Сферы массовой культуры, наркомании, преступности.


В такой формулировке время жизни, на первый взгляд, кажется целиком объективным, в смысле не зависящим от личности временем объективных, событий, ситуаций, причин и обстоятельств. На самом деле время жизни это производная от взаимодействия личности с вышеназванной объективной реальностью, время жизни это способ взаимодействия личности с "преднаходимыми" (К. Маркс) ей условиями жизни.

В этом понимании жизнь есть то, что сумел сделать сам человек в этих обстоятельствах, в этом социально-историческом времени. Последние создают времяпространство жизненного движения индивидов, живущих в свою эпоху и относящихся к определенным социальным слоям: их привязанность к
земле, месту жительства (приземленность), к материальным благам (накопительство и т. д.) или свободу их передвижения, свободу, даваемую образованностью, обеспеченностью, и их уровень, прямо зависящий от совокупности средств, экономящих их время и силы, которые тратятся в борьбе за существование. В этом отношении не все противоречия личной жизни могут быть разрешены личностью, хотя они прямо и жестко ставят пределы ее развитию, образованности и духовности. Хотя X. Томе [112] и считает, что развитые личности в равной мере могут быть сформированы и негативными, и благополучными жизненными условиями, но, на наш взгляд, это касается отдельных личностей. В целом при достаточном уровне материального благосостояния большинство личностей в разных формах получает дополнительное общественное время, а не только доступ к культуре.

Именно это время увеличивает пространство и время их жизненных возможностей. Это не просто условия жизни, а благоприятные условия.
Как мы уже отмечали, отдельные личности в силу не зависящих от них жизненных обстоятельств попадают в оптимальные социальные сферы по семейной принадлежности и преимуществам, по возможностям получения хорошего образования, в силу престижной и продуктивной в данный социальный период профессии они включаются в социально продуктивные структуры.
Жизненное движение этих личностей осуществляется в соответствии с общественным временем, умноженным на личное, в соответствии с принципом прогрессии времени. Жизненное время других людей, не попавших в сферы социального "ускорения", уходит на преодоление жизненной необходимости (причем это не только общественно необходимый труд и его время, но это время необходимости личной жизни малоимущих).
Сегодня десятки тысяч людей вернулись в исторически ранний способ жизни, тратя свое время на выращивание продуктов, купить которые у них нет средств, стали "совместителями" профессионального труда и земледелия или "совместителями" на нескольких рабочих местах, дающих им возможность выжить. Они затрачивают на этот труд уже не только общественно необходимое время, но гораздо большее время и не только личное время они затрачивают силы, которые отнимают, "вычитают" из своей жизни, которые не восстанавливаются за отсутствием времени отдыха и отсутствием удовлетворенности жизнью. Эти силы могли бы быть потрачены на общение с близкими, на воспитание детей, не говоря о чтении и эстетических впечатлениях.

Такие люди автоматически отчуждены от культуры, выброшены из числа духовно развивающихся личностей. Социум готовит для масс, не могущих вырваться на другой уровень жизни, свои сферы, сокращающие время жизни, убивающие силы личности, толкающие на необратимый путь ре-
гресса. Это сферы массовой культуры, наркомании, преступности. Личность, не имеющая нравственных сил борьбы с ежедневной жизненной необходимостью, порожденной нуждой, мигрируют в эти сферы как сферы легкой и свободной жизни, расплачиваясь за эту легкость и свободу своей личностью или своей жизнью.
Итак, рассматривая совокупность и разнородность социальных "обстоятельств" личной жизни разных людей, мы не можем не принимать в расчет неравномерность распределения общественно полезного времени между людьми с разными судьбами (путями и способами жизни) и неравномерность их включения в позитивные или негативные сферы пространства жизни, содействующие прогрессу или регрессу личности. Конечно, случается, что закоренелый преступник становится священником или ребенок из нищей семьи становится крупным ученым, но это исключения из правила.


