Умение держать удар


Наиболее выдающихся результатов добивались те, кто следовал этому принципу! Кстати, нетрудно заметить, что по сути он близок условию преемственности при выборе новой Цели (см.главу 7). Ничто так не выбивает из колеи, как мучительные попытки вспомнить пришедшую ранее мысль, идею и т.п. - потери времени, связанные с этим, могут быть невосполнимы. Канадский биолог Г.Селье рекомендует во избежание этого ВСЕГДА иметь при себе маленькую записную книжку и карандаш, чтобы сразу на ходу сделать соответствующую заметку.

Даже самая хорошая память может подвести в самый неподходящий момент!
Чрезвычайно сильный способ сокращения затрат времени и повышения эффективности творческой работы, тесно связанный с двумя предыдущими, - формирование и ведение личного информационного фонда. Такой фонд позволяет накапливать полезную для достижения Цели информацию, всегда иметь ее под рукой, чтобы не кидаться каждый раз в библиотеку в поисках важнейшего факта, прочитанного в давно забытой книге, статье и т.д., не тратить времени на лихорадочные поиски. Да и не возможно удержать в памяти накопленный за долгие годы объем информации.
Так, после смерти Ж.Верна сохранилось около 20000 карточек с выписками по многим разделам науки и техники, сделанным писателем при подготовке своих знаменитых "романов о науке". При знакомстве с биографией И.А.Ефремова мы уже узнали о его "премудрых" тетрадках. Открытием периодического закона Д.И.Менделеев во многом был обязан своему информационному фонду - множеству карточек с данными о свойствах химических элементов.

Достаточно будет упомянуть о знаменитых записных книжках Леонардо да Винчи, о записях, которые на протяжении жизни вели М.В.Ломоносов и Ч.Дарвин...
Некоторые рекомендации по организации простейшего личного информационного фонда см. Приложение 3.
* * * Спираль, которая не запутывается
Задача N39:
При редупликации двойной спирали ДНК происходит разрыв связей между цепями, и она расплетается на две отдельных цепочки. Однако из-за большой длины молекулы (длина может превышать радиус в 100000 раз) расплетающиеся свободные концы обоих цепей должны неизбежно перепутываться (см. 46). В действительности этого не происходит.

Почему?

46.

"Умение держать удар"


Творческая личность неоднократно сталкивается с серьезными трудностями в процессе работы над поставленной Целью. Потому-то ей необходимо такое качество, как "умение держать удар". Отбросив обычные, житейские "удары судьбы", выделим две группы, наиболее характерные для творчества.
"Удары" первой группы провоцируются самой творческой личностью и связаны, в основном, с ошибками в выборе творческой Цели. Пример Дж.Хэннея достаточно убедительно иллюстрирует подобные ошибки. В главе 7 подробно рассматривались причины таких ошибок и возможные пути их устранения.
"Удары" второй группы связаны с тем, что новые изобретения, открытия опрокидывают устоявшиеся представления специалистов, находящихся под властью стереотипов мышления, подрывают "авторитет" именитых и влиятельных ученых, даже целых научных школ... В таких условиях появление нового вызывает естественную волну неприятия, отторжения (не путать с неприятием, связанным с попытками опережения уровня науки и техники). И творческая личность - носитель новой идеи - объективно оказывается в центре возникшего конфликта.
Вспомним, с какими трудностями и в какие сроки шло признание тафономических идей И.А.Ефремова, безукоризненно обоснованных с научной точки зрения. Даже такая, казалось бы, простая и очевидная идея акваланга Кусто-Ганьяна не избежала этой участи. Вот как вспоминал об этом один из соратников Кусто Дж.Даген: "Я написал статью и для проверки показал ее одному офицеру американских военно-морских сил, знатоку водолазного дела.



    - Этот акваланг... Что ж, это возможно, но маловероятно, - сказал он.
    - Но я видел целый фильм - друзья Кусто плавают как рыбы. И видно, что они глубоко, нет переливов света от волн на поверхности, - возразил я.
    - Я бы не стал рисковать, - ответил он.
    Он не оспаривал ни одной технической детали. И все-таки прошло три года, прежде чем я нашел журнал, который решился напечатать мою статью."
    Сгладить действие таких "ударов" можно, только приняв их как неотъемлемую часть творчества. Это вовсе не означает, что следует смириться с неприятием и прекратить борьбу за свои идеи. Но ситуацию следует трезво оценивать. Такой способностью в полной мере обладал И.А.Ефремов. Его прогнозы о полном признании тафономии через 20 лет, а романа "Час Быка" - через 15, сбылись с точностью до года.



