Разделение образного ряда на линейные и округлые формы


Ю. Григоровской). "В методику входило 3 задания "написать ассоциации к слову „время"", "нарисовать время графически", "подобрать темпоральные образы и метафоры". Все эти задания обращены были к области неосознаваемых переживаний испытуемых и позволяли изучать невидимые глубинные временные особенности людей (их представления о времени и о своем месте в нем). В основу типологии была положена категория темпоральной свободы, определяемой по вербальным и графическим временным переживаниям испытуемого.

В понятие свободы входят особенности самореализации человека во времени, его временные установки, особенности восприятия, переживания и планирования времени. Чем более свободен человек темпорально, тем больше время из
 
"врага" Хроноса, пожирающего своих детей, становится "другом" полем для всестороннего развития и самореализации личности ".
Н. Ю. Григоровская выделила три основных временных типа (1-й, 2-й, 3-й) и два промежуточных (промежуточный между 1-м и 2-м, а также промежуточный между 2-м и 3-м).
"Первому типу свойственно рассматривать время как упорядоченное в некую проживаемую серию, имеющую абсолютный и абстрактный статус. Безжалостное, принуждающее действие времени принимается (вопреки свободе „Я") как динамика, придающая форму течению жизни. Довольно часто в ассоциациях на слово „время" (и в его определениях) встречаются образы западни или лабиринта, характеристики его как „колеса, по которому ползет человек", как „бремени, которое нужно избыть". Время „плен", „старение", „срок, дающий о себе знать"" [43, с. 18]. По ее мнению, людям этого типа мало свойственна рефлексия, размышления; они редко задумываются о себе и о проживаемом времени.

Представители этого типа, скорее, сосредоточенны на настоящем, в котором живут, чувствительны к отдельным текущим моментам, но с трудом представляют будущее, особенно отдаленное, и незначительно ориентированы на прошлый опыт. Можно сказать, что они живут в актуальном "теперь". Время для них нечто внешнее, жесткая холодная неизбежность, оно неизменно, абстрактно и существует вне всякой связи с живущем в нем человеком. Время невозможно ни изменить, ни повлиять на него.

Время однонаправленно. В доказательство последнего положения Н. Ю. Григоровская приводит временные рисунки представителей 1-го типа. Они часто изображают время как прямую линию, или как луч, или как совокупность точек, также расположенных по прямой.
В отличие от них, представители 2-го типа обладают большей временной свободой. "Данный тип может позволить себе более широкий спектр опытов со временем, его переживания пластичны, обладают большей свободой, позволяют познать скрытые измерения в жизненных проявлениях, воспринимая различные ситуации как более открытые, „проницаемые". Он умеет использовать динамизм времени, работая с разными временными параметрами непосредственно, согласно желаемым результатам. На личностном уровне это осознается как факт, что необратимо плохого положения дел не существует, многое может свершиться „по-моему", удовлетворением и большей полнотой своих реализации" [43, с. 19-20].

Представители этого типа более оптимистичны, более удовлетворены жизнью, поскольку обладают большим спектром темпоральных способностей, хорошо развитой интуитивной функцией, рефлексией, гибким и долговременным планированием. Они скорее ориентированы на будущее, чем на прошлое или настоящее. Будущее
привлекает их главным образом своими возможностями: "подлинную сущность человека составляет именно возможность, она задает перспективу развития" [42, с. 232].
Как нам представляется, это очень важное положение, потому что категории "возможность" позволяет нам перейти от причинно-следственной модели мира к вероятностной. В настоящее время в математике разрабатывается новая вероятностная парадигма реальности (школа А. Н. Колмогорова), которая позволяет сделать переход от однозначности причинно-следственных отношений к многомерному вероятностному восприятию действительности и к большей неоднозначности будущего как общей темпоральной категории.


В психологической реальности категория "возможность" впервые появляется у представителей второго типа (по Н. Ю. Григо-ровской). Представители первого, как это видно из их описания, предпочитают однозначную причинно-следственную последовательность, в том числе и темпоральную: прошлое, настоящее, будущее. Но возможность означает неопределенность. Отсюда представители второго типа должны лучше переносить ситуацию неопределенности, чего не могут вынести представители первого типа. Возможно, именно это является разделительной чертой между типами, а не способ рисования времени на графике.