В целом, желая охарактеризовать способ жизни личности в этом социальном аспекте, нужно сказать о цене, которую "платит" личность за этот способ жизни и свое развитие.
Эта цена определяется мерой затраты жизненных сил на преодоление социально неизбежных трудностей. Можно ли назвать эти трудности противоречиями, которые превращаются в жизненную проблему? Мы предполагаем, что нужно говорить именно о социальном качестве жизни, определяющем ее цену для личности, и невозможности разрешить эти трудности, исходя из этого качества.
Подобно тому как существует доказанная нашими исследованиями семантика личностного склада семантический интеграл, существует семантика жизненных ценностей, включая в последние и ценностное время, и жизненные силы личности [108]. Эта семантика определяет характер времени жизни его расширение, умножение или сужение и сокращение. Время можно суммировать, умножать и терять. Время, затраченное на непрофессиональный труд, работа только для поддержания жизни, "выживания", существования есть непростительно высокая цена, которую "платит" личность за предельно низкий уровень качества своей жизни.

Эта жизнь отнимает у личности силы, которые она могла бы истратить на лучшее, закрывает своей ограниченностью смысл и перспективу, отнимает оптимизм и здоровье.
Другая судьба требует от личности не такой высокой цены, но она "платит" ее за благополучие других людей, за улучшение социальной жизни, а мера затраченного труда определяется личностью добровольно, а не вынужденно. Поэтому, хотя личность не имеет своего досуга, отдыха, она испытывает удовлетворение, поддерживая питающие ее жизненные силы. При огромной нагрузке характер деятельности разнообразен, широк его масштаб и используемые способности (интеллектуальные, нравственные, организа-
ционные). Такая личность удовлетворяется не столько использованием способностей для удовлетворения собственных потребностей, но потребностей других людей или своих же, гуманистически ориентированных просоциальных потребностей. Такие люди часто не нуждаются в общественном одобрении и признании, во всяком случае не зависят от него, они самодостаточны.

Их жизнь протекает в межличностном пространстве, относительно свободном от социальной неизбежности, хотя люди, которым они помогают, находятся в том же пространстве необходимости.
Люди, имевшие делом своей жизни судьбу своего народа, судьбу человека в нем Лев Толстой и Федор Достоевский, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, были личностями, добровольно соединившими в своей жизни личное и общественное, человеческое, подчинившие первое второму и легко платившие самую высокую цену.
Но личная жизнь, оказывающаяся и объективно, и в силу личностной воли в другом соотношении с социальной при их противоречиях или расходящихся линиях, требует от личности цену за разрешение противоречий, решение которых объективно не зависит от нее. Эта цена также может быть измерена временем:
неразрешимые жизненные трудности отнимают жизненные силы и уменьшают ценностное время жизни. Оставаясь неразрешимыми и нерешенными, эти противоречия не могут быть превращены в личностную проблему и сужают сознание личности. Они порождают чувство неудовлетворенности, бессмысленности жизни, скептицизм, а затем цинизм.
Российская личность сегодня оказалась перед лицом полной социальной неопределенности, не говоря о противоречиях самого разного масштаба и происхождения; необходимое для нормального психического состояния личности соотношение времен прошлого, настоящего и будущего сужено до настоящего, прошлый опыт не для каждого оказывается пригодным в новых условиях, а жизненная перспектива, будучи связана с обществом, закрыта или неопределенна. Но для того чтобы жить и действовать, нужна определенность, и если ее нет в окружающей действительности, если каждый шаг в ней эксперимент с неуправляемыми последствиями, а для каждого нового дня уже не годен опыт вчерашнего, то эту определенность личность может обрести только в самой себе.
Отсутствует концепция современного общества, но при этом более необходима концепция собственной жизни, определение своего собственного способа жизни, его связи с другими людьми, раз-мещенности в социальном, профессиональном пространстве. Люди, привыкшие думать о социуме и в категориях социума, оказались лицом к лицу с проблемами личной жизни без личной или исторической привычки осмыслять эту жизнь, без практики построения
личных и межличностных отношений в неорганизованном социальном пространстве.
Способ жизни, которым еще вчера жили миллионы советских людей, был искусственным в нем была насильственно превзойдена мера общественности, принадлежности личности обществу, и тем самым нарушена мера принадлежности себе, необходимая для полноты своего бытия.



Содержание раздела