Временные ассоциации и мотивационные ориентации


Поэтому субъект (при условии, что он является субъектом своей жизни и обладает ответственностью за то, что его жизнь зависит только от него самого), самоопределяясь в жизни, способен выделить в объективной действительности свою проблемную ситуацию, т. е. только те трудности, которые мешают его продвижению вперед, удовлетворению его главных потребностей. Следовательно, в объективной действительности субъективно выделяется проблемная ситуация, своевременное разрешение которой удовлетворяет потребности в самовыражении, самоутверждении.
 
В исследовании Н. А. Растригиной такими внутренними условиями являлись субъективные особенности сознания и переживания, которые влияют на временную регуляцию. С точки зрения своевременности такими особенностями являются: а) оценка реальной ситуации или мера достигнутого на данный момент времени;
б) оценка своих возможностей (относительно своих желаний и реальной ситуации); в) планирование желательного результата в будущем (исходя из наличной действительности и предполагаемых возможностей). К внутренним условиям также относились: содер-
жательные (волевые) аспекты человека, выражающие преобладание стремления к успеху или страха неудачи, и временная позиция личности.
Внешние условия, в которых живет и действует человек, могут быть удовлетворительными или неудовлетворительными с его точки зрения; эта оценка, по всей видимости, будет отражать меру противоречия между личностью и действительностью, наличие или отсутствие у нее оптимальных способов самореализации.
Таким образом, степень удовлетворенности жизнью зависит от субъективного отражения внешних условий, соотносимых с проблемной ситуацией человека, его субъективными трудностями, мешающими продвижению вперед.
Удовлетворенность жизнью как обобщенное чувство ее подлинности возникает в результате сопоставления себя и реальных условий и обстоятельств своей жизни (а значит, принятием или непринятием этих условий как задач), с одной стороны, и наличием или отсутствием адекватного для человека способа самореализации. в этих условиях с другой. Поэтому удовлетворенность в жизни зависит от оптимального способа соотношения внутреннего и внешнего, т. е. оценки своих возможностей, желаний в реальных условиях своей жизни и отношения к ним. ,
Мы соотнесли удовлетворенность в жизни отдельно с уровнем стремления к успеху, с уровнем мотивации к избеганию неудач и с преобладанием одной из двух этих мотиваций. Это дало нам возможность выразить степень противоречия между личностью (и наличиемотсутствием у нее адекватного способа самореализации) и действительностью. В результате были получены следующие данные. Во-первых, удовлетворенность в жизни не связана прямо с преобладанием в прошлом ни опыта успеха, ни опыта неудач.

Во-вторых, значительное преобладание стремления к успеху отмечается либо у недовольных своей жизнью, либо у почти абсолютно (на 90%) довольных своей жизнью "здесь и сейчас". В-третьих, значительное увеличение стремления к избеганию неудач снижает оценку удовлетворенности в жизни в сторону неудовлетворенности. В-четвертых, высокая и средняя степень как мотивации к успеху, так и мотивации к избеганию неудач не связана с удовлетворенностью; но при очень высокой мотивации к успеху проявляется связь с удовлетворенностью жизнью, а при очень высокой ориентации к избеганию неудач проявляется связь с неудовлетворенностью.

Получается, что только очень высокий уровень мотивации к успеху и избеганию неудач связан с удовлетворенностью и неудовлетворенностью жизнью.
Далее мы предприняли попытку выявить связь самоорганизации жизни с наличиемотсутствием противоречия, преобладанием мотивации к избеганию неудачи или стремления к успеху и воспри-
ятием времени через ассоциации на слово "время". Результаты представлены в виде таблицы, в которой отражены различные типы внутриличностной детерминации.
Таблица 1
Временные ассоциации и мотивационные ориентации у всех испытуемых [96]


 
Влияние мотива
Низкая
Преобладание мотивации

 

 

 
К успеху
Равенство 2-х мотивов
К избеганию неудач

 

