Если твой подчиненный хуже тебя соображает


Может быть, твоя гора и пониже, но все же со своей вершины ты видишь больше, чем когда стоишь на склоне более высокой горы. Вторая часть афоризма, казалось бы, не нуждается в больших разъяснениях, но когда анализ показывает, что человек идет неверным путем и следует сменить алгоритм своего поведения, и он сам это понимает, часто слышишь примерно следующее: Я так долго шел этим путем, что теперь мне уже поздно менять что-нибудь. Они же не хотят что-либо менять в себе и в своей жизни и напоминают того алкоголика, которому велели бросить пить. Он отвечал, что ему уже поздно. Когда ему говорили, что бросить пить никогда не поздно, то он говорил, что раз никогда не поздно, то он это сделает как-нибудь вдругой раз.

Я, придерживаясь точки зрения великого психотерапевта и философа В.Франкла, который считал, что учиться и изменить путь никогда не бывает рано и не бывает поздно, а всегда бывает в самый раз.
Наше время как раз и демонстрирует продуктивность смены пути. Посмотрите, сколько людей у нас изменили образ жизни, профессию, место жительства и достигли успеха!
Итак: делающему карьеру: не стой на склоне - поднимайся вверх или спускайся вниз; не ходи по кругу - меняй путь.
21. Если твой подчиненный хуже тебя соображает, радуйся, что он не сможет занять твое место.
22. Если твой подчиненный тебя не понимает, значит, сам виноват - не умеешь объяснять или не знаешь своего подчиненного и даешь ему такие поручения, выполнить которые он не в состоянии.
23. Если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись, давай их тем подчиненным, которые эти распоряжения смогут выполнить.
Последние три совета при их выполнении приводят к тому, что исчезает раздражение в процессе управленческой деятельности. Руководитель больше размышляет и практически перестает кричать. Кстати, о крике.

Мне очень нравится восточная пословица: Если бы криком можно было построить дом, то ишак построил бы целую улицу. Сейчас уже точно установлено, что скандал - это аналог секса. Кричат, как правило, сексуально неудовлетворенные люди. Ана крик криком отвечают точно такие же.

Усексуально удовлетворенного человека физических сил и психологической энергии на крик просто не хватает.
Итак: если хочешь, чтобы твои распоряжения выполнялись, давай их тем подчиненным, которые эти распоряжения смогут выполнить.
24. Лучше сделать маленькое дело, чем подавать
большие надежды.
Совет начальникам, педагогам и особенно тренерам, которые хотят воспитать чемпионов, чтобы они не делали ставку на тех, кто подает большие надежды, а на тех, кто постоянно делает что-то, что приближает его к цели.
Итак: лучше сделать маленькое дело, чем подавать большие надежды.
25. Надеется бездельник, деловой человек действует.
Одну из своих книг я начал словами: Говорят, надежда умирает последней, я б ее убил первой. И первое, что я стараюсь сделать для своих подопечных - это убить в них надежду, что все как-то перемелется, утрясется, стерпится, слюбится. Если мне это удается, и они начинают действовать, то я уже уверен, что у них пойдет все как надо.
Итак: надеется бездельник, деловой человек действует.
26. В группу человек идет не для укрепления группы,
адля удовлетворения своих потребностей. Он готов сделать все для укрепления группы, если уверен, что группа удовлетворит его потребности.
Рекомендация для руководителей. Те, кто ее выполняют, перестают говорить бессмысленные слова о чести коллектива, о необходимости сплотить коллектив, не призывают проявлять инициативу, подавать рационализаторские предложения. Они просто стараются создавать лучшие условия для тех, кто лучше работает, не заводят любимчиков, поощряют инициативу и готовы поддержать подчиненного в любую трудную минуту его жизни.

И коллектив сплачивается, сотрудники проявляют инициативу, подаются интересные предложения для улучшения работы.
Итак: в группу человек идет не для укрепления группы, а для удовлетворения своих потребностей. Он готов сделать все для укрепления группы, если уверен, что группа удовлетворит его потребности.
27. В формальной группе - руководитель, внеформальной - лидер, в толпе - вождь. Власть руководителя определяется инструкцией, власть лидера и вождя абсолютна.


