Испытания действующей модели


Так, сейчас электронику для космических аппаратов пытаются либо защищать от ионизирующих излучений, либо делать ее нечувствительной к ним (например, на основе алмазов). Представим себе некий материал, который становится полупроводником только в условиях вакуума и излучений! Электронные приборы на его не надо защищать от внешних условий, ибо из врага они превращаются в верного союзника. Используя принцип "нестабильности", можно получать огромный выигрыш в простоте конструкций, в весе, размерах...

  • При создании модели алмазной трубы пришлось решать задачу о предохранении камеры от действующего изнутри огромного давления. В технике нередко возникает обратная задача...
    Так, при погружении батискафа "Триест" на дно Марианской впадины - глубочайшей точки мирового океана - всего 4% времени было затрачено на ее исследование. Остальное время (свыше 8 часов) ушло на погружение и всплытие. Почему?
    Стальной толстостенный шар весом 10 тонн защитил исследователей от колоссального давления воды в 1100 атмосфер. Но для придания плавучести этой махине пришлось ее прикрепить к поплавку с бензином емкостью 100000 литров! Трудно предложить лучший тормоз для спуска и всплытия. Задача N42:
    Для повышения маневренности подводного аппарата надо использовать легкую, следовательно, тонкостенную кабину. Но такая кабина не выдержит давления воды. Повышать давление воздуха в кабине для компенсации внешнего давления нельзя. Необходимо предложить идею легкой кабины, выдерживающей максимальное давление океанских глубин. Как быть?
    Как это не странно, но для решения этой задачи вполне достаточно современных знаний. Проверьте свои силы.


    1. Физика высоких давлений изучает их воздействие на вещество. Но первой работой основателя этого научного направления П.У.Бриджмена было исследование влияния высокого давления на животный белок. Результаты ошеломляли - белок свертывался, как если бы его варили в крутом кипятке.
      В связи с этим до середины XX века считалось, что жизнь на больших глубинах океана невозможна. А в 1951 году датская океанографическая экспедиция извлекла с глубины 10 километров образцы морских животных. Акванавты батискафа "Триест" на дне Марианской впадины обнаружили живую рыбу.
      Какие удивительные "изобретения" сделала природа, чтобы живые организмы приспособились к таким давлениям?!
      Известно, что жизнь существует и при других экстремальных условиях, например, без кислорода, при высоких температурах.
      Систематичное изучение этих и других приспособлений жизни к экстремальным условиям позволит глубже понять законы биологической эволюции. И, может быть, научиться "на кончике пера" предсказывать возможный ход эволюции в других мирах.
      Кто знает, быть может в далеком будущем эти знания позволят усовершенствовать "конструкцию" самого человека, и он сможет свободно жить в открытом космосе, как на Земле?..
      * * *
      На этом автор счел возможным закончить рассказ об алмазных экспериментах, которые пока еще далеки от завершения. Испытания действующей модели установки "Искусственная алмазная труба" подтвердили правильность полученных решений. Это важный промежуточный результат. Однако достигнутые параметры пока не позволяют начать собственно эксперименты по синтезу.
      И причиной тому вовсе не технические трудности: найдены решения, позволяющие повысить рабочее давление в камере до 70000 атмосфер, с высокой точностью задавать требуемое статическое давление (задача А-15) в диапазоне от нуля до максимума, и многие другие.
      Ребята из "Эврика-1", начинавшие эту интереснейшую работу, окончили школу и теперь им предстоит сделать уже не "учебный", а реальный выбор своего жизненного пути. Каков он будет? - покажет время. Следующая команда "Эврика-2", по-видимому, примет начатую эстафету.
      Предстоят огромные исследования совместного воздействия статических и динамических давлений на графит. А далее можно переходить к моделированию не только физических, но и химических условий в алмазной трубе. Работа, интересная даже вне связи с попытками синтеза алмазов. Но не это главное!!!
      Работа над "учебной" творческой Целью была игрой, но Игрой, достойной современных школьников. Ее главные сверхЦели: доказать себе и другим, что дорога в творчество открыта каждому, что можно и нужно поверить в свои силы, в свой, может быть, еще скрытый талант, что можно и нужно ставить перед собой смелые творческие Цели, и, наконец, что именно такая Игра - реальная творческая работа на пределе своих сил - очень эффективный способ творческого саморазвития.
      Насколько нам это удалось, судить читателю.
      Игра станет во много более эффективной, если, минуя "учебную" Цель, сразу начать к поиски СВОЕГО творческого пути.

