Для снисходительных начальников и родителей.


Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Прит. 16,32).
Красиво и верно! Но долготерпение бывает только у того, у кого есть цель в жизни. Поэтому тренировать долготерпение бесполезно. Нужно наметить цель.

Тогда и появится долготерпение. Примером тому могут служить все люди, достигшие успеха: писатели, спортсмены, музыканты и пр.
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью (Прит. 17,12).
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным (Прит. 17,28).
У Пушкина читаем: Хранить молчанье в важном споре.
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум (Прит. 18,2).
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева (Прит. 18,8).
Хорошее предупреждение и красиво сказано.
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Прит. 18,12).
Хорошая примета! Проанализируй судьбы исторических лиц.
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Прит. 18,13).
Порок, который я часто наблюдаю у руководителей. При таком поведении ты себя обнажаешь, а то, о чем думает партнер, не узнаешь.
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его (Прит. 18,16).
Рекомендация давать взятку.
А ниже можно прочесть:
Подарок тайный потушает гнев, и дар в пазуху сильную ярость (Прит. 21,14).
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат (Прит. 18,24).
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам (Прит. 19,11).
Хорошее правило, которое следовало бы усвоить руководителям, педагогам и родителям.
Глупый сын - сокрушение для отца, а сварливая жена - сточная труба (Прит. 1,9,13).
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою впространном доме (Прит. 21,9).
Я советую эти изречения повесить на видном месте в каждом доме.
Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадить его, придется тебе еще больше наказывать его (Прит. 19,19).
Это для снисходительных начальников и родителей. Действительно, спустишь один раз, постепенно вспышки будут более мощными. Придется потом сильнее наказывать.
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен (Прит. 20,1).
Здесь выражено отношение к алкоголизации.
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Прит. 21,23).
Рекомендация поменьше болтать.
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет (Прит. 22,6).
Очень важная заповедь в духе сценарного анализа Э.Берна, согласно которому судьба человека определяется его генами и воспитанием в первые пять-семь лет жизни. Наука считает, что наставлять нужно не в юном возрасте, а в раннем детстве. Я за науку.
... Кто дает богатому, тот обеднеет (Прит. 22,16)
Подумай и убедись, что это так. Бедному можно дать немного, ион будет доволен.
Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою (Прит. 22,24).
Пациенты часто жалуются на гневливость своих партнеров и хотят их переделать, а, согласно Библии, следует прекратить с ними общаться.
Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Прит. 23,4-5).
Добавить нечего.
В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои (Прит. 23,9).
Многие страдания невротиков происходят от того, что они Нарушают это правило.
...Блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников (Прит. 23,27-28)
Все правильно! Но это возможно только потому, что сексуальные отношения у супругов не налажены.
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя (Прит. 24, 10).
Очень мудрые слова!
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, ипотом устрояй и дом твой (Прит. 24, 27).
Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Прит. 26,4-5)


Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою (Прит. 6, 11).
Не надо надеяться, что глупец поумнеет.
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается вчужую ссору (Прит. 6, 17).
Многие больные страдают из-за своей гиперсоциальности, из-за того, что раньше называлось активной жизненной позицией. Они вмешиваются в конфликты, возникающие в транспорте, в очередях, втолпе на улицах, стыдят подростков, ит.п., помогают тем, кто их не просит, и часто попадают в тяжелое положение. Во время дискуссий они возмущаются, когда я заявляю, что прохожу мимо дерущихся, не читаю нотаций пьяному дебоширу. Но ведь если я это буду делать, то сейчас не смогу читать лекцию. Ведь наведением порядка должны заниматься совсем другие люди, профессионалы, которые знают иумеют это делать.

Доказать мне это бывает трудно, но Библия убеждает быстрее. Один мой знакомый с возмущением рассказал мне, как в транспорте он ударил нахала, который приставал к женщине. Ата подала на него в суд.

Оказалось, что нахал был ее сожителем. Япривел знакомому эту цитату. Он рассмеялся и успокоился.
А про наушника лучше сказать то, что написано о нем в Библии:
Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает (Прит. 26, 20).
Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство (Прит. 26, 24).
Если он говорит и нежным голосом, не верь ему; потому что семь мерзостей в сердце его (Прит. 26,25).
Предостережения от лести:
Что плавильня - для серебра, горнило для золота, то для человека уста, которые хвалят его (Прит. 27,21).
Человек, льстящий дргу своему, расстилает сеть ногам его (Прит. 29,5).
Следующие стихи весьма поучительны.
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря ипути мужчины к девице (Прит. 30,1.8-19).
От трех трясется земля, четырех она не может носить: Раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей (Прит. 30,21-23).
Екклесиаст
Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру (Еккл.

3, 1-8).
Этот отрывок я часто привожу в процессе психотерапии, особенно когда применяется когнитивная методика, где приходится корригировать малоадаптивные мысли больного, желающего, чтобы всегда и везде ему было хорошо, чтобы его всегда и все любили, и пр. Во время сенситивного тренинга я говорю, что необходимо как можно быстрее давать партнеру обратную связь, сообщая о своем отношении к нему, и привожу цитату: ...Время обнимать, и время уклоняться от объятий.
Представь себе такую сцену.
Сидят на лавочке Он и Она, оба застенчивые и нерешительные. Наконец он рискнул и обнял ее. Все великолепно.

Они сидят, обнявшись. Оба довольны... Но вот приходит время уклоняться от объятий.

Но Он боится, что ему больше не позволят обнять, а Она боится, что Он больше не решится ее обнять, и наслаждение превращается в муку. В конце концов Она не выдерживает и в гневе сбрасывает его руку со своего плеча. И все потому, что не выполнили этой простой библейской заповеди.

Если бы обратная связь была дана в тот момент, когда объятие перестало давать наслаждение, то все было бы нормально.
А приведенный ниже отрывок используется при раскрытии положений экзистенциального анализа.
Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить инаслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые ему дал Бог; потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство иимущество, и дал ему власть пользоваться от Них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это - дар Божий (Еккл.5, 17-18).
Фрейд много позднее напишет, что в этой жизни стоит делать две вещи: любить и работать.
Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй... (Еккл. 7, 14).
И несчастье имеет смысл.
И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его втрудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем (Еккл.8,15).
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них Предана забвению; и любовь их иненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.



Содержание раздела