Это следует учитывать руководителю при построении своих взаимоотношений с подчиненными и идти на контакт для решения деловых и психологических вопросов только с лидерами неформальных групп, а не пытаться дойти до каждого человека.
Итак: в формальной группе - руководитель, в неформальной - лидер, в толпе - вождь. Власть руководителя определяется инструкцией, власть лидера и вождя абсолютна.
28. Руководитель администрирует -лидер управляет.
Нередко руководитель не является лидером, тогда ему приходится администрировать. Даже если он и добьется положительных производственных результатов, то только за счет своего здоровья. Если руководитель часто болеет, то он лидером не является.

Кстати, наибольший процент психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, инфаркты, инсульты, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма ипр.) среди тех, кто администрирует.
Итак: руководитель администрирует - лидер управляет.
29. Если человек имеет три и болев групп, значит, он несчастен или по крайней мере неблагополучен.
Мы собираемся в группы для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Для этого достаточно двух групп: производственной исемейной. Если в этих группах потребности удовлетворить не удается, то приходится заводить третью. На производстве всем руководящие должности не дашь. Умный руководитель заводит тогда кружки, спортивные секции, художественную самодеятельность ипр.

Ато ведь пойдет в другую группу, а там могут и переманить. Кстати, сманивают обычно далеко не самого плохого работника. Жены жалуются, что мужья уходят к друзьям играть в шахматы или в преферанс, ездят на рыбалку, ходят на охоту и пр.

Но им не приходит в голову научиться играть в шахматы или преферанс, пойти с мужем на рыбалку и охоту. Умные женщины догадываются разделить увлечение мужа.
Итак: если человек имеет три и более групп, значит, он несчастен или по крайней мере неблагополучен.
30. Хороший работник всегда хочет занять место начальника.
Если хочешь иметь хороших работников, расти сам и освободи свое место подчиненному. Компетентный, растущий руководитель подбирает и поддерживает тех подчиненных, которые стремятся расти, и смогут занять его место, когда он его освободит, и старается уволить тех, кто остановился в личностном росте; некомпетентный начальник подбирает тех подчиненных, которые остановились в личностном росте, и давит тех, кто растет.
Итак: хороший работник всегда хочет занять место начальника.
31. Хочешь успешно руководить - найди общую
цель.
Я долгое время заблуждался, считая, что те, кто приходят ко мне учиться, делают это ради получения знаний. У меня были большие трудности. Конечно, были среди обучающихся и такие.

Когда же я понял, что все без исключения - и те, что пришли за знаниями, и те, которые просто приехали отдохнуть от тягот жизни, и те, которые приехали просто погудеть, - все желают получить бумажку о том, что они получили образование, нам стало гораздо легче. Мы Vрганизовали педагогический процесс так, что получение бумажки стало возможным только при получении знаний.
Итак: хочешь успешно руководить - найди общую цель.
32. Сражающаяся группа всегда распадается: при поражении - в поисках виновного, при победе -
при дележе добычи.
Вспомните историю всех завоевателей, да и нашу недавнюю. На каком пункте поссорились демократы? Отсюда вытекает еще одно очень важное правило; Избегай сражающихся групп, а если попал, то, что бы ни происходило в группе, не ищи виновного и в дележе добычи не участвуй.
Итак: сражающаяся группа всегда распадается: при поражении - впоисках виновного, при победе - при дележе добычи.
33. Начальнику: не заводи осведомителей, учись не
обходимую информацию получать сам.
Помните: хороший человек не пойдет в осведомители. Полагаясь на осведомителя, фактически управление передаешь ему, а сам только администрируешь.
Мы разработали ряд приемов получения информации, не обращаясь к услугам осведомителей. Подробнее о них рассказано в книге Командовать или подчиняться. А ниже приводится только один из советов.
34. Хочешь получить информацию о сотруднике -
хвали его в присутствии тех, кто может тебе эту
информацию дать.
Начнет действовать принцип сперматозоида, и собеседник, сам того не желая, даст нужную информацию, если не словами, то мимикой ижестами. Нужно только научиться эту информацию считывать ирасшифровывать.
Итак: хочешь получить информацию о сотруднике - хвали его вприсутствии тех, кто может тебе эту информацию дать.
35. Хочешь избавиться от антилидера - дай ему повышение в должности или хотя бы повысь ему
зарплату и уменьши нагрузку.
Простенькое правило, практически неизвестное руководителю, который устраивает петушиные бои с возмутителем спокойствия. Подумайте иубедитесь, что это правило соответствует принципу сперматозоида. Повышая зарплату, я автоматически вызываю неприязнь к нему группы, которую он возглавляет.



Содержание раздела