По Н. Ю. Григоровской, второй тип часто изображает время в виде сходящейся или расходящейся спирали. Однако существует множество других форм, не сводимых к прямой или спирали, частично промежуточных, частично вообще других. В частности, представление о времени как о круге, очень часто встречающееся в рисунках испытуемых. Круг это еще не спираль и явно не прямая.

В ранних работах Н. Ю. Григоровская предполагала выделить представление о времени в виде круга или окружности как типологическую характеристику (время как замкнутый контур, ограничивающий личность, самое несвободное темпоральное представление), но в пос-, ледующем отказалась от этого. Упоминание о круге (а это одно из самых распространенных изображений времени) осталось только в характеристиках испытуемых первого типа, которые, "чтобы снять угрожающий характер времени, стремятся активно разорвать его „круг", осознанно или неосознанно избирая способ планирования, связанный с преодолением препятствий" [42, с. 228]. Однако время первого типа прямая, и, "наверное, нет более непохожей на круг фигуры.

С другой стороны, круг это и не спираль, ведь, по Н. Ю. Григоровской, спираль изображение времени второго типа подразумевает темпоральную свободу, а круг, по ее мнению, фигура ограничивающая.
Разделение образного ряда на линейные и округлые формы древнее, еще самые первые варианты алфавита рунические
содержали две основные формы знаков. По мнению исследовательницы древних рунических символов А. В. Добряковой, "рассматривая рунические надписи, можно нередко встретить такие, где помимо чисто прямых линий попадаются символы с круглыми и полукруглыми элементами./.../ Это не случайное отклонение, не ошибка, а свидетельство того, что существует, по меньшей мере, еще одна матрица, связанная с круглыми и полукруглыми символическими системами" [51, с. 86]. Это выделение округлой и линейной формы связано с глубинными неосознаваемыми способами организации ментального опыта человеком.

М. А. Холодная, исследуя особенности организации когнитивного опыта, показала, что это выделение округлых и линейных форм образного ряда в свою очередь связано с использованием соответствующих слов (у большинства людей незнакомое слово "мамлына" ассоциируется с округлой картиной, а "жакарэг" с линейной), а значит, "особенности знаково-звукового устройства слова закономерно проецируются как на уровень визуально-пространственных представлений, так и на уровень чувственно-сенсорных впечатлений [125, с. 178]. Предположение о представленности в языке (точнее, в древних языках) структурных особенностей пространствавремени делает филолог-востоковед Н. Б. Заболотная. "Даже выборочный этимологический анализ основного словарного состава языков, имеющих древнее происхождение, позволяет реконструировать свидетельства переходного периода от „правополушарной цивилизации", молчаливого этапа развития человечества, к стадии становления формализованного синтетико-аналитического аппарата обработки информации о мире, мотивированной деятельностью левого полушария. Названный переломный период преобразования языка внутреннего видения в озвученную материализованную абстракцию характеризовался всплеском образной знаковой символики, каждый элемент которой представлял собой голографическую иерархию смыслов, сворачивая единовременную информацию о невидимых пространствах Вселенной и о конкретной проявленной реальности.

В этот период осуществился переход „состава времени" и состоялась фиксация в языковом духовном наследии необходимого объема знаний" [56, с. 9-Ю].
Что же касается времени человека, то, по мнению Н. Н. Трубникова, динамика здесь заключается в переходе от округлых форм к линейным. "Общее направление этих изменений, как это можно предположить, задается от так или иначе понимаемого циклического времени к времени историческому, от замкнутого и повторяющегося круга к некоторого рода „линии" (хотя бы как отрезка большего цикла), от линейного к последовательному, от бесконечного к конечному, и, в конце концов, /.../ к идее целостного времени" [113, с. 48]. Аналогичный вывод сделан М. И. Воловиковой в работе,
посвященной реконструкции образа времени в православном сознании Древней Руси. "Да, у давних наших предков не было этой Прямолинейной устремленности вперед к прогрессу.



Содержание раздела