Бред воздействия


Больной же не только не в состоянии пересмотреть свои взгляды на то или иное явление, но и не принимает критики со стороны". Психиатры признают, что трудно отграничить бред от заблуждений здорового человека, которые могут быть достаточно устойчивыми. Нередко они становятся убеждениями.

И часто новые факты не корректируют такие убеждения, а интерпретируются в соответствии с ними, вплоть до отрицательных галлюцинаций. "Если мир существует, то вера выбирает из него только то, что ей надо". "Говорить правду это значит говорить не истину, а только то, во что веришь". С позиций квантовой психологии отграничить патологические явления психики от нормальных невозможно, то есть невозможно определить, где убеждения из "нормальных" переходят в бредовые. Твердость и уступчивость в убеждениях, мышление и чувствование, запоминание и забывание, сотни других взаимно противоположных психических функций необходимы для нормального восприятия. Но по своей силе у разных людей они могут очень различаться, в своих крайних проявлениях становясь патологическими.

В линейном проявлении все превращается в свою противоположность, и на каком уровне норма переходит в сумасшествие определить так же невозможно, как невозможно определить, где "не куча" переходит в "кучу" в парадоксе Зенона. Граница зависит только от убеждений того, кто ее устанавливает, и здесь никто не сможет гарантировать, что его убеждения не являются бредовыми. Эта никогда в точности не определимая граница вечная проблема пограничной психиатрии. "При бреде преследования больной убежден в существовании людей или даже организаций, имеющих своей целью его физическое уничтожение, травлю, ущемление в правах и выслеживающих его тайно или явно. Бред воздействия бывает частью бреда преследования или его разновидностью: все те же преследователи воздействуют на больного морально или физически, используя для этого самые изощренные способы и современные технические средства. Больные говорят о гипнотическом, телепатическом влиянии, о воздействии электрическим током, лучами, магнетизмом и т.д.
Бред отношения заставляет больного принимать на свой счет события, никак к нему не относящиеся: свет в доме погас и стало темно для того, чтобы показать, что он темный и необразованный человек; застегнутый на три пуговицы халат врача указывает на то, что ему предстоит три раза госпитализироваться в психиатрическую больницу; резкий поворот случайной машины означает, что в жизни ожидаются перемены. Происходящее вокруг имеет для него двойной смысл, всему придается особое значение". Бред значения (вера в знаки реальности) весьма сложное и неоднозначное явление. Ту же астрологию, в которую верит чуть ли не половина населения (любая женщина при знакомстве всегда поинтересуется, под каким знаком зодиака вы родились), можно рассматривать как бред значения.

Только здесь люди соотносят удачу в делах, вероятность замужества и свое здоровье с движением космических тел. "Сутяжный бред. Убежденные в невнимательном, не-справедливом или недоброжелательном к себе отношении больные конфликтуют, целиком посвящают себя разоблачениям, тратят много сил, времени, а порой и все свои материальные средства, жалуясь в различные инстанции. Тематика такого бреда черпается из реальной ситуации: склоки с соседями, столкновения с членами семьи, сослуживцами.

При бреде ревности все поведение, внешний вид, высказывания супруга, окружающая его обстановка и события расцениваются как улики, содержащие признаки супружеской неверности".
Бред ревности это всего лишь доведенная до крайности норма. Теория приписывания Франца Хайдера гласит, что каждый человек приписывает значение событиям и поступкам, опираясь на собственные, уже существующие у него убеждения.
Притча. У крестьянина пропал топор. Он вспомнил, что недавно к нему приходил сын соседа и решил, что тот и украл топор. Стал присматриваться и увидел: тот ходит, как укравший топор, улыбается, как укравший топор, ведет себя, как укравший топор. Но через неделю топор нашелся в саду.

Присмотрелся крестьянин снова к сыну соседа и ничего подозрительного в его поведении не обнаружил. "Моя девушка ласково называет меня рогалик. Я пони-маю, что рогалик это мягкая и вкусная изогнутая булочка. Но мне все время кажется, что она имеет в виду рога, которые мне наставила". (Из письма в газету.) "Ипохондрический бред это убежденность в наличии тяжелого, неизлечимого недуга.


При бреде самообвинения и самоуничижения больные наговаривают на себя, каются, рассматривают прошлые поступки своей жизни как греховные. Человек считает себя заслуживающим наказания и даже уничтожения. Дисморфомания это разновидность ипохондрического бреда. Больной убежден в наличии у него физического не-90 достатка (уродства) или в распространении им неприятных запахов (кишечных газов, мочи, пота и др.).

