Смыслы это первый уровень


Смыслы это первый уровень временной, собственно личностной организации. Личность не обязательно рефлексивно преодолевает негативные состояния (как считает А. О. Прохоров), они эти тяжелые переживания сами прекращают свое существование, заканчиваются, когда теряется смысл или они вытесняются другими. Если смысл приобретает роль доминанты и осознается как событие жизни, он, концентрируя волевые, интеллектуальные усилия личности, приобретает характер устойчивого жизненного отношения.
Независящее от личности структурирование времени это смыслы, а зависящее, определяемое и удерживаемое во времени отношения, совокупность которых образует и пролонгированную, и устойчивую, т. е. одновременно константную жизненную позицию. Категория, с которой нужно, по-видимому, начинать анализ на неосознаваемом уровне, смысл, а на сознательном отношение. И, в свою очередь, одни типы личности с преобладанием неосознаваемого уровня во временной организации более, как показала Н. Ю. Григоровская, "чувствительны к различным возможностям, не имеют жесткой или однозначной связи прошедшего, настоящего и будущего" [43, с. 20].

Их открытость, проективность определяется динамичностью их смысловой сферы. Другой тип, с
преобладанием сознательной организации времени, оказывается обладающим свободой отношения ко времени в силу того, что имеет собственные временные координаты отношения, владеет способностью планирования, рефлексии. Этому типу свойственна опытность и уверенность, что и обеспечивает его свободное отношение ко времени.
Итак, можно дифференцировать сферу неосознаваемого уровня личностной организации времени на неосознаваемое, но могущее быть осознанным (по С. Л. Рубинштейну), и собственно бессознательное. Пока нельзя утверждать определенно, что смыслы относятся именно к сфере бессознательного; можно согласиться со Славской, которая, опираясь на понятие А. Ф. Лосева "лектон", как обозначающее знаемый, но не фиксированный смысл, дифференцирует неосознаваемые смысловые интерпретации и собственно бессознательные. Эта дифференциация может быть подтверждена именно изучением временного аспекта личностной организации. Переход от динамической и непрерывно континуальной сферы сознания личности к структурированно континуальной происходит на грани бессознательного и неосознаваемого.

Смысл есть способность удержать во времени переживание, продлить последнее во времени. В самом начале данного параграфа мы упоминали важнейшее положение, сформулированное Григоровской: отношение ко времени не составляет особого отношения, оно пронизывает систему всех личностных отношений. Обобщая проанализированные нами исследования, можно сделать выводы относительно общей модели личностной организации времени.
Самым "проблемным узлом" этой модели является переход от бессознательной сферы к неосознаваемой и от нее к сознанию. Бессознательная сфера это, согласно Фрейду, бессознательное влечение личности, основанное на сексуальности; согласно К. Г. Юнгу коллективное (архетипы) и индивидуальное, находящиеся в сложных соотношениях. Не обсуждая здесь темы структуры и функции бессознательного, выходящей за пределы нашей проблемы, можно сказать только, что оно и непрерывно динамично во времени, процессуально (по С. Л. Рубинштейну и А. В. Брушлинскому) и одновременно обладает некоторой аморфной статикой, связанной с экзистенциальностью, телесностью индивида, и особой статикой коллективного бессознательного. Важно, однако, пока только то, что оно образует глубинный континуум внутренней организации времени. Он этот континуум это экзистенциальное время личности, время ее существования.

В этом континууме впервые появляется потребность "отметить" свою экзистенциальность, эмоционально "пережить" ее. Такое переживание, в отличие от первичного влечения, это воспроизведение одной экзистенциальности в другой и через другую. Это воспроизведение есть отрыв времени вос-
произведения от того, что воспроизводится, первичная экзистенциально-психическая абстракция. Этому пласту психики соответствует "лектон" как первое структурирование внутреннего времени в' интуитивном смысле в интерпретации (А. Н. Славская).



Это связано с процессами индивидуации (по К. Г. Юнгу), т. е. самотождественности как первой "остановки", даже приостановки движения психического во времени.
Затем появляется потребность выразить себя. Эта потребность реализуется через интеграцию внешнего и внутреннего уже в форме смысла. Можно сказать, что через смысл личность переживает себя как себя в мире и мир в себе. Смысл есть квантование времени, фиксация этим временем непрерывной континуальности психического.

