Перспективы коучинга


Они полагают, что зрелые люди не нуждаются в поддержке посторонних, чтобы выполнять стоящие перед ними задачи и не отклоняться от цели. В конце концов, зрелый взрослый человек умеет быть ответственным перед самим собой. Они считают, что полагаться на другого, - это проявление какой-то слабости, зависимости.

Это их представление может оказаться очень сильным, и порой оно порождает в клиентах амбивалентность. Они хотят изменений в своей жизни, в чем им могли бы помочь отношения коучинга, но эти клиенты не желают зависеть от других людей. Коуч, будьте внимательны, если подобное отношение проявится у кого-то из ваших подопечных. Перспективы коучинга
Одним из определяющих качеств коучинга является подотчетность, которая предоставляет клиенту средство для измерения эффективности деятельности, а также для отчета и самоотчета в приобретенных знаниях. Подотчетность необходима для катализации деятельности и углубления процесса познания в Коактивном коучинге, потому что сессия - это много больше, чем просто разговор: это разговор, который приведет к той или иной деятельности.
В Коактивном коучинге подотчетность представляет собой не просто подсчет выполненных и невыполненных задач. Практическая сторона подотчетности настолько важна, что мы решили посвятить этому искусству отдельный раздел в этой главе.
Подотчетность как обратная связь
Несведущие люди необоснованно полагают, что вступить в отношения коучинга - все равно, что нанять себе личного пи-нателя и погонялу. Понятно, откуда они взяли эту идею. В детстве с вас спрашивали за выполнение домашних заданий, посещение музыкальной школы, уборку комнаты и т.п.

Никто вам никогда не оставлял в этом никакого выбора. Поэтому люди, перед которыми вы должны были отчитываться, скорее всего, не вызывали у вас положительных чувств, равно как и сама по себе необходимость отчитываться. Едва ли их вообще интересовало, что вы сами собирались делать в этот день.

Сначала родители и учителя, потом самодуры-начальники, даже тренеры по атлетике и все прочие авторитетные лица создавали у вас порочный образ подотчетности как чего-то докучливого, надоедливого, изводящего.
Однако профессиональный коучинг не имеет с этим ничего общего - поскольку коуч принципиально поддерживает сценарий развития жизни клиента. Задания, за выполнение которых отвечают клиенты, они же сами для себя и разрабатывают. В профессиональном коучинге подотчетность не подразумевает обвинения, ругань, наказание или осуждение. Подотчетность - это инструмент для деятельности и обучения клиента.

Отчитываться - значит всего лишь давать отчет. Что работает? Что не действует? Что произошло?

Что вы сделали бы в следующий раз иначе?
Другое явное отличие между родителями или шефом и коучем заключается в том, что коуч никоим образом не заинтересован лично в том результате, которого достигнет клиент. Родители и руководители реализуют свои собственные сценарии и сильно привязаны к результатам. Коуч безусловно хочет, чтобы его клиенты достигли совершенства и жили полной жизнью, но результаты принадлежат только клиенту.
Клиенты осваивают новые территории, расширяют свои границы, находят новые ресурсы для выполнения задач. Они познают новые пути действия и преодолевают давнее сопротивление. Подотчетность предоставляет структуру для этого роста, а побочным продуктом являются заметные изменения в жизни клиента.

Коучи побуждают своих клиентов отчитываться в своей деятельности не затем, чтобы развить в них исполнительность или оценить степень исполнительности, а для того, чтобы придать им силы для осуществления перемен.
Подотчетность может обеспечить способы достижения изменений и дает огромные возможности для принятия и признания заслуг клиента. Клиент отчитывается перед самим собой за собственную жизнь и сценарий ее развития. Даже если вы больше ничего не сделали, работая с клиентом, кроме того, что побудили его отчитываться за свою жизнь, то вы уже - воистину великий и могучий коуч!
Подотчетность на практике
При установлении отношений коучинга важно дать клиенту понять, что коуч ожидает от него исполнения намеченного. Он должен знать, что его считают ответственным. Коуч не будет заставлять своего подопечного делать что бы то ни было. Но когда клиент не выполняет то, о чем заявил, задача коуча - отметить это и задать вопрос.



Заметьте: не осуждать клиента - это совсем не значит предоставлять еу карт-бланш для невыполнения того, что им же самим намечено. И коуч, и клиент понимают разницу между выполнением обязательства и его невыполнением. Коуч не имеет права игнорировать это. Он должен отметить невыполнение обещания и спросить об этом: Что это для вас означает? Похоже на сопротивление.

