Что делать с реакциями первого уровня


Коуч должен признать это направление, работать с ним, поскольку оно принадлежит клиенту, то есть изменить при необходимости, довести до завершения, добиться успеха, даже изначально сомневаясь в его ценности. Вполне можно служить исключительно пользе клиента, сохраняя при этом собственное мнение о способах достижения цели, однако необходимо сообщать это мнение клиенту, дабы сохранить честность отношений. И если по каким-то причинам коуч считает стремления клиента противоречащими моральным устоям или в какой-то мере опасными, то следует откровенно поговорить со своим подопечным. Полная несовместимость коуча и клиента, невозможность вступления во взаимоотношения коучинга встречается исключительно редко; в подобной ситуации необходимо переадресовать клиента другому коучу.
Диалог
На прошлой неделе после нескольких месяцев тяжелой болезни в возрасте восьмидесяти трех лет умерла ваша мама. Телефонные звонки и письма с выражениями соболезнования от родственников и друзей продолжают поступать, и вы по-прежнему горюете. Несмотря на это, вы возобновляете коучинг по телефону, по крайней мере, отвечаете на звонки.
Коуч: Спасибо, Майкл, за то, что перенесли нашу встречу на той неделе. Я очень признателен за это. Как продвигается Ваш план?
Клиент: Тут чудовищная ирония... Нет, не в плане - о плане я, возможно, поговорю потом. Сразу после вашего звонка о переносе встречи, мне позвонил брат. У моей мамы случился инсульт...

Четыре дня она пробыла в реанимации, а прошлой ночью она умерла.
Коуч: Майкл, мне так жаль. О чем бы вы хотели поговорить?
Клиент: Я просто хочу немного поговорить о том, что я утратил. Утраченные возможности, и те возможности, которые я не хочу упустить в общении с детьми.
Коуч: Расскажите о том, что вы утратили.
Дополнительные вопросы коучинга

  • Что вы будете вспоминать?
  • В чем заключается та истина, которая поможет вам держаться?
  • Что вы хотите отпустить, как вы отпустили вашу маму?

Обратите внимание: обычно такие звонки обладают высокой эмоциональной нагруженностью. Существует много способов для коуча держать себя в руках в этой ситуации. Например.
Коуч может поговорить с клиентом, а потом позвонить своему собственному коучу, чтобы поработать с процессом, проясUением.
Майкл, могу я Вас попросить подождать минутку? (Коуч может закричать, заплакать, ударить по кушетке - любым приемлемым способом дать выход эмоциям, а затем вернуться к телефону).
Ситуация может представлять собой чрезмерно эмоциональный груз, поэтому коучу следует просто честно признать это: Майкл, еще недели не прошло, как я похоронил свою мать. Это для меня слишком.
Что делать с реакциями первого уровня
Бывают минуты, когда коуч невольно будет реагировать на первом уровне. Клиент говорит что-нибудь о пособии на рождение ребенка, о разведенных мужчинах или отпускает националистические замечания. Тогда непременно какие-то реплики клиента найдут отклик собственных излюбленных претензий коуча. Коуч может стать догматичным, начав необоснованно высказывать свои суждения. Это называется попасться на крючок.

Коуч внезапно оказывается сброшенным на первый уровень: он зацикливается на собственных мыслях и мнениях и больше не сосредоточен на клиенте.
Это может произойти по самым разным причинам. Допустим, клиент постигает искусство отказывать: нет - он не согласен выполнять длительную сверхурочную работу, не получая дополнительной платы; он отказывается поддаваться искушению слопать что-нибудь сладенькое; он отказывается продолжать близкие отношения, отравляющие его жизнь. На этой неделе он сообщает, что все перепробовал, но для того, чтобы не потерять работу, он по-прежнему должен трудиться сверхурочно один-два вечера в неделю.

И, хотя виден день, когда эта требующая огромных жертв работа больше не будет его обременять, в данный момент он в ней нуждается. Он говорит, что знает цену своим обязательствам. Коуч уже многократно обращался к этому гремлину клиента.

Коуч чувствует, как что-то начинает клокотать у него в горле, его сердце начинает биться чаще, с губ срываются ядовитые слова. Надо положить конец этой чепухе!


Стоп. Коуч может не сомневаться в том, что его подопечный лжет, изворачивается, не желая что-то менять в своем собственном поведении. Почему он этого не видит? - хотел бы знать коуч.

