Применение при психических расстройствах


Необходимо еще раз подчеркнуть: аутотренинг не преувеличивает своих возможностей. При тяжелых психических расстройствах и психозах, при многих воспалительных заболеваниях он помочь не может. Мы говорим не об успехах полного излечения, а только об устранении симптомов. Аутотренинг - это всего лишь средство оказания помощи, имеющее свои границы.

Его исключительно широкая сфера применения используется чаще всего не полностью. По словам Шульца, от аутогенной тренировки можно ожидать пользы в случае всех состояний, имеющих функциональный и реверсивный характер. Везде, где имеются вегетативные расстройства, где необходимо изменить жизненные привычки, сгладить аффекты, аутотренинг зарекомендовал себя как полезное средство. Тот, кто хочет стать более „толстокожим" и невосприимчивым к внешним раздражителям, может это без труда сделать с помощью аутогенной тренировки.
Поскольку аутотренинг можно и нужно применять наряду с другими терапевтическими средствами, сфера его использования поистине неисчерпаема. Так, например, он с успехом практикуется в целом ряде туберкулезных санаториев. Он нашел применение даже в хирургии, причем не только для устранения страхов перед операцией или наркозом, но и в совершенно банальных случаях. При переломах костей можно активно содействовать заживлению, используя формулу:
„По месту перелома разливается тепло.
В результате к месту травмы направляется больше крови, а значит и кислорода и веществ для регенерации.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ
Под “психическими расстройствами” чаще всего имеют в виду широко трактуемое понятие „невроза". В международном плане Всемирная организация здравоохранения выступает за новую классификацию психических расстройств. В Германии в качестве сторонника такой “типологизации” выступает Ланген, который указывает, что „при всех душевных расстройствах необходимо диагностировать количественные отклонения от нормы, а не качественные отличия.

Таким образом, при душевных расстройствах речь идет не о „да или нет”, а о „больше или меньше”.
Те, кто хочет самостоятельно бороться со своими психическими расстройствами, должен не только заниматьс аутогенной тренировкой. Он должен изменить свою жизнь, измениться сам и постоянно задавать себе вопрос, нельзя ли сделать для своего выздоровления еще что-то, помимо изученных упражнений аутотренинга. Правда, и аутотренинг сам по себе может привести в таких случаях к успеху, но поскольку человеку необходимо изменить все свои мысли и поступки, то тренировки должны проводиться чаще, чем два раза в день по пять минут.
Чтобы пояснить это, необходимо сначала описать, как подразделяются психические расстройства.
I. Аномальные психические реакции
(неврозы внешнего происхождения - психогенные реакции).

  1. Необдуманные реакции.
  2. Взрывные реакции.
  3. Душевно обусловленные вредные привычки.
    II. Аномальное психическое развитие.
  4. Простое аномальное психическое развитие (периферические неврозы).
  5. Невротическое развитие в узком смысле слова (аномальное психическое развитие с выделением самостоятельных комплексов).

III. Нарушения личности.

  1. Постоянные психопатические состояния.
  2. Аномальное развитие личности.

IV. Зависимость от наркотиков.
V. Расстройства в половой сфере.
VI. Расстройства вегетативного регулирования, или психосоматические заболевания в узком смысле.
Приведем пример. Один пациент был склонен к взрывным реакциям. Хотя мы все порой „взрываемся", однако у этого пациента взрывные реакции были не только более резкими, но и более продолжительными. Он обратился к врачу по поводу приступов стенокардии, и тот направил его на курс аутогенной тренировки. К концу учебы пациент освоил основные упражнения, но жалобы на здоровье продолжались.