Смыслы это уже не столько эмоция, сколько переживание в общепринятом смысле слова: переживание = понимание. Однако в данном своем аспекте смысл есть "единица" внутреннего времени, в другом средство в структуре внутренних часов, образуемых интерпретационными композициями в смысловом пространстве. Смысл оказывается минутой, или часом, или неделями и годами внутреннего времени в зависимости от способности переживания "удержаться" во времени (или обратно смысл удерживает переживание).

Однако при недостаточной определенности этих отношений важно одно выявленное А. Н. Славской положение, что смысл "единица, составляющая систему интерпретаций, т. е. связей и соотношений, а связи и соотношения это "трактовка" переживаний, внутренне воспроизводящих отношения личности с миром, его событиями и ситуациями. Это связи и соотношения, обозначение одного через другое, одного в другом и есть "имманентное" субъективное время личности, формирующееся при переходе от бессознательного к неосознаваемому". Это свое время своей жизни и есть чувство времени.
Уместно сослаться на исследование К. Хелкама, проведенное в контексте работ Ж. Пиаже и П. Жане, в котором прежде всего обнаруживается, что восприятию объективного времени ребенок учится. Он не сразу овладевает временными представлениями, которые мы бы назвали социальными (например, зная, что родители старше его, он не может быть уверен, что они родились раньше). Для ребенка чрезвычайно сложна иерархия последовательностей в прошлом времени и т. д. Но это овладение "социальными часами", которое происходит одновременно и с помощью овладения речью, уже ложится на основу внутренних "часов", внутреннего чувства времени.
Образы это иные способы фиксации времени, в них и через них смысловая сфера соединяется с когнитивной, которая первоначально выступает как выражение внутреннего времени. Воображение функционирование образной сферы есть непроизвольный и частично произвольный механизм работы неосознаваемого. В "работе" воображения явственно проступает субъективность как
свободная "игра" образами, отсутствие внешней логики в их композициях. В этом контексте интересен и объясним полученный Н. Ю. Григоровской факт, что разнообразие образного материала составляет ресурс свободы сознания. Сознание на определенном этапе овладевает способностью абстрагироваться от настоящего и переноситься в любое время и пространство исключительно в силу свободы воображения и игры образами.
Но переход от неосознаваемого уровня к осознанному, хотя часто представляется простым актом внимания, осмысления, на самом деле личностно опосредован. Динамика сознания и его консерватизм (статика) в равной мере связаны с личностными опорами, которые воплощаются, в ее характере и отношениях.
Личность в отечественной психологии принято определять как устойчивый психический склад человека. Но где же в этом определении ее динамичность, проективность? Прежде всего нужно несколько переформулировать понятие "устойчивый", заменив его понятием "определенный", что не отрицает его статики как образования, но дает возможность уловить и динамику. Но глубина проблемы заключается в том, что личность и изменчива и определенна (имеет свой "склад"), она разотождествляется в своем движении и снова отождествляется (идентифицируется) сама с собой.

Она, изменяясь, сохраняется, т. е. ее время складывается из диалектики ее статики и динамики. Разотождествление личности происходит при построении ею отношений с другими людьми, социумом. Разотождествление связано с несовпадением идеального личностного времени и времени других людей.

Но идентифицируется с собой она уже не как обособленная субстанция, а в своих отношениях, в их временипространстве, где существует двойная детерминация времени и временем (со стороны субъекта и со стороны самой деятельности, ситуаций и других людей).
Личностное опосредование перехода от неосознаваемого к осознаваемому уровню временной организации связано с определением ценностного времени этих отношений. В них она не только самовыражается, но и самореализуется. Сознание возникает как способность разрешения противоречий между внутренней и внешней детерминантами.
Здесь формируется его атрибутивная функция приписывания, т. е. идеальное причинение другим людям неких оценок, характеристик и т. д., и экспектации ожидания от других людей этих оценок, мнений, поступков, т.



Содержание раздела