      Стратегия открытия таланта


      Рассмотрим обобщенную стратегию открытия таланта, опирающуюся на основные этапы становления и качества творческой личности. Она состоит из трех ступеней. Читатель волен выбрать в ней свою "точку отсчета" и "глубину погружения", сообразуясь с индивидуальными особенностями.

      Следует помнить, что каждый последующий шаг на этом пути не отменяет необходимости самосовершенствования на предыдущих, а дополняет, усиливает их.
      Первая ступень. Главный стимул саморазвития - интерес к новому, необычайному (поисковая активность).
      Первый этап творческого саморазвития - развитие поисковой активности и воображения: чтение научно-фантастической и научно-популярной литературы, биографий выдающихся творческих личностей; выполнение упражнений по развитию воображения (см. Приложение 2).
      Второй этап - многообразие интересов: добавляется сознательное расширение круга собственных интересов, систематическое чтение научно-популярной литературы, повышение общекультурного уровня, знакомство с искусством.
      О культуре следует сказать особо. Даже не упоминая о ее влиянии на воспитание чувств и души, что само по себе важно с точки зрения формирования высоконравственной личности, произведения искусства обладают феноменальной способностью стимулировать развитие поисковой активности и творческого мышления, особенно воображения. Если же принять гипотезу И.А.Ефремова о природе чувства прекрасного (см.главу 2), то становится ясна причина влияния гармонии формы, цвета, звука, слова на развитие диалектичности и системности мышления.

      Недаром подавляющая часть выдающихся творческих личностей - люди высочайшей культуры.
      Третий этап - возникновение интереса к конкретной области: добавляется выполнение специальных упражнений по развитию остальных составляющих творческого мышления (разделы "Наука побеждать", Приложение 2), знакомство с ТРИЗ, выработка элементарных навыков решения творческих задач; стремление определиться с главной областью интересов.
      Прохождение первой ступени целесообразно в любом случае, независимо от последующего выбора жизненного пути. Последующие ступени имеют четкую направленность на творчество.
      Вторая ступень. Происходит смена стимула саморазвития - поиск своего творческого направления. Эффективность саморазвития при этом существенно возрастает.
      Четвертый этап - формирование главного вектора творческого поиска: добавляется углубление знаний в выбранной области науки или техники, начинается углубление знаний в смежных областях; систематическое самообразование; систематическое изучение ТРИЗ и отработка навыков решения творческих задач, первые попытки использования этих знаний в своей области интереса. Начинается развитие элементарных навыков планирования и рационального использования времени, применительно к процессу самообразования. Выработка навыков работы с литературой, начало формирования личного информационного фонда.
      Следует добавить, что изучение ТРИЗ также важно с точки зрения совершенствования процесса самообразования, поскольку она по своей сути является высокоэффективной технологией практического применения существующих знаний.
      Третья ступень. Происходит очередная смена стимула саморазвития - стремление поставить конкретную творческую Цель. Эффективность саморазвития при этом резко возрастает.
      Пятый этап - формирование творческой Цели: возникает настоятельная необходимость в реальной, практической деятельности в выбранной области науки и техники (на первых порах не обязательно творческой), первые попытки самостоятельно внести в нее что-либо новое; добавляется усиленное самообразование в выбранной и смежных областях науки и техники. Ведутся интенсивные поиски конкретной новой проблемы - будущей творческой Цели (с учетом ее принципиальной достижимости и дальнейших перспектив творческой работы - см.главу 7). Навыки творческого мышления отрабатываются на решении простых, реальных творческих задачах выбранной области. Идет интенсивное развитие всех аспектов работоспособности, применительно к конкретной деятельности в выбранной области.

      Начинается систематическое формирование личного информационного фонда по выбранной и смежным областям.
      * * *
      С выбором творческой Цели в основном завершается формирование творческой личности, начинается собственно творческая деятельность. Творческое саморазвитие при этом не завершается, а резко интенсифицируется: сильнейший тому стимул - наличие конкретной творческой Цели. 1 Виноградова Т.В.Творческая личность в науке (Психологические исследования).

      В сб.: Творчество и жизненный путь ученого. Реф. сб. - М., 1988. - (Серия: Науковедение за рубежом).
      2 Верткин И.М. Бороться и искать... О качествах творческой личности.

      В сб.: Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.



      Содержание раздела