Как сообщила его жена, хотя он и сосредоточивался на сердце и достижении покоя в целом, но семейные скандалы бушевали по-прежнему, так как он не думал о том, что взрывные реакции могут находиться в тесной взаимосвязи с нарушениями работы сердца. Необходимо было избавить его заодно от желчности и агрессивности. Следующая формула позволила ему поправить здоровье и способствовала восстановлению мира в семье:


„Повсюду и всегда спокойствие.
Уважение к людям приносит пользу здоровью".
Те, кто страдает от психических расстройств, очень часто забывают об окружающих людях. 69-летней вдове, посещавшей наши курсы, с трудом удавалось помнить об окружающих. Она выбрала для себя формулу:
„Окружающие - тоже люди.
Если я доставлю им радость, они доставят радость мне".
Благодаря этому, она избавилась не только от отсутствия умения приспосабливаться к окружающим в доме престарелых, но и в придачу от сердечно-сосудистых расстройств. Кроме того, она приобрела еще кое-что: чувство собственной значимости. „Я стала другим человеком и наконец-то смогла выйти из самой себя", - сияя, рассказывала она.
Люди с нарушениями личности страдают сами от себя, а заодно от них страдают все окружающие. Аутотренинг в этом случае применяется, как обычно: формулы цели мобилизуют именно те свойства личности, которые пациент недостаточно использует.
СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
Если поведение человека направлено на то, чтобы оскорбить кого-то или повредить что-то, то в этом случае говорят об агрессивности. В состоянии возбуждения многие люди склонны к таким поступкам. Эти действия, по-видимому, провоцируются внешними факторами, например, стрессовыми ситуациями.
На вопрос о том, как обуздать агрессивность, ответить не просто, хотя об этом говорят сегодня повсюду. Людей необходимо воспитывать и учить реагировать на действительные или мнимые угрозы не деструктивно, а конструктивно. Последователи теории агрессии Фрейда-Лоренца предлагают „выпустить пар”. Это можно сделать за счет Двигательной активности.

Даже зритель на спортивных соревнованиях или на корриде может таким путем снизить уровень своих латентных агрессивных тенденций.
Агрессивная разрядка часто направлена против собственного организма, о чем свидетельствуют случаи членовредительства, отравлений, а также налагаемых на себя ограничений или унижений. В качестве формул цели здесь опять-таки пригодятся формулы успокоения, которые надо непрерывно повторять про себя в опасных ситуациях:
„Всегда и повсюду спокойствие".
„Я всегда спокоен и свободен".
Кроме того, для конкретных форм разрядки подбираются формулы цели. Если, например, мы имеем дело с определенными ритуалами и навязчивыми действиями как скрытой формой агрессивности, то помощь могут оказать формулы безразличия: „... Мне совершенно безразлично”.
„Я совершенно спокоен, расслаблен и весел,
Принуждение мне совершенно безразлично".
Это же касается неумеренной еды, курения или питья, вызванных фрустрацией.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИГА НАРКОТИКОВ
При всей значимости этой темы мы затронем ее лишь вскользь. Наркотиками называются вещества, которые воздействуют на тело или на душу. Это в первую очередь одурманивающие средства, к которым могут относиться и медикаменты, и никотин, и алкоголь.

Даже безобидные наркотические вещества в большом количестве могут оказывать отравляющее воздействие. Здесь уже неоднократно говорилось о том, что многие слушатели, успешно прошедшие курс обучения, отказывались от таблеток или потребляли их в значительно меньшем количестве. Если речь при этом идет о снотворных или обезболивающих препаратах, случае с другими медикаментами необходимо проконсультироваться с врачом.
Так, например, один слушатель, страдавший приступами эпилепсии, после нескольких часов занятий спросил, можно ли ему уменьшить количество принимаемых лекарств. Разумеется, решение об этом может принять только лечащий врач.
Потребление наркотиков, в конечном счете, надо всегда рассматривать как симптом, как признак расстройства, в возникновении которого сыграли роль многочисленные факторы. Важнейшим из них является, по-видимому, недостаток общения между родителями и детьми. В ходе одного исследования 50 процентов молодых наркоманов рассказали, что у них никогда не было ничего общего с родителями. Недостаток общения многими родителями компенсируется в форме потакания запросам детей. Но избалованность всегда имеет свою оборотную сторону.

Тот, кто балует детей, демонстрирует тем самым собственную незрелость.
Многие родители посещают занятия как низшей, так и высшей ступени аутотренинга вместе с детьми. Они объясняют это тем, что совместное посещение курсов улучшает атмосферу в семье. В таком случае у родителей и детей есть общее занятий, общая тема разговоров.



Содержание раздела