В чем оно состоит? Что можно было бы сделать по-другому?.
На ранних стадиях отношений коучинга клиент, скорее всего, попытается прозондировать степень возлагаемой на него ответственности и решимость коуча. Ему хочется знать, как много свободы ему будет предоставлено. Он попытается понять, сколь снисходительным будет коуч, прежде чем среагирует; узнать, строг ли он или снисходителен.

Многие из нас практикуют эту тактику с подросткового возраста. Сознательно или подсознательно мы проверяем границы ответственности перед авторитетными лицами на протяжении многих лет.
Прогресс от: Интересно, что будет, если я не сделаю вовремя сообщение по истории? до: Интересно, что будет, если я опоздаю со своим маркетинг-планом? не так уж значителен. Клиенты все еще живут и действуют в рамках этой старой парадигмы, поэтому задача коуча - объяснить им, чем отличается подотчетность в отношениях коучинга от других ситуаций. Например, когда клиент впервые не выполнит то, что намеревался, коуч должен спросить: Я заметил, Вы обещали сделать это, но не сделали. Как бы Вы хотели отчитываться в рамках наших отношений?.

Он скоро поймет, что коуч - не его босс, который с него шкуру спустит за малейший промах. Вместо этого он обнаруживает отношения, которые созданы специально ему на пользу.
Сессии коучинга
Клиент на каждой сессии обозначает, что он собирается сделать на неделе (разовые и ежедневные дела), обозначая это как домашнее задание или домашняя работа. Коучинг создает идеальную структуру для того, чтобы приступить к деятельности и измерить достигнутый результат. Степень подробности и форма, которую примет деятельность, зависят от клиента.
Одни клиенты весьма скрупулезны в деталях: они знают, что должно быть выполнено, и уже достигли совершенства в планировании и претворении в жизнь своих действий. Другие совершенно теряются, когда дело доходит до действия. Одна из задач коуча состоит в том, чтобы прояснить последовательность шагов. Однако необходимо соблюдать осторожность, чтобы это совместное разъяснение не стало уловкой клиента, который хочет, чтобы ему подсказали, что делать дальше.

Такие клиенты просто перекладывают ответственность за свои действия или отсутствие таковых на коуча, тем самым отказываясь принимать ответственность за свою жизнь.
Жизненная ситуация клиента определяет степень подробности планирования и подотчетности. Клиент может нести ответственность за личные размышления, так же как за продуманную систему действия. Работа коуча состоит в том, чтобы чувствовать, какое действие продвигает клиента вперед и углубляет его обучение, но актуальные детали, в первую очередь, исходят от клиента.
Клиенты - люди находчивые: они знают, что нужно предпринять, что подействует. Коучу необходимо быть готовым пробовать, подталкивать, поднимать шлагбаум, но список задач для клиента составляет не он. Клиент усвоит больше, если сделает это самостоятельно.

Самый эффективный способ отчитываться оказывается к тому же самым простым. Задайте клиенту вопрос: За что Вы будете отвечать на этой неделе? . Иногда становится удивительно, сколько же клиенты хотят с себя спросить, а иногда требуется подвигнуть их на большее.
Однако подотчетность в коучинге касается не только домашних заданий. Осознанно проработанный союз существует для блага клиента, помогает ему поддерживать видение, осознавать Цель Жизни, стремиться к балансу. Многие приходят в коучинг с желанием изменить свое отношение к жизни, свой стиль, возможно, обрести легкость... В этом случае коуч и клиент организуют действия в контексте событий жизни последнего. Коучу следует пробудить в подопечном ответственность и за это тоже.

Сконцентрироваться на деталях действия очень просто, и за это коучу воздастся сторицей, потому что данный процесс специфичен, измерим, а прогресс можно наблюдать в деталях. Но коуч должен иметь в виду, что он побуждает клиента отвечать не только за деятельность в настоящем, но и за его видение желаемого будущего. Деятельность должна приводить к воплощению видения.
Отслеживание подотчетности
Чтобы в отношениях коучинга могла существовать подотчетность, и коуч, и клиент должны ясно представлять себе, чего они ожидают от себя и друг от друга. Приведем три вопроса, которые полностью определяют ситуацию.

  • Что вы будете делать?
  • Когда вы будете это делать?
  • Как я об этом узнаю?

Допустим, клиентка обещала к четвергу сделать шесть звонков своим заказчикам по поводу продаж и после каждого состоявшегося звонка оставлять коучу сообщение на его автоответчике.



Содержание раздела