Неопределенность мотиваций


И опять время выступает помощником "сила, Млечный путь, мощный поток, песок". Довольные испытуемые второго типа. Таких только один человек.
№ 5. Неопределенность мотиваций при равномерном распределении усилий. Время философская категория, воспринимаемая с едва заметным позитивным оттенком "смысл вечности, бесконечность, универсум".
Довольные испытуемые третьего типа (имеющие опыт неудачи).
№ 9. При некоторой уверенности в своих возможностях слабый страх неудачи. "Время бежит, песчинки падают, много, оно проходит, но еще есть".
№ 47. При некоторой неуверенности в своих возможностях слабый страх неудачи. "Время бесконечность, вечность, карающий меч, бездна, жизнь проходит".
Из сравнения темпоральных ассоциаций с удовлетворенностьюнеудовлетворенностью и ориентацией на успех или на избегание неудачи можно сделать ряд выводов. Во-первых, внешние условия оказывают влияние на мотивацию личности, а чувство удовлетворенности и подлинности жизни является субъективным отражением внешних условий, характеризующих ее проблемную ситуацию. Значительное увеличение стремления к успеху возможно лишь при удовлетворительных внешних условиях, а чрезмерное избегание неудач при неудовлетворительных.

Это является подтверждением постулата о субъективном характере отражения объективной действительности, при котором субъект отражает реальность в соответствии с собственными ожиданиями. Во-вторых, не только особенности субъективного отражения формируют внутренг нюю реальность субъекта, во многом она результат влияния активности личности (ее способов саморегуляции); например, значительное преобладание установки на избегание неудач однозначно) вызывает неудовлетворенность жизнью. В-третьих, удовлетворенность жизнью является не только обобщенным чувством подлинности жизни, но и формируется в результате сопоставления себя с реальными условиями и обстоятельствами жизни: принятием или
непринятием этих условий как задач и наличием или отсутствием адекватного для человека способа самореализации в этих условиях.
В соответствии со способами реализации можно выделить несколько стратегий. Первая, когда успех или неуспех не связан ни с настоящим и с отношением "могухочу" для будущего. Вторая отражает интенцию в будущее ("хочу" преобладает или равно "могу") независимо от успеха или неуспеха.
В данной выборке нет людей, удовлетворенных прошлым, все они ориентированы на будущее, поскольку имеют желания ("хочу") или возможности ("могу"), но при высокой и при низкой удовлетворенности жизнью играет роль разница между стремлением к успеху и влиянием опыта неудач. Значение движущей силы играет не сам успех, а оценка своих возможностей относительно настоящего и желаемого будущего, которая сказывается на соотношении удовлетворенности и разнице успеха и неудачи.
Завершая свое сложное исследование, Н. А. Растригина приходит к следующим выводам: "Личностная самоорганизация носит типологический характер, который обнаруживает внутренний механизм саморегуляции соотношение между возможностями, желаниями и удовлетворенностью как итогом предыдущей и движущей силой будущей активности, а также соотношение внутреннего контура активности с внешними условиями прошлыми, настоящими и будущими.
Гармоничность или внутренняя противоречивость активности личности во времени жизни составляет ее жизненную проблему. Решение этой проблемы в значительной мере зависит от того, насколько личность уверена в своих силах и в своем будущем.
Главным результатом нашего исследования является эмпирическое обнаружение того, что внутренний контур активности составляет определенный интеграл, что доказывается на основе процедуры вычитания и получения разницы ("ресурса") между возможностями, желаниями, оценкой того, что есть, их соотношением и т. д. и включает удовлетворенность, использующую (или не использующую) этот ресурс в последующей активности. Это и есть наличный внутренний потенциал личности.
Характеристика временной организации личности заключается в оптимальном способе соотнесения своего потенциала (соотнесением вышеназванной разницы "могу""хочу""удовлетворенности сейчас") и ориентации на реальную ситуацию или будущее" [96, с. 53-54].


