Может быть все-таки закралась ошибка?


Историю надо срезать от корня..." Недаром первым законом Великого Кольца, считал Ефремов, должен быть закон о свободе информации, по которому преступным считается любая власть, препятствующая познанию и распространяющая намеренную дезинформацию. Погоня за материальным благополучием в ущерб развитию духовной культуры также ведет к безысходности инферно. Наиболее опасной ловушкой инферно он считал установление мирового владычества олигархии.
Всесторонне исследовав модель общества, находящегося в инферно, он сформулировал закон Стрелы Аримана. Суть его в том, что в этих условиях любое действие власти, даже с благими намерениями, оборачивается неисчислимыми бедами для людей. При этом в первую очередь Стрела Аримана без промаха разит лучшие человеческие проявления!
Были намечены три последовательные ступени выхода из инферно: обеспечение духовно богатой жизни человека через лучшие достижения мировой культуры и необходимость труда познания и творчества; совершенствование самого человека; преображение жизни общества. Сформулировать такую теорию под силу лишь человеку выдающегося интеллекта!
Иван Антонович, как никто другой, осознавал инфернальность жизни и предложил глубокий по смыслу рецепт: "Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"
Именно в этом и был смысл его жизни, главный вектор литературного творчества. При знакомстве с творчеством И.А.Ефремова нетрудно увидеть, что его произведения перекрывают все три ступени выхода из инферно!
Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Час Быка", 1968 год. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты.
Подтверждение. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях по патенту США N3451182, по а.с.

N536308 предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п.
С теорией инферно связана одна удивительная загадка. Автором теории в романе называется ученый и философ Эрф Ром, живший в пятом периоде Эры Разобщенного Мира, т.е. в наше время. Эрф Ром - странное имя, словно попавшее к нам из далекого будущего! Откуда же оно?!

Известно, что Ефремов был всегда точен в цитировании имен современников. Может быть все-таки закралась ошибка?
Тайну имени нетрудно раскрыть, если сопоставить с ним имя автора романа: Ефремов - Еф-рем-ов - Еф Рем - Эрф Ром...
После публикации этого замечательного романа в 1968 году, первыми провидческую силу Ивана Антоновича по достоинству оценили власть имущие и их холопы. Ему пришлось до дна выпить горькую чашу отлично организованной травли, в которой принимали участие от КГБ до собратьев по перу, продолжавшейся даже после его смерти, вплоть до наших дней!
С романом "Час Быка" связан еще один удивительный прогноз И.А.Ефремова. В 1971 году он предсказал, что роман станет обычным лет через пятнадцать. Так оно и случилось: лишь в 1987 году сняли запрет на упоминание и переиздание романа!

"Печаль моя светла..."


После окончания "Часа Быка" И.А.Ефремов приступил к работе над давно задуманным историческим романом о Древней Элладе. Направленность романа предопределили предыдущие произведения - "Лезвие бритвы" и "Час Быка", в которых он неоднократно подчеркивал особое значение красоты, культуры в целом для воспитания и самовоспитания, рассматривал их как первоочередное средство в борьбе с инферно.
Еще в "Лезвии бритвы" он писал: "Самый великий ученый нашего времени и один из величайших во все времена, мой соотечественник Вернадский ввел понятие ноосферы - суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим все представления о мире, и надо ли говорить, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия людей творческих должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна громадная задача на пользу всему миру." О необходимости очистки ноосферы от образцов злобы, лжи, насилия, садизма... он писал и в "Часе Быка".
Так на фоне исторических событий времен Александра Македонского была поставлена грандиозная и многоплановая задача нового романа: исследовать истоки формирования человеческой культуры, духовных идеалов, показать преемственность культур прошлого, настоящего и будущего, осмыслить и очистить лучшие достижения культуры древнего мира, глубже изучить значение чувства прекрасного в формировании мировоззрения человека.
Сегодня много говорят и пишут об экологии, о борьбе за чистоту воды, воздуха... А Иван Антонович еще в те годы во весь голос призывал обратить внимание на самый главный вид экологии - экологию души человеческой. Ибо без нее будут тщетными все попытки человечества сохранить природу даже под прямой угрозой собственного вымирания!
Полный светлой печали, роман "Таис Афинская" начал публиковаться в журнале "Молодая гвардия" в июле 1972 года.
Жизнь Ивана Антоновича Ефремова оборвалась 5 октября 1972 года, за два месяца до окончания публикации...


