненавидеть, и гнев твой может пасть на невинного (реакция вымещения). Тогда при своих неудачах учитель вымещает свою злость на слегка провинившемся ученике, отец - на ребенке, муж - на жене, начальник - на подчиненном. Но тогда остается нерешенной основная проблема, которая часто совсем в другом.

Тогда учитель не решит своих проблем в семье, отец - на производстве, умужа не хватит сил для подготовки доклада, а у начальника - для решения сложной семейной ситуации.
Хочу заметить, что церковные деятели охотно изучают психотерапию и психологические науки. Я сам как-то проводил с ними занятия по трансактному анализу.
И в заключение приведу основную для психотерапии заповедь (об этом я уже много говорил):
Возлюби ближнего твоего, как самого себя... (Матф. 22,39).
4.3. Идеи принципа сперматозоида у Сенеки
Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.) - римский философ и писатель. Наставник, затем советник императора Нерона. Впоследствии был обвинен в заговоре против Нерона и покончил с собой.

Он был виднейшим представителем римского стоицизма.



Содержание раздела