Иисус решил пройти через катарсис.


Поэтому евреи воспринимают Холокост массовое уничтожение этого народа нацистами в 19331945 годах как жертву искупления за грехи. В тот период погибло 6 миллионов человек, что, по некоторым данным, составляло около 60 % всех евреев. Вся история Израиля, описанная в Ветхом завете, основана на том, как Бог через наказания пытался вразумить тех, кто не исполнял его заветов. Но около двух тысяч лет назад появилась новая религия христианство. Многие воспринимают христианство как поклонение мученику, распятому на кресте, и образам на иконах. Это, скорее, возврат к язычеству и шаг назад по сравнению с понятием Бога Единого у иудеев.

Другие же основным принципом христианства считают наказание за грехи. Они находятся на одном уровне с иудаизмом, о котором Христос говорил: "Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете". (Иоанн 5:45.)
Но если принять во внимание истинный смысл послания Христа, который продемонстрировал возможность существования Бога в теле человека, то это, несомненно, шаг вперед. До Христа Бог воспринимался как отдельная от человека сущность; Христос показал, что Бог и человек едины. "Ибо как Отец имеет жизнь в самом себе, так и Сыну дал иметь жизнь в самом себе; и дал ему власть производить и суд, потому что он есть Сын Человеческий". (Иоанн 5:27-28.) Он одновременно сын Бога и сын человеческий. "Господи, когда я не знаю, кто я, я служу тебе, когда я знаю, кто я, я являюсь тобой". (Рамаяна.) В каждом из нас бесконечные силы.
Неверно было бы воспринимать Христа как невинного агнца, смиренно принявшего распятие. "Я глубоко презираю глупого сентиментального Иисуса", говорил Ницше. На самом деле, Христос был могущественной личностью. Его поступок был сознательным выбором, шагом в его дальнейшем личностном совершенствовании. Он знал свою судьбу и много раз мог ее избежать. Еще с момента искушения в пустыне он мог стать могущественным и богатым, разделив, как говорят маги, ношу социальной обусловленности своих собратьев.

Но Иисус решил пройти через катарсис. Он выбрал. "Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели мне не пить чаши, которую дал Мне Отец". (Иоан 18:10-11.) В его катарсис входила не только физическая боль, но и нравственная, так как, будучи невиновным, он должен был простить тех, кто привел его к смерти. Многим ли дано простить тех, ради кого они пожертвовали жизнью, а те в ответ вели себя так: "И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: пусть спасет Себя Самого, если он Христос, избранный Божий". (Лука 23:35.) Этот отрывок примечателен еще и тем, что показывает, каким образом божественность может проявляться в обычной плоти. Богочеловек не испепелял врагов своей волей и не сходил с креста после того, как его прибили гвоздями.

Принимать и любить врагов это не доброта, это совершенствование через катарсис. Если бы он стал на сторону одной своей части, отвергнув или уничтожив другую свою часть врагов и боль, он отказался бы от полного познания энергий и дальнейшего духовного совершенствования. Ведь враги и боль лишь различные аспекты его как Бога.
С философской точки зрения учение Христа не несло ничего нового. Понимание божественной сущности человека существовало до него и в Древнем Египте, и в философии Древней Греции, например у последователей Платона, и на Востоке. Христос стал Спасителем благодаря Поступку, через который не только отдельные мудрецы, но и любой необразованный человек получил возможность осознать свою божественную природу, задуматься о сложности взаимоотношений между духом и материей и принять ответственность за свое могущество.

И если это поможет человечеству в его духовном росте, то поможет избежать и очередного уничтожения как вида неудачного направления в духовном развитии вселенской сущности по имени Земля.
Христос не сентиментальный и не милосердный. Он знал вселенские законы. Он знал, что, передавая знания еще несовершенному коллективному сознанию человечества, он подводит людей к испытаниям, которые проходил сам.