Но все, что происходит в коуче в эту минуту, - и это клокотание, и разочарование, и возмущение - все это не касается клиента, оно относится только к самому коучу. Поскольку по какой-то причине - плохо спал ночью, обнаружил неожиданный счет в почтовом ящике, вспомнился бывший спутник жизни, разговаривавший точно так же, - коуч в данный момент утратил связь с настоящим и оторвался от своего клиента.
Возможно также, что это высовывается собственный грем-лин коуча. Коуч проработал с этим человеком уже три месяца, а он ни на шаг не приблизился к своей цели по сравнению с первой встречей. Он продолжает бормотать все те же самые отговорки.

Коуч использовал все уловки, ожидая хоть какого-то эффекта, но все без толку, как об стенку горох. И вот сегодня его собственный гремлин, который всегда говорил, что у него кишка тонка для такой работы, может оторваться по полной программе: Ты потерпел неудачу, ты ни на то не годишься, ты пытаешься прыгнуть выше головы, ты за три месяца не сумел ничего сделать для этого достойного человека, который рассчитывает на тебя; и теперь у тебя даже не хватает смелости признать свое поражение, позволив своему клиенту получить помощь у другого коуча или психотерапевта. Ты жалкий червь.

Между тем, пока коуч предается самобичеванию, его клиент успевает полностью запутаться и потерять направление.
Существуют определенные очевидные признаки. Когда коуч обнаруживает себя в ловушке самоанализа - занимает защитную позицию, осуждает, испытывает раздражение - включается сигнал тревоги. Коуч оказался на первом уровне.

Он крутится как белка в колесе, ни на шаг не продвигаясь вперед. На протяжении сессии коучинга работа коуча заключается в том, чтобы не дать себя зацепить. Он должен утстранить все это внутреннее возмущение со своего пути и вернуться на второй или третий уровень глубины восприятия.

Конечно, у коуча есть определенные внутренние проблемы, он учился распознавать их проявления, но сейчас не время разбираться с ними. Он должен идти навстречу потребностям клиента. Поэтому коучу нужно просто отметить свою внутреннюю реакцию и суждение, заморозить и поместить их на временное хранение, пока его внимание возвращается к подопечному.
По завершении сессии необходимо сделать шаг назад, используя все действенные методы, чтобы снять себя с крючка, сойти с мели. Это может быть глубокое дыхание, пронзительный крик, медитация или физические упражнения, все что угодно. Коучу может потребоваться несколько секунд, пара минут или больше времени.

Цель управления собой в тот момент, когда он обнаруживает себя на первом уровне, - вернуться на твердую почву, к тому состоянию ума, в котором человек, будучи уравновешенным, готов во всеоружии к любым испытаниям.
Есть еще возможность - позвонить другому коучу. Кто сможет помочь лучше другого коуча, который сумеет понять произошедшее, не стремясь ворваться в ситуацию и тем самым зафиксировать вас, а согласится подождать столько, сколько вам потребуется для осознания случившегося - или достаточной его части, чтобы суметь двигаться дальше. Прежде чем снова вздохнуть полной грудью, глубоко и ясно, нужно очистить воздух.

Сейчас не время разбираться, что же именно пошло не так. Время для анализа ситуации появится позже. Непосредственная задача самоконтроля в данный момент для коуча - изгнать дурной воздух.
Куда бы вам хотелось двигаться?
Давайте будем честны. Несмотря на все свои благие намерения всегда сохранять присутствие, временами коуч теряет связь со своим клиентом. Это может произойти вследствие разных причин, иногда значительных, иногда тривиальных: попался на глаза давно просроченный счет, кто-то постучал в дверь, залаяла собака... Клиент только что произнес нечто такое, что напомнило коучу очень невеселый разговор из его собственного прошлого. Наиболее действенным в эту минуту окажется признание: Извините, но я только что на минуту отвлекся.

Вы не могли бы повторить Ваши последние слова? Я их прослушал.
Признание своего отсутствия, отвлечения действительно создает доверие. Коуч может думать, что скрыл свою рассеянность от клиентов, но они, как правило, чувствуют, когда он не здесь, даже если не говорят об этом. Более того, признаваясь в том, что отвлекся, коуч подает им пример правдивости, которая формирует прочные отношения между ним и клиентами. Клиенты с уважением отнесутся к его честности, к тому, что он не пытается скрыть то, что произошло.

Такое признание лишь подчеркивает стремление коуча выполнять свои обязательства перед клиентом, а не делать какой-то вид.
Способы эмоционального проветривания
Еще один случай подготовиться и прояснить мысли представляется перед каждой сессией коучинга. Многие коучи совершают специальный ритуал перед началом каждого дня или перед новой встречей. Это специальное средство самоорганизации, помогающее настроиться на коучинг, подготовиться к встрече с клиентом физически, умственно, эмоционально и даже духовно.



Содержание раздела