Невозможное - возможно


ГЛАВА 1. НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО!
Эксперимент


  • - Смотрите, она заваливается на бок!
    - Если она упадет вниз, мы лишимся установки!
    - Откройте окно и поправьте ее!
    - Мы не можем прерывать эксперимент.
    - Может быть, повторить его в другой раз в более удобном месте?..
    - Другого раза не будет: холодов больше не ожидается.
    Придется ждать следующей зимы.
    - Рискнем продолжить!

За окном на карнизе на высоте третьего этажа подобно знаменитой "падающей" Пизанской башне стояла десятикилограммовая установка. Часть ребят приникла к окну, некоторые нетерпеливо прохаживались, остальные молча сидели.
Зимой на карнизе намело снежный сугроб. Он-то и подвел нас. Следовало предварительно охладить внешний массивный корпус установки.

А сейчас под ним медленно таял снег... Если наклон прекратится, то через час-полтора в камере будет достигнуто давление в тысячи атмосфер! Сейчас время для нас измерялось наклоном установки: упадет - не упадет.

Что перетянет - наклон или холод?
Задача N1: Как хранить универсальный растворитель Уже будучи известным, американский изобретатель Томас Эдисон организовал изобретательскую лабораторию. При приеме на работу новых сотрудников он лично беседовал с каждым. Его интересовали идеи, творческие планы новичков.
Однажды к Эдисону пришел очередной кандидат. Он мечтал изобрести универсальный растворитель. Эдисон внимательно выслушал его и улыбнулся: "Если ваша жидкость будет растворять абсолютно все, в чем же она будет храниться?!"
Незадачливый изобретатель растерянно промолчал. Да и сам Эдисон не нашелся, что предложить.
Допустим, универсальный растворитель создан. Как его хранить? Что бы вы посоветовали Эдисону?

Алмазные этюды: На пороге пути
Пора объяснить, что происходило в тот весенний день на карнизе окна: в детском изобретательском клубе "Эврика" шло испытание камеры для получения высоких давлений - главной части установки для синтеза искусственных алмазов.
Несколько лет ребята занимались в "Эврике". Они знакомились с основами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), учились решать изобретательские задачи типа приведенной выше, развивали свое воображение, знакомились с биографиями творцов науки и техники. Вообще все шло так, как было задумано при организации клуба. И все же у руководителей клуба постепенно накапливалась неудовлетворенность происходящим.

Нет, ребята блестяще решали самые каверзные изобретательские (творческие) задачи, над которыми в свое время немало пришлось помучиться взрослым изобретателям. И с воображением, кажется, все в порядке. Беспокоило другое...
Начинали занятия с уверенностью в том, что для открытия своего таланта, по крайней мере в технике, достаточно научить ребят основам ТРИЗ. И вот, после нескольких лет занятий пришли к парадоксальному для нас выводу: умение решать творческие задачи - это отнюдь не все, что необходимо для становления творческой личности. Нужно воспитывать целый комплекс творческих качеств.

Каких?
К этому времени мы познакомились с материалами исследований автора ТРИЗ писателя-фантаста Г.С.Альтшуллера и инженера И.М.Верткина по темам: шесть качеств творческой личности, жизненная стратегия творческой личности. Все это давало определенные ориентиры, но оставалось неясным, как конкретно воплотить это на практике. Само по себе знание о таких творческих качествах, как, например, наличие Достойной Цели или высокая работоспособность, ничем не стимулирует потребности в саморазвитии личности.

Нужен какой-то новый подход.
Постепенно мы пришли к выводу, что эти качества человек может обрести только путем самовоспитания, только в процессе целенаправленной творческой деятельности. И тут, в поисках выхода, появилась идея эксперимента "Алмаз". В процессе работы складывалось понимание механизма вхождения в творчество, а вместе с ним пришло убеждение, что этот путь доступен каждому!
Считаете ли вы себя способным стать творцом науки и техники? Обычно ответом на такой вопрос бывает неуверенное пожатие плечами. Летчик, врач, моряк и т.д. - это ясно и понятно.

А творческая личность?.. В школе этому не учат. И вообще, говорят, для этого нужны особые способности.


Наш опыт показывает: "невозможное" возможно! Каждый может и должен поверить в свои силы и... открыть в себе талант! И тогда...