 
д
19. "Деньги, страх пустоты, спешить, незаполненность" 17. "Волна, солнце с лучами, оси координат" 7. "Мгновение, жизнь, смерть" 8. "Бесконечность, ускользающее, времена года, быстротечность, история" 10. "Вода, течение, циркуляция, движение вперед, прямота, солнце" 28. "Деньги, опыт, работа, знание, космос, жизнь" 35 "Вода, жизненной силы" 42. "Басы, деньги, пунктуальность" 48. "Часы, лекция, досуг, отдых, стрелки, утро, года, века, эра" 58. "Сила, мощный поток, Млечный путь, песок" 61. "Деньги, старость, песок. МУДРОСТЬ"
3. "Скорость, необъятность, напряженность, полет, стремительность"
22. "Вечность,

 
  пустое простран

 
в
до 9
ство, время не

 
 
 
существует"

 
л

 

 

 
ь

 

 

 
н

 

 

 
ы
Сред

 
5. "Бесконечность, смысл вечности, универсум" 6. "Часы, свидание, Вселенная, работа, самоактуализация" 56. "Бесконечность, песочные часы" 62 "Дети, жизнь, опоздание, стаж, часы, возраст" 9. "Бежит, песчинки падают, много, оно проходит, но еще есть"

 
няя

 

 
от 10

 

 
до 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Высо
11. "День, ветер, музыка, стрелки, воздух" 16. "Возраст, луна, смерть, Кипр, помидоры" 31. "Вечность, отрезок, взлетпадение" 32. "Дорога, течение реки, линейка" 63. "Жизнь, космос, песок, вода, камни"
2. "Изменение, вращение, намерение, осуществление, путь" 47. "Жизнь проходит, бесконечность, вечность, бездна, карающий меч" 49. "Жизнь, деньги, часы, секунды, река, коротко, срочность, рождение, старость, мудрость"

 
кая

 
от 17

 

 
14. "Песок, вода, облака, плывут, дорога" 40. "Возраст, бежит, деньги, опоздание, жизнь" 25. "На данный момент все хорошо"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Н
Низкая
24. "Деньги, экзамены, опоздания, не высыпаюсь" 43. "Транспорт, действие, здоровье" 44. "Действие, перемены, решительность, движение вперед" 52. "Час, год, течение, путь, период, вечер, ночь, день" 53. Жизнь, свобода, дорога вверх" 65. "Жизнь, непрерывность, рождение, старость, смерть"

 
15. "Жизнь, год, век, i сутки, сезон" 34. "Летит, стоит на месте, ураган, космос, пустота"
е

 
Д
до 10

 
 
 

 
в

 

 
 
 

 
л

 

 
ь

 

 
н

 

 
ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Сред
1. "Возраст, ступени, планы, надежды, ритм, метроном" 4. "Река, вода, времена года, день рождения, дети" 12. "Древность, бесконечность, суета, через, спешка" 18. "Цветы, звезды, любовь, доброта, взаимопонимание"

 
33. "Деньги, пистолет и крест" 55. "Времена года" 21."Постоянство, быстрое, скольжение, бег" 23. "Бесконечность, дорога" 26. "Ночь, ветер, страх, мгла, бесконечность" 27. "Миг, стрела, молния" 39. "Минута, будильник, бежит, пространство" 41. "Жизнь, добро, свет" 50. "Бесконечность, быстрое течение, сожаление, тленность, искаженное восприятие" 5 9. "Жизнь, течение" 57. "То ощущение, в котором я нахожусь" 67. "Жизнь, здоровье, дети, возраст, дружба"

 
няя

 

 
от 10

 

 
ДО 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Высокая от 17
38. "Миг, секунда, неделя, год, вечность, столетия, момент, шаг, продвижение, победа, цель, надежда"
60. "Часы, стрелки, дни, года, месяцы, стремительный поток"
13. "Текущая вода, седина, погасший костер с пеплом, кладбищенские мотивы"

 

 

 

Мотивация к достижению это характеристика мотивационно-целевой сферы, выражающая стремления человека достигать высокого уровня реализации и одновременно его настойчивость в преодолении препятствий первая из показателей активности человека, с которой мы встречаемся при рассмотрении вопроса о взаимосвязи пролонгированнойситуативной, активнойпассивной и внутренневнешне заданной временной регуляции.



Содержание раздела