Исследование жизни


В коучинге эффективные вопросы отключают автопилот и заставляют человека вести самолет самостоятельно. Диалог
Клиент: Я что-то не получаю большого удовольствия от своей работы.
Коуч: А чего вы хотите?
Клиент: Я хотел бы любить свою работу. А я этого не испытываю. Я думал, что это случится, может быть, когда-нибудь я ее и полюблю, но сейчас моя работа мне не нравится.
Коуч: А что бы происходило, если бы вы на самом деле любили то, что делаете?
Клиент: Я бы просыпался по утрам с радостным волнением. Душа бы пела. Весь день я бы носился вприпрыжку. Меня бы не выбивали из колеи мелкие неприятости.

Жизнь была бы, словно свежий бриз, а домой я бы возвращался, ощущая приятную усталость.
Коуч: Потрясающе! А что бы можно было предпринять, чтобы это случилось?
Клиент: Похоже на то, что мне бы надо найти другую работу.
Коуч: А от чего вы могли бы отказаться, чтобы найти себе работу по вкусу?
Клиент: Я бы мог пожертвовать некоторым покоем или просто перестать жаловаться на то, что не могу получить интересную работу.
Круч: А что случится, если вы перестанете жаловаться?
Использование Эффективных ВОПРОСОВ. Эффективные вопросы применяются в коучинге везде и всюду - с первой, ознакомительной, сессии до последней завершающей и подводящей итоги встречи коуча и его подопечного. Чтобы использовать эффективные вопросы на всю катушку, коуч должен уметь вмешиваться - это искусство мы обсудили раньше.

Нельзя ждать просвета - необходимо вклиниться со своим вопросом, часто неожиданно.
Допустим, клиент уже в который раз бредет по наезженной колее: как невыносима для него рабочая обстановка и насколько он бессилен что-либо изменить. Коуч, мгновенно распознав рутинность, дожидается, когда он на секунду прервется, чтобы вдохнуть, и спрашивает: А почему Вы это терпите?, Что это Вам дает? или: Есть ли другой путь?. Задавая эффективные вопросы, коуч в интересах своего подопечного должен быть очень любопытным и очень смелым.

Он должен допускать, что клиент обладает необходимыми силами и средствами, чтобы справиться с действительно серьезными вопросами, а не спасовать перед ними.
Эффективные ВОПРОСЫ ИЛИ глупые ВОПРОСЫ? Порой наиболее эффективные вопросы - это именно те, которые звучат наиболее глупо. Так происходит, когда защитная система клиента разработана специально для отражения сложных атак, в особенности интеллектуальных вопросов, вызывающих оправдания. Глупый вопрос падает, словно бомба, в самом центре защитных сооружений. Представьте себе следующую ситуацию: у клиента есть целый набор тщательно выстроенных оправданий того, почему ему приходится делать то, что делает.

У него находится масса причин, которые ограничивают его успех, затрудняют поиск общего языка с этим человеком и вот с тем человеком и... Внезапно коуч прерывает его объяснения вопросом: А чего вы хотите?. Бум!

Можно было бы долго проверять логические построения клиента, ходить вокруг да около, а простейший вопрос с ходу угодил в самую сердцевину.
Иногда коучи увлекаются формулированием слишком заумных эффективных вопросов. Это сполание на первый уровень: стремление показать великолепную огранку своих вопросов вместо умения задавать из любопытства простой вопрос, способный помочь клиенту увидеть новый путь. Желание коуча блеснуть интеллектом в своем вопросе начинает раздражать клиентов. Это самая распространенная ловушка для коучей-интеллектуалов.

И для коуча, и для его подопечного полезнее окажется более простой вопрос, который, однако, позволит добиться большего.
Приведем восемь глупых вопросов, которые часто оказываются полезными.

  • Чего Вы хотите?
  • Где же мы оказались?
  • Что дальше?
  • Куда бы Вам хотелось отсюда попасть?
  • Что Вы видите?
  • Чему Вы научились?
  • Что Вы станете делать и когда вы это сделаете?
  • Что Вы думаете?

Иногда вопрос кажется слишком глупым для того, чтобы его задавать. Не останавливайтесь, задайте его - и вы сами удивитесь. Даже если вы услышите ожидаемый ответ, помните, что вы задавали вопрос не с целью получения ответа на него, а ради того, чтобы его услышал и усвоил ваш клиент.

Причина, заставляющая нас задавать глупые вопросы, заключается в том, что в научении возник блок. Клиент должен услышать ответ - правду, своего гремлина, ложь, которую он сам себе продолжает навязывать. Это действует как подведение черты.



