Плохое использование умения


Что важнее для коуча, чтобы его считали вежливым и приятным или все-таки способным помочь клиенту начать жить полной жизнью даже путем вмешательства? Помните, что коучинг - для клиента, а не для коуча. Поэтому коучинг не для слабых духом. Задача коуча заключается в том, чтобы работать, несмотря ни на что, оставив в стороне собственный сценарий и свой образ. Действительно, коуч даже не присутствует в модели коучинга (см. рис. 1). Но иногда ему приходится брать на себя ответственность.

Его опыт в коучинге дает ему авторитет, который может принести пользу клиенту. Если коуч будет сдерживаться, стараясь быть приятным, это не поможет клиенту. Время от времени коучу придется неожиданно переходить к уточнению, просьбам или вызовам, или говорить суровую правду.

Отсутствие в этом строгих правил дает хороший повод довериться своей интуиции, которая подскажет, когда нужно вмешаться.
Начинающие коучи часто полагают, что им нужно больше информации, что необходимо сначала услышать всю историю. Они считают, что им нужно лучше узнать биографию человека или условия его жизни. Но в большинстве случаев они позволяют клиенту рассказывать дольше, чем это необходимо. Умение вмешиваться помогает коучу отсекать в рассказе клиента второстепенное, зачастую служащее лишь прикрытием, которое создает
сам клиент, чтобы не вдаваться в суть проблемы. Вмешательство ускоряет достижение главного - деятельности и обучения.
Диалоги
Пример А: Плохое использование умения
Клиент: Мэри - это та, о которой я уже говорил, она ужасно упряма. Если я считаю, что надо поехать на восток, она говорит - на запад. Если я говорю, что единственный способ сделать работу в срок - нанять сторонних помощников, она отвечает: Нет, это нам решать, мы просто должны лучше работать в команде.

Работать в команде! Какое лицемерие! Я все время прошу ее, чтобы она участвовала в общей работе. И она всегда отвечает: У меня нет времени или: Это ты должен работать со своей командой. Отговорка за отговоркой.

Это она постоянно расшатывает наш коллектив.
Коуч: Это она постоянно расшатывает коллектив. Должно быть, очень тяжело работать с таким человеком.
Клиент: Ну, да. Я рассказывал о последней ее выходке? Коуч: Я уверен, еще один поступок в том же духе. Клиент: Разумеется.

Это бесконечно... Пример Б: Хорошее использование умения
Клиент: Мэри - это та, о которой я уже говорил, она ужасно упряма. Если я считаю, что надо поехать на восток, она говорит - на запад. Если я говорю, что единственный способ сделать работу в срок - нанять сторонних помощников, она отвечает, что нет, что это нам самим надо решать...
Коуч: Что вам нужно с этим сделать?
Клиент: Сделать?
Коуч: Да. Что вам нужно с этим сделать?
Клиент: Ну... Я могу поговорить с ней, наверное, о том, как это вредно, как это расшатывает коллектив...
Коуч: Когда вы хотите поговорить с ней об этом?
Клиент: Я думаю, в ближайшее время. На этой неделе, может быть, в четверг или в пятницу,
Умение высказать то, что пришло в голову (выпалить)
Как ни странно это звучит, умение проболтаться полезно и его стоит развивать. Большинство из нас много времени уделяет анализу того, что не сделано и почему. В процессе коучинга это сильно запутывает клиента, если не разобраться в этом сначала. Лучше начать сразу. При этом можно выглядеть немного неловким.

Как ни странно, часто такой человек вызывает большее доверие, чем тот авторитетный человек, у которого всегда все под контролем. Быть неловким, растерянным, немного не уверенным в себе, поэтому более человечным, то есть более убедительным и надежным. И если коуч не обязан выглядеть хорошо, клиент тоже не обязан.

Например, коуч может сказать: Я не уверен, что это правильные слова, но это что-то вроде... или: Можно, я подумаю вслух? Я пока не знаю точно, что хочу сказать....
Клиенты и их интуиция
Стоит заметить, что наблюдение за коучем, работающим с интуицией, побуждает клиента рискнуть обратиться к своей собственной интуиции. Действительно, изучение принципов коучинга, условий и умений может принести немало пользы клиентам. Клиенты, овладевающие слушанием второго и третьего уровней, например, могут сделать свои отношения на работе и дома эффективнее.



