Обучающий курс аутогенной тренировки


Положительное влияние аутогенной тренировки на процессы восстановления психической и физической работоспособности, возможность с ее помощью регулировать эмоциональное состояние и повышать эффективность использования психофизиологических резервов организма, корригирующее влияние метода на индивидуально-психологические особенности личности дало основание многим авторам рекомендовать его к применению в целях психогигиены и психопрофилактики у здоровых людей.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ
Особенно широкое использование регуляции функционального состояния организма с помощью аутогенной тренировки нашла в спорте [Алексеев А. В., 1978; Филатов А. Т., 1979, и др.]. Изданная в 1982 г. под редакцией А. Т. Филатова книга "Эмоционально-волевая подготовка спортсменов" показывает, что аутогенная тренировка в настоящее время активно используется в психофизиологической подготовке легкоатлетов (И. И. Мстибовская), борцов и боксеров(А. А. Колешао), футболистов (Ю. Л. Ханин), баскетболистов и волейболистов (Б.

М. Шерцис), гимнастов (А. В. Криничанский, А. Г. Родионов), тяжелоатлетов (Е. П. Смаглий, Е. П. Щербаков), пловцов (В. М. Па-ламарчук), спортсменов, занимающихся подводным спортом (Л.

П. Яцков), фехтованием (В. В. Кузьмин), спортивным ориентированием (С. А. Зубков, С. А. Леваковская), велосипедным, парашютным, стрелковым и мотоциклетным спортом (М.

Ю. Руден-ко, А. Т. Филатов, Л. А. Кривонос, Г. Н. Соборнов). Наиболее широкое распространение в спортивной практике получили "психорегулирующая тренировка" (А. В. Алексеев, Л. Д. Гиссен; А. В. Алексеев, В. Е. Рожнов), в более поздних работах именуемая как "психомышечная тренировка" [Алексеев А. В., 1978], и "эмоционально-волевая подготовка" спортсменов [Филатов А. Т., 1979; Филатов А. Т. и др., 1982]. Обе модификации достаточно полно изложены этими и другими авторами.

Несмотря на некоторые порой существенные отличия "психомышечная тренировка" и "эмоционально-волевая подготовка" спортсменов имеют много общего. В обоих случаях обучение проводится в форме гетеротренинга под руководством владеющего методом врача, психолога или тренера. В основе обучающего курса лежат упражнения в тренированной мышечной релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре головного мозга. В последующем усваиваются упражнения, направленные на общее успокоение; целенаправленно развивается способность к сенсорной репродукции; используются приемы, направленные на повышение способности к самовнушению и активной реализации формул-самоприказов. Основные варианты применения аутогенной тренировки в спорте можно объединить в 3 комплекса упражнений: "мобилизующий", предназначенный для преодоления предстартовой апатии и перетренированности; "успокаивающий", применяющийся при повышенном предстартовом возбуждении, а также после соревнований; "усыпляющий", который используется в случаях напряженности и при нарушениях сна перед соревнованиями.

Значительное внимание в названных модификациях уделяется обучению саморегуляции функций внутренних органов, главным образом функции дыхания, сердечной деятельности, а также идеомоторным тренировкам нервно-мышечного аппарата.
Психомышечная тренировка (ПМТ). По мнению А. В. Алексеева (1978), в основе психомышечной тренировки лежат четыре компонента: "умение расслаблять мышцы", "способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения", "умение удерживать внимание на избранном объекте", "умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами". Обучение данной модификации аутогенной тренировки проводится в виде гетеротренинга. Автор отмечает, что в силу систематических спортивных тренировок, связанных с попеременным напряжением и расслаблением мышц, спортсмены обычно легко осваивают релаксирующие упражнения.

Последовательное расслабление различных групп мышц начинается с рук. Используемая методика во многом сходна с приемами, разработанными Джейкобсоном. На вдохе мышцы медленно напрягаются ("в половину максимальной силы"), одновременно суггестируется: "мои руки", затем следует задержка дыхания и удерживание мышечного напряжения в течение 2 3 с, после чего оно быстро сбрасывается и на фоне спокойного выдоха произносится: "рас-сла-бля-ют-ся...". Снова производится легкий вдох, при котором мысленно проговаривается союз "и...", а на замедленном спокойном выдохе суггестируется "те-пле-ют...".