Следует подчеркнуть, что типологические различия заключаются в том, что одни имеют динамический потенциал, а другие осознанный, что подтверждает разделение перспектив на когнитивную и личностную.
, 175
'; В цикле наших исследований мы отправились от теоретически выделенных, и в этом смысле абстрактных параметров личностного времени, времени личности в жизненном пути: пролонгированно-стиситуативности, временных режимов деятельности, ее планирования, и главное, от несложной модели осознания, переживания и практической организации деятельности во времени. Идя от этих параметров, мы получали типологические характеристики личности именно в этих категориях. Однако с момента, когда Л. Ю. Куб-лицкине обнаружила факт внешнейвнутренней детерминации времени, который никак не предполагался в наших теоретических гипотезах, мы начали все более интенсивно использовать в исследованиях различные личностные методики, как бы изменив направление: не от времени к личности, а от личности к особенностям ее времени. Так, уже в исследовании О. В. Кузьминой выявлялась личностная тревожность (по Спилбергеру), потребность в достижениях (по Ю. М. Орлову), личностные временные ценности.

Иными словами, начал реализовываться подход, при котором выявлялись не проявления личности (во времени жизни и деятельности), не отношения ее ко времени (осознание, переживание времени), а ее собственные внутренние временные механизмы, которые описывались в традиционных личностных категориях и одновременно темпоральных. Так мы стали проникать "вглубь" личностной организации времени.
Огромным шагом в этом проникновении было исследование Т. Н. Березиной, выявившей особенности неосознаваемой личностной сферы, поскольку последние наиболее имманентны личности и никак не могут быть "приписаны" ей, даже в хорошем смысле, экспериментатором, исследователем.
Существенно, что если В. И. Ковалев шел от модели "личность жизненный путь", в которой предполагалось связующее звено, и этим звеном выступил временной способ жизни личности, то Т. Н. Березина фактически исследовала модель "жизненный путь „внутри" личности", в ее неосознаваемой образной сфере. И теоретические гипотезы, в частности, о типах жизненных перспектив, которые выдвигались нами ранее, получили подтверждение как действительные личностные реалии (о чем выше уже говорилось).
Н. Ю. Григоровская значительно расширила число изучаемых личностных модальностей включила сознательный и неосознаваемый уровни, и даже телесный природный, базальный, выходящий, как известно, за пределы личностного, т. е. индивидный. Но главным достижением ее работы было то, что она поставила вопрос, каково соотношение между уровнями прежде всего осознаваемым и неосознаваемым (в ее терминахбессознательным), т. е. фактически вопрос о саморегуляторном механизме личностной организации времени. На первый взгляд, в ее исследовании прева-
лировало изучение отношения ко времени. Но фактически это уже было не абстрактное отношение к внешнему времени (выявляемое методиками Кнаппа, Кроника-Головахи, в которых испытуе-мый как бы выбирал, какие из предложенных в опроснике способов переживания времени он "находит" у себя или они совпадают с его способом переживания), а непроизвольно выраженное, т. е. внутреннее отношение. Можно привести следующую аналогию, раскрывающую принципиальное различие методов.

Мы можем теоретически составить типологию ответственности и спрашивать респондентов, какой из предложенных типов он "опознает как свой" или "считает своим". Но это далеко не значит, что он реально обладает
этим типом ответственности. Это можно выявить только в эксперименте.
Н. Ю. Григоровская получила данные, вскрывающие внутренние (разные у разных типов) темпоральные характеристики личностей, особенно значимые с точки зрения ресурсов, возникающих из способа связи осознаваемого и неосознаваемого уровней. Но поскольку неосознаваемый уровень был выявлен ею также скорее в аспекте представлений, образов, смыслов, то собственно "движущие силы", побудители темпоральной активности личности остались вне поля зрения. Однако тем не менее характеристика отношений личности ко времени ею была получена в ее полном объеме. Важную онтологическую характеристику этого отношения составили "телесные" показатели; фактически ею была выявлена внутренняя "архитектоника" времени, которая составляет предрасположенность к стратегии в жизненном пути, т. е. самореализации. Можно сказать, что удалось выявить не умозрительное, а экзистенциальное темпоральное отношение личности, ее самовыражение во времени.

Типология Н. Ю. Григоровской показала, что эти отношения, способ самовыражения не просто различаются у разных личностей. На первый взгляд, в наборе не присутствовали категории жизненного пути (ни образы событий, как у Т.



Содержание раздела