За порогом будущего


Ушел из жизни великий мыслитель, но с нами остались его дела и мысли. Осталась стопа "премудрых тетрадей", накопившаяся за долгие годы творческой работы - уникальная картотека наблюдений и мыслей, помогавшая в осуществлении грандиозных замыслов. А еще осталось множество неисполненных замыслов.
Он хотел написать еще одну научно-популярную книгу о палеонтологии: "Та философская "жила", что пронизывает мои романы, берет начало здесь, и я обязан популярно изложить читателю основы моей науки..."
Хотелось написать историческую повесть о легендарном броненосце "Ретвизан", о героизме русских моряков во время Цусимского сражения. Их стойкость и мужество служили ему верной опорой, особенно в последние годы жизни.
Был задуман исторический роман о нашествии хана Батыя на Русь. В нем он хотел, по его словам, "разглядеть корни деспотизма, исследовать эту - тоже переломную - эпоху беспощадно и беспристрастно..." Если в "Часе Быка" основное внимание было уделено последствиям деспотизма и путям их преодоления, то здесь, по-видимому, он собирался глубже исследовать причины, ведущие человечество в бездну инферно и, следовательно, искать новые обходные пути.
Он задумал еще один научно-фантастический роман "Чаша отравы" о далеком будущем. О чем важном он хотел нам сказать?
Сегодня мы можем лишь догадываться об этом. Впрочем, зная общую линию его творческих исканий, можно попытаться по названию спрогнозировать общее направление романа. В предыдущих научно-фантастических романах он описал могучее бесклассовое общество далекого будущего.

Но развитие продолжается. Каким оно будет? С какими серьезными проблемами предстоит столкнуться нашим далеким потомкам?

Знание их может быть ценным и для нас.
Недаром И.А.Ефремов в романах о будущем много внимания уделял охранительным системам этого общества, ибо, по словам одной из юных героинь "Часа Быка" - "Мне в первый раз стало страшно, когда я поняла, как хрупка человеческая культура. Что может угрожать ей в, казалось бы, совершенном будущем?
В прологе романа "Час Быка" Иван Антонович оставил один намек на такую опасность, вложив его в уста школьницы будущего: "Я только что читала о мертвых цивилизациях нашей Галактики,.. не убитых, не самоуничтожившихся, а именно мертвых. Если сохранилось наследие их мыслей и дел, то иногда это опасный яд, могущий отравить еще не зрелое общество, слепо воспринявшее мнимую мудрость.
...Исследование погибших цивилизаций столь же опасно, как разборка древних складов оружия, временами попадающихся на нашей планете."
Возможно, в "Чаше отравы" он хотел поставить мысленный эксперимент по испытанию на устойчивость общества будущего, воспринявшего мудрость исчезнувшей высокоразвитой, но чужой, цивилизации? А может быть подобная опасность могла возникнуть при контакте с цивилизациями из анти-мира Тамаса, о котором мечтали герои "Часа Быка"? Кто знает?

Во всяком случае, предупреждение Ефремова очень актуально и в наше время.
* * *
В прологе к роману "Лезвие бритвы" И.А.Ефремов отметил глубочайшую взаимосвязь жизненных обстоятельств: "И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или иные случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь... Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой."
Такой логической цепью и была жизнь этого удивительного человека, созданная его собственной волей. А его "кнопкой" были тяга к знаниям и неистребимый интерес к новому, неизвестному, воспитанные книгами в детстве и юности.
Он прожил всего 65 лет, но сумел за это короткое время прожить десятки ярких, насыщенных жизней и осуществил мечту детства - проник в неведомое, объял мыслью время и весь мир!
Таким он навсегда и останется в памяти людей.Иван Антонович Ефремов - Человек, проложивший дорогу через прошлое к будущему. 1 "Известия Академии наук СССР". Серия биологическая, 1963, N1. - С.13.



Содержание раздела