Поэтому мучения первых христиан, Варфоломеевская ночь, крестовые походы и инквизиция все это есть коллективный катарсис. Нет преступления, которого бы не совершила церковь как Система. Но не могло быть другой системы, которая сохранила бы для массового сознания большей части населения смысл миссии Христа. Он не мог не понимать этого. "Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут: "Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!" Тогда начнут говорить горам: "Падите на нас!" и холмам: "Покройте нас!" (Лук. 23:29-30.) "Предаст же брат брата на смерть и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

И будете ненавидимы всеми за имя мое; претерпевший же до конца спасется". ( Мф. 10:21-22.) Избежать этого он не мог. "Ибо я всегда делаю то, что Ему угодно". (Иоанн 8:29.) Христос не сентиментальный. Он требовал жестких и бескомпромиссных решений, как от себя, так и от других. "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и жизни своей, тот не может быть моим учеником" (Лук.

14:26.) "Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может стать Моим учеником". (Лук. 14:33.)
Учение Христа нельзя назвать учением о добре; оно очень парадоксально и противоречиво, как все законы материального мира. Поэтому его словами можно оправдать и милосердие, и любое преступление. В истории это происходило не раз. Даже Гитлер очень эффективно использовал в своих выступлениях цитаты из Библии.

Сложность данных обоюдоострое оружие. С помощью них можно приближаться к истине, а можно, искусно манипулируя, уводить от нее. Истинный смысл этого учения можно постичь только с позиций квантовых законов, в соответствии с которыми одновременность существования противоположных начал есть главный атрибут реальности. Именно благодаря противоречивости Истины любое проявление жизни можно объявить и греховным, и божественным, ведь в линейном пределе все переходит в свою противоположность.

Поэтому с духовным поиском связаны и самые прекрасные, и самые отвратительные страницы истории.
Современный образованный человек вправе задать вопрос: "А была ли такая личность, как Иисус Христос, на самом деле? Может быть, это просто христианская мифология?" Историки спорят по этому вопросу. Можно предположить, что подобный человек существовал и действительно имел такую судьбу. Можно поверить так же, что он исцелял. Труднее понять, как его могла родить девственница без зачатия, или как он превратил камни в хлеб, чтобы накормить пять тысяч человек.

А тем более, как он мог воскреснуть после смерти? Как метафорическое описание некоторых законов человеческого сознания мы можем это принять, но как реальное событие вряд ли. Церковники же настаивают на буквальном понимании этих историй. В этой парадоксальности и неопределенности (два важнейших качества квантового мышления) как раз и заключается успех христинства.

Поэтому, если человек желает как-то определиться по сложным вопросам религии, ему придется делать это с позиций собственной картины мира, исходя из собственного понимания реальности. Из несовместимых принципов каждый выбирает то, во что верит. "По вере вашей…"
Пришло время напомнить читателю историю о Великом Инквизиторе, в которой Федор Михайлович Достоевский гениально затрагивает все вопросы, которые мы обсуждали в этой главе. Нам сильно повезло, что мы можем читать это произведение на родном языке. "Легенда о Великом Инквизиторе одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно". (Зигмунд Фрейд. "Достоевский и отцеубийство".) Предварить отрывок из Достоевского необходимо выдержкой из Библии. "Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Он же сказал ему в ответ: написано: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих". Потом берет Его диавол и поставляет его на крыле храма, и говорит ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоей". Иисус сказал ему: написано так же: "не искушай Господа Бога твоего". Опять берет его диавол на весьма высокую гору, и показывает ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.

И тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". И тогда оставляет его диавол, и се Ангелы приступили и служили Ему". (Матф. 3:1-11.)
"Действие у меня в Испании, в Севилье, в самое страшное время инквизиции, когда во славу божию в стране ежедневно горели костры… …По безмерному милосердию своему, он проходит еще раз между людей в том самом образе человеческом, в котором ходил три года между людьми пятнадцать веков назад… …Он молча проходит среди них с тихою улыбкою бесконечного сострадания.



Содержание  Назад  Вперед