    Хотя, все это не снимало тяжести с его души... Какой горечью пропитаны строки его письма к В.И.Дмитриевскому о "Часе Быка": "Сомневаюсь, чтобы при настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два - не привыкать стать!"
    Главное оружие в руках творческой личности против подобных "ударов судьбы" - верность своей Цели и продолжение активной творческой работы.
    * * * Секретное послание
    Задача N40:
    Один из великих полководцев древности, будучи в дальнем походе, решил отправить на Родину важное секретное послание. Гонец должен был отправиться в дальний путь один, без охраны, чтобы не привлекать внимания. Но многочисленные враги могли схватить его и отнять донесение. Передать послание на словах? Полководец не хотел посвящать в его тайну даже гонца.

    Как же отправить секретное послание?

    Высокая нравственность


    Роль этого качества особенно возросла в наше время, когда наука и техника открывают путь ко все более могучим силам природы. Огромная ответственность за будущее ложится на творческую личность. К чему может привести достижение Цели?

    Не лучше ли отказаться от нее?
    Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, как показал В.И.Вернадский, развитие науки и техники - природный процесс, и остановить его невозможно. Более того, опасно!

    Например, нетрудно представить, что произойдет, если сейчас прекратить развитие и остановиться на уровне использования легко доступных, но исчерпаемых и экологически вредных источников энергии.
    Да, путь в будущее опасен. Например, с познанием глубинных тайн памяти, наследственности, психофизиологии, с развитием био- и информационных технологий человечеству предстоит встретиться, может быть, с еще более грозными опасностями, в сравнении с возникшими из-за неразумного использования ядерной энергии. Видимо, человечество "обречено" идти в будущее, балансируя на острие научно-технического прогресса.
    Во-вторых, новая реальность, входя в нашу жизнь, меняет нас самих, наши ценности и взгляды. Достаточно вспомнить, что до овладения атомной энергией преобладало примерно такое отношение к войне - это плохо, но если хорошенько вооружиться, то можно победить. С возникновением ядерного оружия массовое сознание людей начало меняться, медленно, мучительно, порой на грани катастрофического срыва, но меняться в сторону того, что в новой войне победителей может не быть.
    Доводы о том, что человечество не "созрело" до того или иного новшества, не убедительны. Как оно может "созреть", если ничто не будет побуждать его перейти от варварского состояния, когда нормой считается использование во вред человеку передовых достижений мысли, к иному, более гуманному?
    Любое вновь открываемое явление таит в себе благо и зло. Все зависит от того, как им распорядятся. И человечество может идти вперед, только преодолевая одно искушение за другим и выходя из них более могущественным, духовно более чистым.
    В такой ситуации, с точки зрения автора, единственно возможным решением может быть принятие творческой личность всей полноты ответственности за судьбу своих открытий. И уж ни в коем случае не оставаться равнодушным наблюдателем.
    Не менее важна проблема путей достижения творческой Цели, которую в романе "Час Быка" подробно рассмотрел И.А.Ефремов. С его точки зрения ничем нельзя оправдать достижение самой гуманной Цели не гуманными путями, ибо они словно ржа невидимо подтачивают нравственные устои всего общества. Например, спасателям, всем, кто в своей работе связан с морем, хорошо известны данные (очень нужные и полезные) о допустимом пребывании человека в холодной воде. Но все ли задумывались о том, каким образом была получена большая их часть?!

    С точки зрения высокой нравственности в выборе средств достижения Цели надо следовать завету И.А.Ефремова: "Ищите обходной путь... Мир невообразимо сложен, и вы обязательно найдете много других дорог к раскрытию истины."
    Высокая нравственность необходима творческой личности и в чисто профессиональном плане. Подлинная творческая личность чуждается неразборчивой погони за признанием любой ценой. И, тем не менее, в истории науки и техники время от времени встречаются примеры фальсификации данных и тому подобные случаи.

    Например, в 1933 году Г.Карабачек запатентовал в Германии весьма сложный процесс синтеза алмазов, благодаря которому ему, якобы, удалось их получить. "Синтетические алмазы Карабачека" даже долгое время демонстрировались в музее Гарвардского университета. Наконец, в результате тщательного анализа выяснилось, что по составу они как две капли воды похожи на южноафриканские природные алмазы.



    Содержание раздела