Кто знает, каких высот способен достичь человек, если берется за дело с желанием и интересом.
Если же выбор в пользу творчества уже сделан, то знакомство с этой книгой, автор надеется, укрепит его, поможет лучше понять себя, развить необходимые творческие качества, и, что не менее важно, избежать некоторых типовых трудностей, с которыми сталкиваются начинающие изобретатели и исследователи.

Секрет творческой жизни
Как человек входит в мир творчества и становится творческой личностью? Каков этот путь? Так ли он таинственен и недоступен, как это часто утверждают? С чем приходится сталкиваться на этом пути?

Попробуем разобраться на примерах.
В двадцать два года поручик Киевской саперной бригады Павел Николаевич Яблочков вышел в отставку, горя желанием заняться телеграфным делом - одной из самых привлекательных технических новинок того времени. Он подал прошение начальнику телеграфа Московско-Курской железной дороги, и после непродолжительной стажировки был назначен начальником телеграфа на забытом богом полустанке.
Служебных забот на новом месте мало. Яблочков в свободное время углубляет свои знания по телеграфному делу, пытается усовершенствовать телеграф, много экспериментирует и через это увлечение выходит на необходимость серьезного изучения физики - ведь техническое творчество невозможно без знаний.
И здесь он натолкнулся на считавшуюся очень трудной задачу, решение которой сделало его впоследствии знаменитым: немало изобретателей безуспешно пыталось использовать электрическую дугу для освещения.
Задача N2: Дуговые светильники обладали серьезным недостатком: по мере горения дуги угольные электроды выгорали, укорачивались, зазор между ними увеличивался, и дуга гасла. Приходилось сближать электроды вручную. Существовали также светильники, в которых электроды, по мере выгорания, сближались автоматически.

Но они были сложны и ненадежны. Как обеспечить между электродами одинаковое расстояние?
Попробуйте и вы, читатель, предложить простейшую конструкцию дугового светильника, состоящего только из пары электродов и способного работать без вмешательства со стороны человека или автоматики.
Яблочков переключился с телеграфа на "ламповую" проблему и много экспериментировал с дугой. Ему хотелось полностью избавиться от регулировки зазора и добиться длительной работы светильника. Первоначально он придумал особую схему подключения дуговых светильников к источнику электрического тока.

Время работы светильника увеличилось, но ценой увеличения количества пар электродов.
Несмотря на это, первые успехи убедили его в возможности решения задачи. Изобретатель продолжает упорно работать над проблемой. Он окончательно порывает с телеграфом и переезжает в Москву, где на собственные деньги продолжает эксперименты.
Кончаются деньги. Изобретатель, через несколько лет подаривший человечеству первую в мире систему городского электроосвещения, бежит от кредиторов в Париж! К этому времени приходит понимание бессмысленности усовершенствования многоэлектродного светильника, и он начинает работать над конструкцией с одной парой электродов.

Тогда-то он и столкнулся с двумя взаимоисключающими требованиями: зазор между электродами должен быть неизменным, чтобы дуга не гасла, но зазор между неподвижными электродами неизбежно увеличивается по мере их выгорания.
Наконец в 1876 году Яблочкову удалось найти изящное решение проблемы. Идея состояла в том, чтобы расположить электроды параллельно друг другу, разделив их изолирующей прослойкой из каолина (см. 3).

По мере горения дуги электроды и прослойка выгорали, укорачивались, а зазор все время оставался постоянным!


3.
Парижская публика, очарованная ярким и равномерным светом нового дугового светильника, нарекла изобретение Яблочкова "Русским светом". Первые "электрические свечи" были установлены в крупнейшем парижском магазине "Лувр". Затем их охотно стали использовать для освещения домов и улиц Парижа.

В 1879 году "Русский свет" загорелся в Лондоне. Популярность изобретения быстро росла. В том же году "электрические свечи" были продемонстрированы на Всемирной выставке в Париже.
С этого времени началась история современного городского электроосвещения.
* * *
На примере творческой судьбы П.Н.Яблочкова хорошо виден процесс становления творческой личности: возникла тяга к новому; шел настойчивый поиск своей области интересов, сопровождающийся конкретной самостоятельной деятельностью; возник интерес к определенной области техники (науки); велось интенсивное углубление знаний в интересующей области; начались попытки самостоятельно внести в нее что-то свое, новое; возник сильный интерес к конкретной проблеме из этой области; была выявлена конкретная творческая задача, скрывающаяся в глубине этой проблемы.



Содержание раздела