Не делай себе кумира


Когда я повалил столб, а потом сошел с него и стал заниматься тем, что мне интересно, именьше думать о чинах, мне сразу же стало легче. Я перестал беспокоить других, да и меня оставили в покое. На диссертацию не хватало энергии, я решил написать книгу, где обобщил все свои данные.

Началась перестройка, и я рискнул опубликовать монографию за свой счет. По ней я защитился. Мне сразу присвоили докторскую степень.

Сейчас приглашают на конференции даже за рубеж. Приятели советуют мне идти кначальству и просить повышения. Но я сам думаю, зачем? Откуда я знаю, что хорош для повышения? Наверное, не очень, раз не повышают.

Если начальству удобно держать меня на этой должности, то мне тем более удобно на ней находиться. Чем ходить по кабинетам, лучше я еще что-нибудь сделаю! Десять заповедей я широко использую в психотерапевтической работе. Поэтому приведу их здесь со своими комментариями.
Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 3).
Блестящая заповедь. С точки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые вытекают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно.
Не делай себе кумира... (Исх. 20, 4).
Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит не преклоняться перед авторитетами, а полагаться на себя, опираясь на знания законов природы. Клинический анализ показывает, что большинство несчастий у больных неврозами проистекает потому, что они преклоняются перед авторитетами и не полагаются на Законы, по которым мы устроены: пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннюю структуру, идентифицируют себя с авторитетами и ориентируются на ложные ценности. Всовременной психотерапии этот грех определяется различными терминами.

Родитель - в трансактном анализе, интроект - в гештальтгерапии, малоадаптивная мысль - в системе когнитивной терапии, патологическая привычка - в бихевиоризме.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20,7).
По-видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Здесь уже прослеживаются идеи о взятии ответственности за свою жизнь на себя, идеи психологической зрелости.
Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20,8).
Тоже неплохая заповедь. Отдыхать необходимо.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12)
По поводу этой заповеди замечу, что Бог требует почитания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слушаться родителей, прогресс остановится. Родителям следует избавиться от первородного греха. Тогда они переYтанут думать, что они, конечно же, умнее своих потомков.

Это я больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И отношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что яне заставляю их слушаться меня.

Они меня почитают, хотя я и не вбивал им в головы эту заповедь.
Не убивай (Исх. 20, 13).
Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).
Не кради (Исх. 20, 15).
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20,16).
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20,17).
Все эти заповеди хороши, но только две составлены так, что их легко выполнить: Помни день субботний... и Почитай отца твоего и мать твою.... Все остальные начинаются с запретов. Бог, если Он есть, не мог дать заповеди в такой форме!

Суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть делать.
Может быть, если бы Бог не запретил есть с дерева познания добра и зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к нему. Всеведущий Бог не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, обязательно будут нарушаться. Поэтому он не только запретил, но иуказал, что делать, но Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке передал в основном только запретительную часть заповедей.



В процессе психотерапевтической работы ястараюсь придать им утвердительную форму.
Не делай себе кумира превращается в Живи своим умом, естественно, соблюдая Законы природы; Не убивай - в Налаживай отношения с партнером (вот тут-то как раз психология общения инужна); Не прелюбодействуй - в Наладь сексуальные отношения со своим (своей) супругом (супругой) (в голову не придет прелюбодействовать); Не кради - в Учись зарабатывать (некогда инезачем будет красть) и автоматически выполнятся заповеди Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего и Не желай дома ближнего твоего....
Многие заповеди, касающиеся диетологии, гигиены половой жизни, весьма разумны и укрепляют семью. В частности, длительное воздержание после месячных - лучшая профилактика пресыщения собственной женой.
Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть ...… скажут старейшинам города своего; сей сын наш буен инепокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя... (Втор. 21, 18-21).
Не хочу судить о справедливости этого правила, но его соблюдение, конечно же, способствует сохранению человеческого генофонда, ибо известно, что сохранность его зависит от мужчины, а алкоголизация последнего его разрушает.
Отцы не должны быть наказываемы смертию за детей… каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление (Втор. 24,16).
Прекрасное правило, которое часто не соблюдается. А во время войн выбиваются семьи и народы,
Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, иничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен вдоме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял (Втор. 24,5).
Какая забота о генофонде!
В Библии десять заповедей неоднократно повторяются (Повторенье - мать ученья). Вот и в моем пособии есть повторы.
Хочу также привести слова Моисея: Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог наш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение (Втор. 5, 32-33).
И действительно, легче жить в соответствии со своей природой. Об этом говорил римский император Марк Аврелий. И если юридические законы и требования морали соответствуют законам природы, то они без возражения выполняются.

Вот и я стараюсь, чтобы мои подопечные научились жить в соответствии с Законами, по которым они устроены, без отклонений ни направо, ни налево.
Притчи Соломоновы
Цель их - ...познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда иправоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность... (Прит. 1,2-4).
В чем же видится начало мудрости? Начало мудрости - страх Господень... (Прит. 1,7).
Очень важное положение. А чего следует бояться атеисту? Понятно чего - нарушать законы природы, в том числе и законы общения, ибо они не знают исключений.

Яопускаю очевидные наставления типа не следует иметь общих дел с ворами, разбойниками, обманищками.
А вот призыв премудрости бороться с невежеством я хочу подчеркнуть. Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? (Прит. 1, 22).

Я [премудрость] звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли; за то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня... (Прит.

1, 24-29).
Здесь я хочу прервать речь премудрости. Многие современные методики (психоанализ, гештальттерапия, когнитивная психотерапия идр.) направлены на осознание того, что в Библии называется премудростью. В психотерапевтической практике и практике консультирования пациенты и клиенты, находясь в состоянии выраженного эмоционального напряжения, не могут и не хотят понять, что говорит им психотерапевт или психолог. Премудрость покидает их, и приходят на них ужас, как буря, и беда, как вихрь.

Но поздно шить парус, если началась буря.
А теперь снова предоставим слово премудрости: Не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их (Прит. 1, 30-31).
И опять появилось у меня желание прервать речь премудрости иобратить внимание на то, что большинство людей страдают не от глупости, а оттого, что не смогли найти правильный путь (ума достаточно, а разума, премудрости не хватает). Что бы ты умного ни делал, если не стоишь на правильном пути, имеешь неверные помыслы, исход один - падение в пропасть.



Содержание раздела