Если они научатся уточнять или видеть ситуацию в мета-формате, это будет огромным преимуществом и в их собственной жизни.
Обучая клиентов работе с интуицией, коуч может им посоветовать для начала некоторое время обращать внимание на свою интуицию и играть с ней. Можно попросить их выяснить, как они получают доступ к своей интуиции, или убедить их не задумываться над правильностью интуиции. Следует подготовить клиентов к появлению внутреннего скептика - в дополнение к внешним скептикам, с которыми они обязательно столкнутся. Когда клиенты будут практиковаться со своей интуицией, можно сравнить их интуитивные интерпретации с выводами, к которым они приходят логическим путем. Большинству людей, особенно когда они начинают играть со своей интуицией, рациональное мышление обычно кажется более убедительным.

Они должны ожидать этого - и их надо поддержать в исследовании сей незнакомой территории.
Упражнения
1. Интуиция
Интуиция - это шестое чувство, которое отвечает на вопросы. Иногда вопрос явно задан, иногда это часть подоплеки разговора. В процессе коучинга всегда присутствует неявный вопрос о жизни клиента.
Для тренировки своей интуиции встретьтесь с другом или коллегой в спокойном месте, где вас никто не побеспокоит. Предложите этому человеку записать несколько произвольных вопросов о его жизни. Попросите выбрать один вопрос из списка и повторить его вслух, а потом прочитать несколько раз, делая паузы между повторениями. Затем вы оба молча обдумываете вопрос 3-5 минут. Ваша цель - максимально сконцентрироваться на вопросе и открыть себя всему, что предложит интуиция.

После этого скажите человеку все, что пришло вам в голову, - случайные мысли, чувства, всевозможные ощущения в виде образов, звуков, запахов, прикосновений и все, что вы заметили или что отвлекло вас. Что-то из того, о чем вы расскажете, скорее всего, будет связано с ним. Как только вы обнаружите попадание, спросите, какая здесь связь, и исследуйте эту область для лучшего осознания.
Вы можете усилить увлекательность этой работы, если попросите записать вопросы на листочках и сложите их так, чтобы нельзя было прочитать. Выберите любой вопрос. Затем вы оба в течение 3-5 минут концентрируетесь на вопросе, хотя вы даже не знаете, в чем он состоит. Снова расскажите все, что подсказала вам интуиция. Затем прочитайте вопрос и попросите автора прокомментировать.

Где были связи? К чему это ведет?
2. Вмешательство
Приготовьтесь побеседовать с другом, предупредив его, что собираетесь практиковаться в умении вмешиваться, поэтому будете прерывать его. Попросите рассказать его о каком-то важном периоде жизни. Это может быть опыт обучения чему-то в школе или история его знакомства со своим лучшим другом.

Причем, он должен выбрать такую историю, которую можно рассказывать долго. Во время рассказа вы будете прерывать его, изменяя ход повествования с помощью умений коучинга:

  • Попросите подвести итог: Что это значит для тебя?.
  • Прервите его провоцирующим вопросом (не вопросом для получения дополнительной информации): Чему ты научился в результате?.
  • Прервите его описанием происходящего в данный момент истории.
  • Прервите его просьбой.

- Вмешайтесь, объявив о своем намерении прервать:Сейчас я тебя перебью.
Образцы для вмешательства: Прошу прощения, ты только что..., Позволь спросить....
Глава третья.
ЛЮБОПЫТСТВО
В контексте коучинга любопытство являет собой парадокс: с одной стороны, оно обладает таким замечательным качеством, как шаловливость, а с другой - это эффективный способ отпирания дверей, который клиент закрыл, заколотил и забыл. Любопытство в этой связи представляется как обезоруживающим, так и располагающим качеством. Мы не считаем любопытство чем-то особенным, но если к нему отнестись серьезно, то оно может неожиданно привести к значительным открытиям.
Иной способ задавания вопросов
Любопытство начинается с вопроса: Интересно, а ...?. Любопытно, что вопрос сам по себе автоматически побуждает нас обратить внимание, например, пойти посмотреть. Например: Холодно на улице или жарко?.

Вполне вероятно, что вы сразу об этом узнаете. Есть у нас такой условный рефлекс на вопросы. Практически всегда они направляют нас на поиски ответа. Вопрос, будучи задан, концентрирует внимание на разговоре. Любопытство действует сходным образом.

Мы совершенно естественно привлекаем внимание клиента к вещам, которые любопытны и ему самому, и коучу, таким, например, как жизненные ценности клиента, его цели, его тайная страсть или гремлин. Однако проявлять любопытство к этим сторонам жизни клиента совсем не то же самое, что собирать о нем информацию. Любопытство - совсем другой способ познания.
Весь наш школьный опыт приучил нас собирать информацию, задавая определенные вопросы, из которых выводятся ответы. Мы также усвоили, что на каждый вопрос имеется весьма конкретный единственно правильный ответ. Даже для написания текста в свободном жанре эссе существует алгоритм.



Содержание раздела