Это самовнушение сопровождается представлением о растекающемся по рукам тепле. Таким образом, начиная с первого занятия, автор объединяет тренировки в мышечной релаксации с упражнениями, направленными на вызывание ощущений тепла. В последнем случае А. В. Алексеев рекомендует использовать образные представления струящейся по рукам теплой воды. В "окончательном" варианте после нескольких тренировок (автор не определяет их количество) нужное состояние достигается при помощи следующей формулы самовнушения: "Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные".

Напряжение мышц и дыхательные упражнения в "окончательном" варианте данной модификации не используются.
После освоения упражнений для рук обучаемые переходят к мышцам ног, шеи, лица и туловища. Выполнение упражнений строится по аналогичному принципу. Когда процесс "расслабления, согреванияи обездвиживания" всех мышц освоен, обучаемые тренируются в достижении генерализованной релаксации (формула самовнушения - "Я расслабляюсь и успокаиваюсь"). Местоимение "Я" сопровождается вдохом, затем, как и на предыдущем этапе, напрягаются сразу все мышцы, и на 2 3 с задерживается дыхание, после чего с выдохом произносится "рас-сла-бля-юсь..."; на следующем коротком вдохе "и...", на выдохе "ус-по-ка-и-ва-юсь". По мнению автора, простота и стандартность основного принципа упражнений способствует тому, что психомышечный вариант аутогенной тренировки хорошо усваивается спортсменами.

Основная цель обучающего курса состоит в развитии способности "входить в состояние контролируемой дремоты" и тренировке умения "сосредоточивать ненапряженное внимание на решаемой задаче" [Алексеев А. В., 1978, 1982]31. Занятие завершается формулами: "Состояние глубокого покоя", "Весь мой организм отдыхает", "Я отдохнул и успокоился", "Самочувствие хорошее".
После освоения основных упражнений ПМТ спортсмены обучаются приемам самовоздействия, направленным на преодоление страха, борьбу с болью и вредными привычками, методам активизации, тонизации и мобилизации психофизиологического состояния, а также облегчающим засыпание. Отмечая, что при хорошей тренированности можно погружаться в самовнушенный сон на любое время и пробуждаться в строго установленное время, автор приводит интересные данные, полученные педагогом-психологом В. Б. Горским, юные спортсмены которого научились "засыпать на 5 8 с во время проплывания дистанции в бассейне, не теряя при этом ни скорости, ни направления"32. С учетом целевого предназначения ПМТ существенное внимание уделяется обучению приемам саморегуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
При "настройке" на предстоящие соревнования активно используются образные представления, которые автор делит на 3 группы: представления "боевого состояния", "идеальное выполнение движений" и "предоставление ситуаций, в которых выступление было наиболее удачным". Рекомендуется облекать образные представления в "точную словесную оболочку", так как это усиливает их воздействие. В то же время используемые в ПМТ формулы самовнушения достаточно пространны.

В качестве примера приведем фор--мулы мобилизующего самовнушения.
Такое широкое использование аутосуггестии вряд ли можно считать обоснованным, особенно применительно к задачам "мобилизующих упражнений", направленных, как правило, на обеспечение адекватного и срочного реагирования в экстремальных условиях спортивного состязания.
Автор рекомендует применение аутогенной тренировки не только спортсменам, но и тренерам, аргументируя это высказыванием спортивного журналиста М. Блатина: "...Если во время борьбы за мяч получают ссадины и синяки спортсмены, то у тренеров шрамы больнее они остаются на сердце". Бесспорно, эти рекомендации вполне обоснованны.
Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов. Система эмоционально-волевой подготовки состоит из 10 этапов [Филатов А. Т. и др., 1982], которые, однако, в конечном счете можно свести к 5 основным подзадачам: 1) изучение личностных качеств спортсмена; 2) обучение успокаивающему варианту аутогенной тренировки; 3) обучение мобилизующему варианту; 4) применение ЭВП до, во время и после тренировок и соревнований (здесь автором выделяются отдельные "этапы"); 5) работа над совершенствованием личных качеств с помощью ЭВП. Обучающий курс проводится под руководством психотерапевта или психолога (24 занятия гетеротренингом в неделю). Индивидуальные занятия проводятся ежедневно, как минимум 3 раза: сразу после пробуждения, не вставая с постели, во время перерыва на работе и перед сном. Вначале усваивается "успокаивающаячасть" ЭВП.

После вызывания "маски релаксации" спортсмен последовательно расслабляет мышцы шеи, груди, живота, спины, рук, ног, внушая себе: "Мышцы шеи полностью расслаблены.



Содержание раздела