Вопросы подкрепляют обучение, прежде чем произойдет дальнейшее продвижение.
Исследование жизни
Исследование жизни - это особая разновидность вопросов, формулировка тем которой может совпадать с эффективными вопросами. Отличие состоит в том, что исследование жизни обычно используется в качестве домашнего задания, позволяющего клиенту тщательно исследовать многочисленные ответы и перспективы. Как все эффективные вопросы, исследование жизни - это туннель, состоящий, в свою очередь, из множества туннелей.
Вопросы для исследования жизни часто ставятся в конце занятия, чтобы процесс обучения не прерывался. Допустим, клиент пытается решать финансовые проблемы, причем преимущественно с помощью увеличения рабочей нагрузки и сокращения времени на общение с семьей. Его преследует постоянное желание когда-нибудь разбогатеть. Таким образом, задание на исследование жизни на неделю может быть сформулировано так: Ачто это такое - быть богатым?. Исследование может быть не связано с материалом текущей сессии или сиюминутными проблемами в жизни клиента.

Поскольку тема кажется отвлеченной, такой тип исследования может привести к неожиданным и глубоким результатам.
Например, в конце встречи коуч спрашивает своего клиента: А какое настроение у Вас бывает чаще всего?. На следующей неделе, после того как клиент опишет свое доминирующее настроение, коуч задает другой вопрос-исследование: Насколько это настроение вошло у Вас в привычку и как оно служит вам?.
Исследование жизни - это вопрос, провоцирующий размышления с целью самоанализа. Как и эффективные вопросы, он не имеет единственно правильного ответа. Это не та задача, которую необходимо решить. Особое положение исследованию жизни придает принцип рассмотрения темы с разных точек зрения, а также то, что оно рассчитано на длительный срок. Стремление клиента рассматривать все вопросы с позиции существования единственно правильного ответа естественно, но коуч должен напоминать своему подопечному о необходимости проводить исследование с любопытством.

Временами исследование приводит к более глубокому пониманию, новому видению задачи, к появлению других возможностей для действия. Приведем примерные темы для исследования.

  • Что значит жить богатой, насыщенной жизнью?
  • Какие внутренние и внешние условия присутствуют, когда я на высоте?
  • Чему я сопротивляюсь?
  • Что я не желаю изменить?
  • Как я мог бы делать это с легкостью?

Исследование - эффективный инструмент коучинга, поскольку оно встраивается в обычную жизнь клиента. В конце концов, сессия коучинга проходит раз в неделю, занимая полчаса или час, а обучение и действие происходят в течение всей оставшейся недели, поэтому исследование позволяет направить обучение таким образом, чтобы оно приводило к возникновению действия. Одни коучи используют перечень вопросов, чтобы подобрать каждому обучающемуся то, что соответствует его жизненной ситуации, а другие предлагают на неделе всем клиентам одну и ту же тему.
Сосредоточиться на исследовании клиенту помогают различные структурирующие средства. Можно прикрепить листочки с вопросом там, где они всю неделю будут на виду, - в ежедневнике, на приборной доске автомобиля, над компьютером, на зеркале в ванной, на карточке, которая всегда лежит в бумажнике. Главное - каждый раз смотреть на этот вопрос по-новому и обдумывать его целый день, но всегда - с новой точки зрения.

Можно работать с темой для исследования, ведя дневник, рисуя картины, беседуя с другом, прогуливаясь. Коуч может включить фактор подотчетности, попросив клиента сообщать результаты его исследования еще до начала следующей сессии - по почте, по факсу или по телефону.
Исследование жизни - это ценный инструмент, поскольку оно проникает вглубь, позволяя взглянуть на то, что происходит в действительности. Это не самое простое занятие для большинства клиентов. Часто для них достаточно трудны вопросы коуча, задаваемые во время сессии, а в одиночку им приходится еще тяжелей. Но, работая в одиночку, клиент находит путь к своим собственным силам. Не позволяйте им сорваться с крючка.

На следующей сессии необходимо обсудить проведенное исследование и узнать, чему клиент научился. Если клиент не стал делать домашнее задание" следует провести коучинг и по этому поводу. Уделите внимание и время исследованию жизни во время сессии, чтобы клиент понял его важность.

Когда клиент тратит время на исследование жизни, он получает возможность для обретения нового ценного опыта и признания.
Диалог
В конце сессии коучинга на прошлой неделе коуч поставил своему клиенту тему для исследования жизни - вопрос, который может иметь много разных ответов на разных уровнях проникновения. В данном случае он звучал так: В каких ситуациях вы отказываетесь от своей силы?.
Клиент: Ну, сначала я ничего не видел.



Содержание раздела