Разные типы по ряду других оснований


В этом no man's land люди плачут или пьют, или вспоминают что-нибудь, о чем никому неизвестно, или рассматривают свои босые ноги, или стараются на лысой голове найти новое место для пробора, или листают иллюстрированный журнал... я не знаю, да и не хочу знать... Только не надо думать, что эта другая жизнь, этот no man's land есть праздник, а все остальное будни. Не по этой черте происходит деление, оно проходит по линии абсолютной тайны и абсолютной свободы" [21].
 
Описанное Берберовой является особым временным переживанием одиночества. Но если это и одиночество, то главным в нем оказывается неосознаваемое утверждение идентичности своего "Я". Это утверждение не связано ни с какой-либо напряженной концентрацией на своем "Я", ни, тем более, с рефлексией. Непроизвольная бессознательная активность подобна игре, и ее средствами
могут быть как образы, так и чувствования, как движения, так и переживания. Безразлично, в какой форме она осуществляется, поскольку смыслом ее является создание композиции своего лич-ностно-экзистенциального, психического временипространства. Душевно-экзистенциальное воспроизводство есть одновременно и внутренняя, и реальная жизнь, но иногда внутренняя осуществляется по поводу, а иногда совершенно безотносительно к реальной.
Как справедливо думает Н. Берберова, здесь человек свободен. И свобода его в отличие от свободы субъекта, личности заключается в свободе проявления себя, свободе утверждения себя, в возможности выбора способа самоидентичности и самовыражения, в свободе от жесткой логики времени в самой экзистенциальности, которая содействует соединению самовыражения с переживанием смысла своей жизни.
С. Л. Рубинштейн раскрыл разнообразную палитру собственно жизненных чувств личности своеобразных "интерпретаторов", "комментаторов" времени и ценности ее жизни. Но мы не можем не подчеркнуть вслед за И. А. Джидарьян, писавшей о счастье несчастье как особой модальности российского менталитета, что переживание негативных чувств неудовлетворенности, разочарования, скуки, злобы и цинизма сокращает, сужает ценностное время и пространство жизни личности. Скептицизм как неприятие жизни всерьез однозначно связан с уходом от ответственности за разрешение ее трудностей и противоречий. Он ставит предел как самореализации личности, так одновременно и предел ее жизненному движению, развитию. Цинизм связан с таким расширением сознания и дозволенности, которое уничтожает нравственное самоограничение и самоконтроль, превращает время жизни в игру без правил.

Но свобода игры не дает переживания подлинности жизни и оставляет личность без обратной связи с результатами своих деяний, не дает ей удовлетвориться жизнью. Тем самым расширение сознания ведет к сужению ценности времени жизни и потере ее смысла.
Личность как субъект интерпретирования не художественного произведения, а своей собственной жизни и судьбы в социуме вправе определить, какой контекст, какого масштаба она включит в процесс выработки своего мнения, своего жизненного вывода. Она вправе совершенно произвольно соединять совершенно из разных областей жизни и из разного времени взятые фрагменты, оценки, события, смыслы и факты. Она имеет право в создании композиций интерпретации или целостной концепции исходить из критериев (соображений) престижа, материальной обеспеченности, собственного достоинства.

Интерпретационная композиция носит ценностно-смысловой характер [106, 107].
Но в этом отношении положение личности в российском обществе радикально изменилось. Если совсем недавно предшествующее поколение должно было в соответствии со своей совестью реализовывать ценности в жизни, то в настоящее время человек может жить и действовать только постольку, поскольку у него есть ценности. Разумеется, ценности различны.

Но сейчас личность решает одновременно две задачи удержать свои ценности, каковы бы ни были они, и одновременно выбрать такое время и место в социальном пространстве, где можно жить и действовать в соответствии со своими ценностями.


Еще недавно динамика личной жизни осуществлялась в контексте социальной статики (консерватизма эпохи застоя). Сегодня личность ищет свою устойчивасть в динамике ежедневно меняющего социума.
Выделение своего "Я" из непосредственной связи с миром достигается интерпретацией, подтверждающей свою идентичность как бессознательно, так и на уровне сознания и самосознания. Достижение идентичности на основе самоинтерпретации осуществляется не только в случае поиска своего "Я" при выделении его из общности, но и при изменении действительности, а также изменениях, связанных с динамикой самого жизненного пути. Сегодня перед взрослой личностью практически заново встает задача определения своей жизненной позиции, идентичности своего "Я" в изменившихся российских условиях. Для сохранения самообладания, дееспособности личность должна заново решать задачу самоидентификации, отвечая на вопросы: "Кто я?", "Что я сегодня способна (могу) делать?", "Чего я хочу?". Эти три модальности С. Л. Рубинштейн использовал для теоретического определения личности.