Тема уродства обычно касается видимых частей тела: формы и величины носа, ушей, зубов, рук, ног.
Если ипохондрический бред способствует подавленности, то бред величия, бред богатства и бред знатного происхождения сопровождается повышенным настроением. Больной правитель всей Вселенной, изобретатель эликсира жизни или вечного двигателя, автор произведений, написанных под псевдонимом Пушкина и Толстого, владелец сказочного богатства" В психиатрических лечебницах встречаются не только нищие, считающие себя богачами, но и настоящие миллионеры, уверенные, что у них нет ни гроша.
" Двигательные и волевые расстройства проявляются в усилении у больного влечений и желаний, их расторможении, патологическом усилении аппетита, жажды, полового инстинкта (гипербулия): мужчины становятся активными, агрессивными и циничными, женщины кокетливыми. Больным все интересно, они берутся за любое дело, легко заводят знакомства. Гипобулия ослабление влечений, вплоть до их исчезновения. Даже инстинкт самосохранения может оказаться настолько заторможенным, что смертельный исход такого состояния становится весьма вероятным. Амбивалентность это сосуществование противоположных чувств, желаний и влечений.

При этом заболевании нарушается способность выбора, больной не в состоянии прийти к тому или иному решению".
В принципе, амбивалентность как борьба противоположных начал это фундаментальное понятие психики, а не только болезненный синдром. Борьба чувств и мотивов присуща и нормальному человеку.
Курильщик яркий пример амбивалентности. Не может бросить и одновременно ощущает чувство вины и страха из-за вреда здоровью.
Это и есть борьба чувств и мотивов, которая считается нормой. "Нормальная" амбивалентность имеет много проявлений, одним из которых является внутренняя борьба 91 между моральными нормами и удовлетворением личных потребностей, между проявлением агрессивности и страхом перед наказанием.
Пример "нормальной" амбивалентности в повседневной жизни. "Смирение свое Прасковья Федоровна ставили себе в заслугу. Решив, что муж ее имеет ужасный характер и сделал несчастие ее жизни, она стала жалеть себя. И чем больше она жалела себя, тем больше ненавидела мужа.

Она стала желать, чтобы он умер, но не могла этого желать, потому что тогда не было бы жалованья. И это еще больше раздражало ее. Она считала себя страшно несчастной именно тем, что даже смерть его не могла спасти ее, и она раздражалась, скрывала это, и это скрытое раздражение ее усиливало его раздражение". (Лев Толстой.)
У душевнобольных амбивалентность проявляется так. Человек пошел помыть руки, но оказался не в состоянии войти в ванную комнату. А причиной этому стал неразрешимый выбор: он не смог решить, какой рукой открыть дверь правой или левой. Такой же неразрешимый выбор встает перед ним и в отношении других поступков, что нередко приводит к полной беспомощности. Здесь сразу приходит на ум образ "Буриданова осла", который, будучи помещен между двух одинаковых связок сена на одинаковых расстояниях, умирает от голода, ибо, как оказалось, не способен выбрать из двух равных возможностей.

Выбирая каждое свое решение, больной может привести много логических суждений, пытаясь обосновать тот или иной выбор, но каждый раз он будет приходить к невозможности учесть бесконечное количество имеющихся факторов за и против. Мы часто стоим перед таким же сложным выбором в отношении жизненно важных решений; чем больше мы беспокоимся о результате, тем страшнее сделать выбор и тем больше факторов мы пытаемся учесть. Но для больного любой, даже самый мелкий выбор является жизненно важным. Здесь, так же, как и в остальных проявлениях, болезнь становится гротескной проекцией нормы. "Если бы мы постоянно задумывались о том, как открыть двери, как завязать ботинок или заказать еду, то это стало бы чрезвычайно обременительно и совершенно неэффективно для нас (дело бы кончилось тем, что вы умерли бы с голоду посреди закрытой комнаты, лежа в расшнурованных ботинках)". (Гордон.) Наше поведение создано из ранее наработанных шаблонов, и это освобождает наше сознание для более важных решений. Шаблоны это программы.

С одной стороны, они необходимы, с другой ограничивают нас в старом тоннеле реальности.
"Извращение влечений (парабулия) обычно проявляется стремлением поедать несъедобные предметы, например, кал (копрофагия), наносить себе повреждения, истязать себя, получать половое удовлетворение в перверсиях (гомосексуализм, садизм, мазохизм и др.).



Содержание раздела