В настоящее время личность должна охватить их своим сознанием и самосознанием, ответив на каждый в отдельности и на все три в единстве. А именно, если я этого хочу, то могу ли я это сделать? Если я могу так поступить, то хочу ли я этого, а поступив так, останусь ли я при этом собой, сохранив свое "Я"?

Смысловая связь этих составляющих для разных людей, очевидно, будет различной, и в этом проявится интерпретационная концепция каждого.
Но обособление, определенность, идентичность личности предполагают необходимость поиска ею особенного способа включения в изменяющуюся действительность. Здесь выступает иная функция интерпретации, связанная с самовыражением своего "Я" в условиях стремительно меняющейся действительности.
Если основываться на концепции И. И. Чесноковой, то важнейшим проявлением самосознания можно считать потребность в организации своей жизни, включая в нее все: и взаимоотношения с другими, и занятия, и познание, и деятельность. Личность на-
чинает идентифицировать свою индивидуальность, подтверждать свое "Я" на основе проб жизни, осуществляющихся в реальном времени и пространстве. Рубинштейновская философская антропология открыла путь к определению личности не через абстракцию ее сущности (или структуры), а через способ существования как осуществления себя, своего "Я". Экзистенциальное пространство личности не ограничивается пространством ее тела, а создается ее психологическими проявлениями, осуществлением себя (объективацией по Д. Н. Узнадзе) во времени и пространстве жизни, а осуществление себя придает жизни смысл.
Таким образом, вскрывается ценностно-интерпретационная связь двух, на первый взгляд казавшихся полярными полюсами или уровнями, способов самовыражения личности через сознание и экзистенциальность. В экзистенциальности ярче непосредственные позитивно-негативные, эмоциональные модальности ценностей, на уровне сознания определеннее ее конструкты. Ценности выступают не как кванты интерпретаций, а как способы их связей, которые интерпретирует субъект, будь то поступки, слова, события, люди.

Экзистенциальность вся интерпретирована, но интуитивно, образно-метафорически, эмоционально-смыслово. Непроизвольная' активность здесь подобна игре, безразлично в какой форме осуществляющейся, но смыслом ее является создание собственной композиции экзистенциально-личностного, психического временипространства своей жизни. "Это наша собственная душа, писал К. Г. Юнг, которая неустанно трудится, создавая новые духовные формы и духовные силы" [135, с. 495].
Определенность способа самовыражения или, точнее, выраженность нашей личности предполагает четвертую способность интерпретирования ее постоянную, возобновляющуюся "деятельность", поскольку непрерывно меняются жизненные, социальные ситуации, расстановки сил в них, происходят все новые события, которые требуют от личности определенного ее к ним отношения, поведения.
В целом интерпретация как "работа" сознания, внутреннего мира обеспечивает его целостность, осуществляет абстракцию (или дистанцирование) от бега времени, от давления внешних обстоятельств, достигает единства множественного и противостояния изменению, что и выражается в обобщенном смысле жизни.
Э. Фромм предложил два глубочайших основания дифференциации жизненных типов "быть" или "иметь".
Способ интерпретации, по нашему мнению, различает разные типы по ряду других оснований.
1. По субъект-объектному основанию дифференцируется авторская или исполнительская (объектная) позиция в жизни ("я создал свою жизнь" или "жизнь сделала меня таким").
2. По степени консерватизма или изменчивости. Консервативный тип однажды раз и навсегда осуществляет интерпретацию, содержащую обобщение-вывод ("я таков, каков я есть"), которая блокирует способность и потребность в переработке, переосмыслении, реконструировании новых данных и диспозиций. Прогрессивный тип осуществляет проективную, открытую интерпретацию, дающую ее субъекту свободу и возможность осуществления новых интерпретаций и реинтерпретаций.



Содержание раздела